Философия жизни

107

иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. Ж. Явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Ф. Ж. Весьма различны. От буржуазного либерализма до консервативных позиций. В своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии. Понятие «жизнь» многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Ф.

Ж. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ф. Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др. «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого варианта Ф. Ж. Характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму – «духу» и «разуму», склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина – то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь – то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью), органицизм в социологии.

«Исторический» вариант Ф. Ж. (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации «жизни» из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в др. Вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Ф. Ж. Оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке «жизни», истории. Характерное для Ф. Ж. Отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии (См.

Понимающая психология), морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. Ж. В виде противопоставления культуры и цивилизации. Др. Вариант Ф. Ж. Связан с истолкованием «жизни» как некоей космической силы, «жизненного порыва» (А. Бергсон), сущность которого – в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм. Субстанция жизни – чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно. Теория познания Ф. Ж. – разновидность иррационалистического Интуитивизма, динамика «жизни», индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Ф.

Ж. К воскрешению панэстетических концепций нем. Романтизма, возрождению культа творчества и гения. Ф. Ж. Подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру. Наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Ф. Ж., художественный Символ. В этом отношении Ф. Ж. Попыталась опереться на учение Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. Шпенглер стремился «развёртывать» великие культуры древности и нового времени из «символа прадуши» каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени.

К аналогическому методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора. Творчество выступает по существу для Ф. Ж. Как синоним жизни. Для Бергсона оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф. Степуна имеет трагически-двойственный характер. Продукт творчества как нечто косное и застывшее становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда надрывно-безысходная интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистическим пафосом Шпенглера и восходящая к мировоззренческому корню Ф.

Ж. – её пафосу судьбы, «любви к року» (Ницше), проповеди слияния с иррационалистической стихией жизни. Трагические мотивы, лежащие в основе Ф. Ж., были восприняты искусством конца 19 – начала 20 вв. (особенно Символизмом). Наибольшего влияния Ф. Ж. Достигла в 1-й четверти 20 в., к ней тяготели некоторые представители неогегельянства (См. Неогегельянство), Прагматизма. В дальнейшем она растворяется в др. Направлениях идеалистической философии 20 в., некоторые её принципы заимствуются сменяющими её Экзистенциализмом, Персонализмом и др. Лит. Риккерт Г., Философия жизни, П., 1922. Современная буржуазная философия, М., 1972, с. 112–175. Messer A., Lebensphilosophie, Lpz., 1931. Lersch Ph., Lebensphilosophie der Gegenwart, B., 1932.

Bolinow О. F., Die Lebensphilosophie, B., 1958. Misch G., Lebensphilosophie und Phänomenologie, 3 Aufl., B., 1964. П. П. Гайденко.

Значения в других словарях
Философии институт

Академии наук СССР, центральное научно-исследовательское учреждение СССР в области философии. Организован в Москве в 1929 в результате преобразования философской секции Комакадемии. С 1936 – в системе АН СССР. Основные направления работы института. Исследование материалистической диалектики как теории и общей методологии, ленинской теории отражения, проблем теории познания, философских вопросов современного естествознания, перспектив его развития, роли интегративных направлений – теории систем,..

Философия

(греч. Philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость) форма общественного сознания. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. Направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека. Она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. Неразрывно ..

Философия истории

раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. И. Существенно изменялись в ходе исторического развития. Уже в античной историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. В средневековой христианской Ф. И. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение (люди – только актёры ..

Философия культуры

культурфилософия (нем. Kulturphilosophie), раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. Нем. Романтиком А. Мюллером. Ф. К. Следует отличать как от философии истории (См. Философия истории), ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений. Проблематика Ф. К. В..

Философия Жизни

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповтор..

Философия Жизни

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение конца 19 - начала 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественно-органическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В...

Философия Жизни

Философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальны..

Философия Жизни

- идеалистическое философское течение конца XIX—начала XX вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Наиболее адекватной формой познания «жизни» является символ. Для Ф. Ж. Характерны иррационализм и интуитивизм. Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др. Представители. Ф. Ницше, Л. Клзгес, Т. Лессинг, Л. Фробеииус, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер.. ..

Философия Жизни

Направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. В Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. Утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. Феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. Возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первы..

Философия Жизни

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - направление в западноевропейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. В Германии и получившее известность, гл. Обр., в первой трети 20 в. Ф.Ж. Утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. Феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. Возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает прояв..

Философия Жизни

— направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. В Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. Утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. Феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. Возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять пер..

Дополнительный поиск Философия жизни Философия жизни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философия жизни" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия жизни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 15 символа