Фаянс
IФа́янс (Fajans) Казимир (27.5.1887, Варшава, – 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911–17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ. Профессор Мюнхенского (1917–35), Мичиганского (1936–57) университетов. Ф. Одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243mPa (UX2) и 215Po (AcA), двойной распад 214Bi (RaC). Совместно с Ф. Панетом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса - Панета правило). Основные труды Ф. В области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях.
Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924). Соч. В рус. Пер. Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923. Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом). Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа», 1973, № 10, с. 74–82.IIФая́нс (франц. Faience, от названия итал. Города Фаэнца, одного из центров керамического производства) плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики. Производство фаянса. Для изготовления Ф. Применяется то же сырьё, что и для производства Фарфора, меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. Отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9–12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури (См.
Глазурь). По составу и свойствам различают Ф. Глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси. 60–65% пластичных материалов (каолина и глины), 30–36% кварца, 3–5% полевого шпата. Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250–1280 °С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. Н. Глазурный) – для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050–1150 °С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. Обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью.
Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700–900 °С. Ф. Получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. Вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. См. Также в ст. Керамика. И. А. Булавин. Художественный фаянс. Близкие к Ф. Изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. Производили с 4–5 вв. В Китае (в 7–13 вв. – с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее – в Корее (11–13 вв.), Японии (с 16 в. Славился Ф. Завода Сацума).
В странах ислама с 12 в. Получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10–11 или 11–12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. И прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе (См. Ниса), Мешеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. Изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12–13 вв.) или Люстром (конец 11 – начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры – Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16–17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан, Керман и др.).
В Европе собственно Ф. Начали выделывать около 1525–65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. Были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. Расцвет около 1680–1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18–20 вв. Высокого качества Ф. Производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. Черты. Большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. Заводы (в Межигорье под Киевом, 1799. А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М.
С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф. Белый, опак («непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др. Полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика). Основной центр производства сов. Художественного Ф. – завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хара, Е. М. Гуревич и др.). См. Также ст. Керамика. Лит. Кубе А. Н., История фаянса, Берлин – П. – М., 1923. Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952. Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973. Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972. Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975.
Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975. Lane А., Later islamic pottery, L., [1957]. Его же, Early islamic pottery, L., [1958]. Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1–2, N. Y., 1966. (По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ. Часть статьи о восточном фаянсе – Т. Х. Стародуб.) Фаянс. Ф. Н. Крохина. Миска. 1964. Фаянс. О. В. Малышева. «Моряки». 1972. Фаянс. И. С. Ефимов. «Лань с детёнышем». 1929. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва. Фаянс. Квасник. Район Гжели. 19 в. Фаянс. Кувшин. Гжель. 1833. Фаянс. Ваза с росписью. Завод Сацума. Япония. 18 в. Музей искусства народов Востока, Москва. Фаянс. Статуэтка из серии «Народные типы». Каменно-Бродский фаянсовый завод. Украина. 1880-е гг. Фаянс. Кубок с росписью «минаи». Рей. Иран. 12—13 вв.
Музей искусства народов Востока, Москва. Фаянс. Облицовочная панель. Изник. Турция. 16 в. Лувр. Париж. Фаянс. Рельеф из Мединет-Абу. Древний Египет. Новое царство. Музей Кестнера. Ганновер..
Дополнительный поиск Фаянс
На нашем сайте Вы найдете значение "Фаянс" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаянс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа