Фигуры стилистические
(греч. Schema, лат. Figura — очертание, внешний вид. Оборот речи) система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Ф. С. Используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии). Изучение Ф. С. Имеет длительную историю (первые суждения относятся к эпохе античности). До недавнего времени Ф. С. Рассматривались преимущественно в учебно-дидактическом плане. В практических пособиях по риторике, стилистике и поэтике демонстрировались образцы фигурированной речи, взятые, как правило, из произведений далёкого прошлого.
Приводились разнообразные классификации Ф. С. (их насчитывали от 20 до 70). Соответствующие наставления исходили из предположения о том, что Ф. С. Не более чем искусственные и внешние приёмы «украшения» речи, осваиваемые посредством подражания. С современной точки зрения, Ф. С. — обычные, «естественные» способы использования выразительных возможностей языка, применяемые говорящим (пишущим) при осуществлении конкретных актов речи и являющиеся одним из важнейших компонентов индивидуального стиля (См. Стиль). Ф. С. Можно подразделить на три типа, каждый из которых существует в двух противоположных вариантах. I. Ф. С. Протяжённости делятся на. 1) Ф. С. Убавления — Эллипс — результат выбора конструкции с меньшим количеством составных частей.
Могут отсутствовать начало, середина, конец фразы. «Ворон ворону [говорит] в ответ» (А. С, Пушкин). 2) Ф. С. Добавления — результат выбора конструкции, в которой неоднократно используется одно и то же слово в одной и той же форме. Сюда относится прежде всего точный повтор («Еду, еду — следу нету» — загадка). Может повторяться начало фразы — анафора или конец — Эпифора, повтор может состоять также из конца предыдущей и начала последующей фразы — стык («О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта. « — А. А. Блок). В большинстве случаев повторы неточные. Повтор слова в одном и том же значении, но в разных падежах — многопадежность, или полиптотон («Человек человеку — Друг, товарищ и брат»). Повторение одного и того же слова в разных значениях — «обыгрывание» многозначности, или дистинкция («У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни» — сентенция).
Определение дублирует определяемое — Тавтология («тёмный мрак»). Перечисление близких по значению элементов — ампфликация («Во саду ли, в огороде...» — народная песня). Вслед за каким-либо словом следует другое, противоположное по значению — Антитеза («Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог» — Г. Р. Державин). II. Ф. С. Связности делятся на. 1) Ф. С. Разъединения — результат выбора конструкции со слабой связью составных частей. Сюда относятся. Дистантное употребление слов, непосредственно связанных по значению («Где взгляд людей обрывается куцый...», — В. В. Маяковский). Парцелляция (реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой. «Я жаловаться буду. Губернатору.» — М. Горький). Аттракция (устранение согласования.
«Началась у них драка-бой великая» — фольклор). Вводные элементы («И тут появляется — кто бы вы думали. — она...»). Перестановка частей высказывания («Умрём и бросимся в бой» — Вергилий) и др. 2) Ф. С. Объединения — результат выбора конструкции с тесной связью составных частей. Градация, синтаксический Параллелизм, отнесение слова одновременно к двум членам предложения («И горный зверь, и птица. Глаголу вод его внимали» — М. Ю. Лермонтов), повторение союзов и др. III. Ф. С. Значимости делятся на. 1) Ф. С. Уравнивания — результат выбора конструкции с относительно равноценными составными частями. Прямой порядок слов. Контактное употребление слов, непосредственно связанных по значению. Равномерность распространения второстепенных членов.
Приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев. 2) Ф. С. Выделения — результат выбора конструкции с неравноценными составными частями. Инверсия (слово занимает не вполне обычную и потому «сильную» для него позицию — либо в начале, либо в конце фразы. «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил» — Пушкин), градация (особенно нарастающая. Начала строф стихотворений Ф. И. Тютчева. «Восток белел. Восток алел. Восток пылал...»). Существуют Ф. С., усиливающие и выделяющие фразу в целом на фоне её окружающих. Риторическое обращение (т. Е. К неодушевлённому предмету. «А ты, вино, осенней стужи друг...» — Пушкин), риторический вопрос («Знаете ли вы украинскую ночь?» — Н. В. Гоголь), риторическое восклицание («Какой простор!»). Значимость фразы резко повышается также в результате отождествления её с абзацем («Море — смеялось» — Горький).
Названные простые Ф. С. Способны синтезироваться в целостном тексте, образуя сложные фигуры. Использование в речи Ф. С. (как и тропов (См. Тропы)) — частный аспект проблемы мастерства писателя. Простое наличие или отсутствие Ф. С. Вовсе не определяет стилистических достоинств текста. Углублённое изучение Ф. С. Предполагает объединение усилий различных специалистов. В первую очередь лингвистов, литературоведов, психологов. Лит. Античные теории языка и стиля, М. — Л., 1936. Бэн А., Стилистика и теория устной и письменной речи, пер. С англ., М., 1886. Балли Ш., Французская стилистика, пер. С франц., М., 1961. Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, в сборнике. Вопросы теории и психологии творчества, 2 изд., т. 1, Хар., 1911. Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921.
Рыбникова М. А., Введение в стилистику, М., 1937. Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966. Корольков В. И., К теории фигур, в кн. Сборник научных трудов Моск. Гос. Пед. Института иностранных языков им. М. Тореза, в. 78, М., 1974. Staiger Е., Die Kunst der Interpretation, Z., 1957. Его же, Grundbegriffeder Poetik, 8 Aufl., Z. — Freiburg i Br., 1968. Lausberg Н., Handbuch der literarischen Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwis-senschaft, [Bd 1–2], Münch., 1960. Todorov Т., Tropes et figures, в сборнике. To honor R. Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth birthday, v. 3, The Hague — P., 1967. В. И. Корольков.
Дополнительный поиск Фигуры стилистические
На нашем сайте Вы найдете значение "Фигуры стилистические" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фигуры стилистические, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа