Фельетон
(франц. Feuilleton, от feuille – лист, листок) жанр художественно-публицистической литературы. Ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы – актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость», лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей. Своеобразие Ф. Связано преимущественно с тем, что он относится к «смешанному» художественно-публицистическому жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы. Рождение Ф. Относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политические, не официальные материалы.
Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра. С увеличением формата газеты Ф. Стали называть её «подвал». Под рубрикой Ф. Печатались даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), давшие начало «роману-фельетону», ориентированному на вкусы массового читателя. Материалы под рубрикой Ф. Нарушали официальную серьёзность, шаблонность и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекательной нравоописательности. Истоки Ф., пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политического Ф. На Западе в 19 в. Связано с именами Л. Берне (См. Бёрне), Г. Гейне, В. А. Рошфора, Г. Веерта, Ф.
Фрейлиграта. В России само звание фельетониста долго имело уничижительный оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. «русифицировалась» в 20-е гг. 19 в. В газете «Северная пчела» Ф. В. Булгарина, Ф. Которого свойственны охранительные и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И. Сенковского (См. Сенковский)) в журнале «Библиотека для чтения» высмеивали бездарность и пошлость в литературе. Вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность. Лучшие образцы фельетонной литературы 1-й половины 19 в. Представлены сатирически заострёнными литературно-критическими статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А.
С. Пушкина (под псевдонимом Феофилакт Косичкин). В середине 19 в. Этапным явлением в развитии жанра стали Ф. Писателей натуральной школы (См. Натуральная школа), В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирических журналов конце 18 в. Н. И. Новикова и И. А. Крылова). Питаясь фактами из литературы и периодики, они вели к глубоким социально-политическими обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политический Ф. Стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях 2-й половины 19 в. («Искра», «Гудок», «Будильник»), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др. На развитие стиля рус. Ф. Повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А.
И. Герцена (заметки, памфлеты в «Колоколе»). В традициях революционно-демократической журналистики вёл политические Ф. В 1895–96 на страницах «Самарской газеты» М. Горький (под псевдонимом Иегудиил Хламида). Политической остротой и идейной чёткостью отмечены Ф. Критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С. Ольминского (1900–10-е гг.). Видные фельетонисты конца 19 – начала 20 вв. – А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористическому рассказу, актуальное публицистическое звучание. Существенно для развития рус. Ф. Творчество сотрудников «Сатирикона» и «Нового сатирикона» – А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, Саши Чёрного. В «Новом сатириконе» были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского («Гимн судье», «Гимн взятке» и др.), который вместе с Д.
Бедным сыграл важную роль в становлении советского Ф. Сов. Ф. 20 – начала 30-х гг. Развивал лучшие традиции передовой рус. Фельетонной литературы (Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. Выделялись проблемно-публицистические фельетоны М. Е. Кольцова. В 40–50-е гг. Обрели широкую известность имена фельетонистов Г. Е. Рыклина, Л. С. Ленча, Д. И. Заславского, С. Д. Нариньяни, С. И. Олейника. В 60–70-е гг. Выделяются фельетоны Н. И. Ильиной, Л. И. Лиходеева, И. М. Шатуновского. Появляются романы-фельетоны. Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) сов. Обличительно-тенденциозный Ф. На международные политические темы (Маяковский, Заславский, Я. Галан). Став достоянием дореволюционной большевистской прессы (газета «Правда»), Ф.
Остаётся живым и актуальным жанром советской печати. Лит. Фельетон. Сб. Статей, Л., 1927. Фельетоны сороковых годов, М. – Л., 1930. Заславский Д., Истоки и пути фельетона. FM.], 1931. Его же, фельетон, в сборнике. Газетные жанры, М., 1955. Русский фельетон, М., 1958. Советский фельетон, М., 1959. Кольцов М. Е., Писатель в газете, М., 1961. Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров, М., 1969. И. А. Дедков..
Дополнительный поиск Фельетон
На нашем сайте Вы найдете значение "Фельетон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фельетон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа