Ван Дейк Антонис

121

ВАН ДЕЙК (Dyck - van) Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты ("Карл I на охоте", 1633. Портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью. Религиозные и мифологические композиции в духе барокко.ВАН ДЕЙК (Van Dyck, Dijk) Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета 17 в.Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников "легкостью" руки, ВАН Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков.

Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, ВАН Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.Ранний антверпенский период В 10-летнем возрасте ВАН Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ВАН Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений ("Пьяный Силен", ок.

1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Картинная галерея, Дрезден. "Самсон и Далила", ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон. "Св. Мартин и нищие", ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь. Виндзор, королевский замок).Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью ("Семейный портрет", между 1618 и 1619, Эрмитаж. Корнелиса ВАН Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон. Живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк. Изабеллы Брант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон).Итальянский период В 1621-27 ВАН Дейк посетил Италию.

Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалось активным изучением итальянской живописи, особенно Тициана, и стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняя представительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портрете ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галерея Питти, Флоренция).Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов ("Маркиза Улена Гримальди", Национальная галерея, Вашингтон.

"Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале", собрание Фрика, Нью-Йорк. "Паола Адорно с сыном", Национальная галерея, Вашингтон. "Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале", Палаццо Россо, Генуя. "Маркиза Бальбиани", Метрополитен-музей. "Семейство Ломеллини", Национальная галерея, Эдинбург. "Старый сенатор", "Супруга старого сенатора", Картинная галерея Берлин-Далем).Второй антверпенский период (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, ВАН Дейк практически становится первым художником Фландрии. Он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана.

Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства ("Отдых на пути в Египет", начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как "Мадонна с куропатками" (начало 1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве ВАН Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ВАН дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ВАН дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).

В многочисленных автопортретах ВАН Дейк создает романтизированный образ художника - баловня судьбы.Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 "Иконографию" - сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).Английский период В 1632 по приглашению короля Карла I ВАН Дейк уезжает в Англию, становится "главным живописцем на службе их величеств", получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, ВАН Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей.

Чести позировать ему добивается все высшее общество.В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632, Метрополитен-музей. Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж. Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп. Артура Гудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с их эмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портрет Карла I (ок. 1635, Лувр). Принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары.По словам французского писателя Роже де Пиля, "Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех".

На основании рассказа приятеля ВАН Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.В Антверпене. Последние годы жизни Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание "почетного декана", которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни ВАН Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж.

Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла. Литература:Варшавская М. Я. ВАН Дейк. Картины в Эрмитаже. Л., 1963.Смольская Н. Ф. Антонис ВАН Дейк. М. Л., 1963.Грицай Н. И. Антонис ВАН Дейк. М., 1979.Браун К. ВАН Дейк. Пер. С англ. М., 1987.Larsen E. L Opera Completa di van Dyck. Milano, 1980. V. 2.Т. П. Каптерева ВАН ДОНГЕН (van Dongen) Кис (1877-1968) - французский художник. По происхождению голландец. Примыкая к фовизму, в 1900-е гг. Прославился темпераментными, красочными полотнами с изображением танцовщиц, дам полусвета, женскими портретами..

Значения в других словарях
Ван Дейк Антонис

Ван Дейк (van Dyck) Антонис (22.3.1599, Антверпен, ≈ 9.12.1641, Лондон), фламандский живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у Х. Ван Валена, в 1615≈16 уже имел собственную мастерскую, где вместе с др. Молодыми художниками выполнил серию «Головы апостолов». С юных лет В. Д. Обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», около 1615≈1617, Музей старинного и..

Ван Гон

ВАН ГОН (877-943) - первый правитель (ван) в 918-943 корейского государства Коре.. ..

Ван Дамм

ВАН ДАММ (Van Damme. Наст. Фам. Ван Варенбург - van Varenburg) Жан-Клод (р. 1961), бельгийский киноактер. Живет и работает в США. Чемпион карате по прозвищу "Мускулы из Брюсселя". Дебютировал в кино во французском фильме "Рю Барбар" (1983). В Голливуде снимался в фильмах, демонстрирующих его мастерство в боевых искусствах, - "Хищник" (1987), "Черный орел" (1988), "Кикбоксер" (1989), "Универсальный солдат" (1992), "Трудная мишень" (1993) и др.. ..

Ван Лин Гуань

ВАН ЛИН ГУАНЬ (кит. Чудесный чиновник Ван) - китайское божество - хранитель входа. Его статуи ставят у входа в храм, в мифах он охраняет дворец Юй-ди.. ..

Ван Ман

ВАН МАН (45 до н. Э. - 23 н. Э.) - император Китая с 9 н. Э. (в результате дворцового переворота). Пытался провести реформы (ликвидация частной собственности на землю, запрет купли-продажи рабов и др.).. ..

Ван Дейк Антонис

(Антонис ван Dyck) — знаменитый фламандский портретист и исторический живописец, сын живописца на стекле Франса ван Д. Родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. Учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он 19-ти лет от роду сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св. Луки. К этому раннему периоду его деятельности относятся. "Христос и 12 апостолов" (в Дрезденской галерее), "Пьяный Силен" (в Брюсселе), "Несение Креста" (в антверпенском..

Ван Дейк Антонис

(Van Dyck, Anthonis) (1599-1641), фламандский художник. Родился в Антверпене 22 марта 1599. В возрасте одиннадцати лет поступил в обучение в мастерскую Хендрика ван Балена, а в 19 лет был принят в качестве мастера в гильдию живописцев. С 1617 по 1620 Ван Дейк работал вместе с Питером Паулем Рубенсом. После поездки в Англию (1620-1621) он отправился в Италию, где пробыл около шести лет и создал многочисленные портреты и картины на религиозные и мифологические сюжеты. Сохранился его альбом этих ле..

Ван Дейк Антонис

        (van Dyck) (1599-1641), фламандский живописец. Мастер портретной живописи. Учился с 1609 у X. Ван Балена, в 1615-16 имел собственную мастерскую. Около 1618-20 работал помощником П. П. Рубенса. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 - начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период ("Семейный портрет", 1621,..

Дополнительный поиск Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Дейк Антонис" в словаре Большой энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Дейк Антонис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа