Философские конгрессы

67

международные. 1-й международный Ф. К. (август 1900, Париж), организованный по инициативе франц. Философов-идеалистов – Э. Бутру (президент конгресса), А. Бергсона, Л. Кутюра, Э. Леруа и др., был приурочен к Всемирной выставке. Работа конгресса проходила по 4 секциям – логики и истории науки (преобладали доклады позитивистского направления), общей философии и метафизики, этики, истории философии [доклады П. Таннери (Франция) «Принципы естествознания у Аристотеля», Ж. Льона (Франция) «Инструктивная логика в эпикурейской школе», А. Делакруа (Франция) «Д. Юм и критическая философия» и др.]. От России в работе конгресса участвовали логик Н. А. Васильев (вице-президент конгресса), В. Н. Ивановский, Б. Н. Чичерин. На 2-м конгрессе (1904, Женева, Швейцария) наряду с перечисленными секциями работала секция истории науки.

На 3-м конгрессе (1908, Гейдельберг, Германия, президент конгресса – В. Виндельбанд) доминировали неокантианское и отчасти неогегельянское направления (Б. Кроче, Италия, и др.). Обсуждалась проблема синтеза абсолютного идеализма с прагматизмом [доклады Дж. Ройса (США), Ф. К. С. Шиллера (Великобритания), Г. Куваки (Япония)]. Из России на конгрессе присутствовали А. В. Васильев, Н. А. Васильев, П. Э. Лейкфельд. На 3-м конгрессе была выработана семисекционная структура (секции истории философии, общей философии, психологии, логики и теории познания, этики, эстетики, философии религии), характерная и для следующих пяти Ф. К. (4-й состоялся в 1911, в Болонье, Италия. 5-й – в 1924, в Неаполе, Италия. 6-й – в 1926, в Кембридже, США. 7-й – в 1930, в Оксфорде, Великобритания.

8-й – в 1934, в Праге, Чехословакия). Значительным событием был 9-й Ф. К. (1937, Париж) – т. Н. Декартовский конгресс, посвященный 300-летию выхода сочинений Р. Декарта «Рассуждение о методе» и «Геометрия». Специальная секция конгресса обсуждала основные идеи картезианской философии. Работали подсекции истории картезианских идей, влияния картезианства, методологических и математических аспектов учения Декарта и др. Были рассмотрены проблемы соотношения идей Декарта с философией франц. Материалистов 18 в. (доклад Х. Влесхаувера, Нидерланды), Г. Галилея (доклад Л. Койре, Франция). Обсуждался вопрос о влиянии Декарта на развитие философии и науки в Англии (А. Р. Андерсон), Германии (Э. Бергман), Венгрии (И. Халаши-Надь), Чехословакии (И.

Тирди), Японии (Г. Куваки). В докладах И. Бенеша (Венгрия), С. Браун, К. Левита (Германия), Ж. Маритена (Франция) с идеалистических позиций были рассмотрены проблемы онтологии и гносеологии Декарта. На секции логики и философии математики 9-го Ф. К. Обсуждались антиномии и парадоксы логики и теории множеств, логико-математический анализ проблемы бесконечного (доклады Х. Перельмана, Ж. Тюммера и А. Френкеля) и проблемы формальной структуры математических объектов. Специальные секции были посвящены философским вопросам физики и биологии. Обсуждались принципы детерминизма и неопределённости (Л. Де Бройль, П. Феврие, Франция, А. Теста, Италия, Э. Юинг, Великобритания). На секции философских вопросов биологии дискуссия развернулась вокруг выдвинутого Л.

Берталанфи «органицистского подхода» к биологическим закономерностям. Работала также секция анализа рефлексии и трансцендентности, на которой доминировали неотомисты, и секция «ценности – нормы и действительность». После перерыва, связанного со 2-й мировой войной 1939–45, была сделана попытка собрать 10-й Ф. К. В 1946 в Риме. Однако этот конгресс не был достаточно представителен и обычно не включается в общую нумерацию Ф. К. (как и международный конгресс по философии в Барселоне, 1949). Поэтому 10-м считается Ф. К., состоявшийся в 1948 в Амстердаме (Нидерланды). Начиная с него Ф. К. Организуются Международной федерацией философских обществ под эгидой ЮНЕСКО. Тема 10-го Ф. К. – «Человек, человечество и гуманность». На 17 секциях (в т.

Ч. И новых – философии права, философии языка, философии истории) было заслушано более 400 докладов, в проблематике которых важную роль играла антифашистская тема. 11-й конгресс (1952, Брюссель, Бельгия) прошёл под знаком господства феноменологической школы (доклады А. Бейера, Л. Ландгребе, ФРГ, А. Сильва-Таруки, Австрия) и неопозитивизма (А. Айер, К. Поппер, Великобритания). На конгрессе было принято решение проводить Ф. К. Регулярно раз в 5 лет. Крупнейшей вехой в истории Ф. К. Явился 12-й конгресс (сентябрь 1958, Венеция и Падуя, Италия, более 1300 делегатов), на котором впервые присутствовали делегация СССР (в составе 28 чел.), а также представители Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии. В докладах сов.

Делегации, вызвавших большой интерес со стороны участников конгресса, было дано марксистское освещение темы 12-го Ф. К. – «Человек и природа». Две другие ведущие проблемы – «Свобода и ценности» и «Логика, язык и общение». В дискуссиях вокруг этих проблем сов. Делегация последовательно отстаивала принципы марксистско-ленинской философии, выступала против идеалистического истолкования достижений современной науки и попыток «опровержения» диалектического материализма. С материалистических позиций выступал также ряд философов Италии, США, Франции. Среди представителей буржуазной философии численно преобладали неотомисты и логические позитивисты. На 13-м Ф. К. (1963, Мехико, Мексика, около 1500 участников) также присутствовали делегации СССР (18 чел.) и др.

Социалистических стран, сделавшие в общей сложности более 70 докладов и сообщений, в которых был изложен марксистский подход к главным темам конгресса («Проблема человека» и «Критика нашей эпохи»). В докладах представителей СССР, Кубы (Х. А. Портуондо) и ряда др. Стран рассматривались идеологические вопросы национально-освободительной борьбы против империализма и неоколониализма. Отпор со стороны делегатов из социалистических и развивающихся стран получила выдвинутая в докладах Ф. Ларройо (Мексика) и Р. Савады (Япония) идея «мирового правительства». Полемика между представителями материалистических идеалистических воззрений развернулась на заседаниях конгресса, посвященных философским вопросам естествознания, оценке философии Э.

Гуссерля (симпозиум), общей семантике, соотношению европейских и вост. Философских традиций. Важное значение для развития взаимопонимания между философами СССР и США имела встреча делегаций этих стран, организованная под председательством Дж. Сомервилла (США) и посвященная теме «Философия и проблемы мира на земле». На 14-м Ф. К. (1968, Вена, Австрия, около 3000 делегатов, в том числе 150 из социалистических стран) члены сов. Делегации (41 чел.), принимавшие активное участие почти во всех пленарных и секционных заседаниях, дали марксистский анализ основных тем конгресса («Дух, мир и история», «Свобода. Ответственность и решение», «Язык. Семантика и герменевтика», «Философия и идеология», «Философия и наука»). На конгрессе рассматривались основные проблемы современности.

Вопросы общественно-политической, национально-освободительной и идеологической борьбы, социальные последствия научно-технической революции, ответственность и роль учёного, кризис буржуазной культуры, характер и значение гуманизма в современную эпоху. Конгресс показал рост всемирного влияния идей марксистско-ленинской философии. По случаю 150-летия со дня рождения К. Маркса в рамках конгресса был проведён коллоквиум «Карл Маркс и философия современности». Как дополнение к нему по инициативе сов. И амер. Марксистов был организован коллоквиум «Природа человека и проблема мира», 15-й Ф. К. Состоялся в сентябре 1973 (Варна, НРБ, около 3500 участников). В порядке подготовки к конгрессу в СССР, Болгарии и др. Социалистических странах был проведён ряд конференций (в частности, Всесоюзная теоретическая конференция «Человек и научно-технический прогресс», март 1973), были опубликованы доклады и др.

Материалы, в том числе совместный сов.-болг. Труд «Ленинская теория отражения и современная наука» (т. 1–3, София, 1973). Одной из наиболее многочисленных была делегация СССР (270 чел.). Значительно шире, чем на предыдущих конгрессах, были представлены философы развивающихся стран Азии и Африки. Тема конгресса «Наука, техника, человек» была глубоко рассмотрена в докладах философов-марксистов в свете диалектического материализма и марксистской методологии науки. На конгрессе развернулись острые дискуссии между представителями марксистской и буржуазной философии, затрагивающие практически все актуальные вопросы современной философии и общественного развития. Кроме общих Ф. К., регулярно проводился и проводится ряд др.

Международных конгрессов по отдельным областям и направлениям философии. Международные конгрессы по логике, методологии и философии науки (проводятся с 1960. 5-й состоялся в 1975), Международные конгрессы по эстетике (проводятся с 1913. 7-й состоялся в 1972), Международные гегелевские конгрессы (проводятся с 1956. 11-й состоялся в 1976), Международные лейбницевские конгрессы (проводятся с 1966. 2-й состоялся в 1972). Лит. Копнин П. В., XII Международный философский конгресс. Заметки участника, «Философские науки», 1959, № 1. Юдина Н. С., Михаленко Ю. П., Садовский В. Н., Некоторые проблемы современной философии. Критический обзор материалов XII Международного философского конгресса. Венеция, 1958, М., 1960. Скирдо М. П., Борьба идей на XV Всемирном философском конгрессе, М., 1974.

Б. А. Старостин..

Значения в других словарях
Философская антропология

в широком смысле – учение о природе (сущности) человека (см. Человек). В узком – течение в зап.-европейской, преимущественно нем., философии 1-й половины 20 в., исходившее из идей идеалистической философии жизни (См. Философия жизни) (В. Дильтей), феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля и др. И стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – биологии, психологии, этнологии, социологии и т.д. Начало Ф. А. Связано с появлен..

Философские журналы

Как специфическая форма научной литературы возникли в конце 17 в. Научные журналы [«Journal des Savans» (P., 1665–1792). «Philosophical Transactions» (L., с 1665). «Acta eruditorum» (Lipsiae, 1682–1731)] печатали наряду с естественнонаучными статьями философские статьи, сообщали о новостях философской жизни, рецензировали книги по философии. В 18 в. Возникли собственно Ф. Ж. – первоначально в Германии. «Acta philosophorum» (Halle, 1715–26). «Philosophisches Journal einer Gesellschaft deutscher ..

Философские науки

(«Филосо́фские нау́ки»,) научный журнал, орган министерства высшего и среднего специального образования СССР, выходит в Москве в серии «Научные доклады высшей школы», с 1958 – 4 раза, с 1962 – 6 раз в год. Главные редакторы. С 1958 – М. Т. Иовчук, с 1971 – В. С. Готт. Публикует статьи по диалектическому и историческому материализму, истории философии, этике, эстетике, атеизму, логике, методологическим вопросам естественных и общественных наук, философским проблемам культуры и коммунистического в..

Философские общества и организации

Первые формы философских организаций – философские школы в древней Греции (Ликей, Академия Платоновская) и философские факультеты средневековых университетов. В эпоху Возрождения из различных кружков гуманистов формировались академии (например, Флорентийская платоновская академия). В новое и новейшее время наряду с национальными академиями, в которых были отделения философии, в ходе международных связей учёных возникли различные философские школы, а также появились специальные Ф. О. И о. В Росс..

Дополнительный поиск Философские конгрессы Философские конгрессы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философские конгрессы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философские конгрессы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа