Исократ
Исократ, Isokrates, 436-338 гг. До н. Э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. С написания судебных речей на заказ. В 390 г. Открыл в Афинах школу красноречия, программа которой, кроме риторики, включала также изучение некоторых основ истории, литературы, истории права, и даже в некотором смысле психологии. Школа И. Была первой в Европе средней общеобразовательной школой, которая должна была подготовить учеников к исполнению государственных должностей. В ней воспитывались ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликург, Дейнарх, историки — Теопомп, Эфор и др. И. Развил также широкую политическую деятельность. Из-за слабого голоса он не выступал публично, свои взгляды распространял при помощи политических брошюр, составленных в форме фиктивных речей, и публицистических листков.
Во внутренней политике И. Был сторонником олигархии, во внешней — идеей И. Было объединение греческих городов для войны с Персией. Одержанная в той войне победа должна была освободить территории для переселенцев из перенаселенных областей Греции. Предводителей этого похода И. Искал прежде всего в Афинах и Спарте, затем за пределами Греции. Он видел его руководителя в Дионисии, тиране Сиракуз, а после его смерти — в Филиппе II, царе Македонии. Литературное наследие И. Включает судебные речи, программные сочинения, политические брошюры и листки. Судебные речи датируются 403-390 гг. Это Против Эвфинуна на процессе без свидетелей (Pros Euthynun amartyros. 403 г.). Против Каллимаха (Pros Kallimachon paragrafe) Против Лойхита (Kata Loichitu epilogos.
После 403), речь в защиту Алкивиада от обвинений Лисия. Против банкиров (Trapezitikos. Ок. 394 г.), содержащая много интересной информации о торговле Афин с Босфором. Речь перед судом в Эгине (Aiginetikos. 390 г.). Риторическую программу И. Представил в двух речах. Против софистов (Kata ton sofiston. 390 г.) и О обмене имуществом (Peri antidoseos. 353 г.). В этих речах И. Осуждает ораторов, занятых пустыми делами и не заботящихся о форме и стиле своих речей, и софистов, предлагающих в своих риторических школах готовые образцы для подражания, не уделяя внимания общему образованию воспитанников. Действиям противников он противопоставляет собственную программу, давая указания по поводу воспитания и образования молодежи, а также о композиции речей, их стиле и содержании.
Особое внимание он обращает на содержание речи, ее нравственную направленность. В других речах И. Полемизирует с софистическими декламациями Горгия и Поликрата. Он ставит в упрек предшественникам их неумение, указывает ошибки, а затем демонстрирует, как следует выстраивать речи этого типа. 373 годом датируются три сочинения И., посвященные Никоклу, правителю Саламина на Кипре. Никоклея и Никокл или Киприоты, в которых автор дает рекомендации правителю и описывает обязанности подданного, и Эвагор, произведение восхваляющее умершего царя, отца Никокла. Это сочинение имеет существенное значение для истории литературы как самый ранний памятник прозаического похвального слова историческому лицу и образец для всей позднейшей литературы этого типа в Греции.
Политические сочинения И. Касаются прежде всего внутренней ситуации в Греции и проблемы войны с Персией. Самым ранним из них является знаменитый Панегирик (Panegyrikos. 386 г.), брошюра, написанная в форме речи на олимпийских играх. В ней И. Высказывается в поддержку II Морского Союза. Платейская речь (Plataikos;373 г.) и Архидем (366 г.) представляет реакцию на экспансию Фив, призывает Афины прийти на помощь Платеям и Спарте в борьбе против этого города. Послание к Дионисию (367 г.) уговаривает тирана Сиракуз, чтобы он вступил в афинско-спартанский союз против Персии. В речи О мире (Peri eirenes. Ок.357 г.) И. Вновь агитирует за панэллинский мир и согласие. Проблемы внутренней политики Афин он решает в Ареопагитике (речи перед Ареопагом, после 355 г.).
И., сомневавшийся в силе афинской демократии, выражает здесь уверенность в том, что возродить благоденствие и мощь Афин можно только вернувшись к законодательству Солона. С 346 г. И. Посвящал все свои силы организации похода на Персию под предводительством Филиппа II Македонского. Этот вопрос затрагиваются в сочинениях Филипп (346 г.), Послания Филиппу (344 г.) и Послания Александру (342 г.). Политическим завещание И. Стала Панафеянская речь (Panathenaikos;342-339 гг.), в которой он подводит итог своей политической деятельности, дополняя эти рассуждения литературной полемикой с софистами. Частное дело, просьба о возвращении Агенора из изгнания, содержится в письме И. К правителям Митилены (350 г.). Не сохранилась речь в честь Грилла, павшего под Мантинеей сына Ксенофонта.
Не считаются подлинными Послание к Демонику, Послание Антипатру и третье послание к Филиппу (338 г.). И. Был создателем теории классической греческой прозы. Его главной заслугой было отделение языка прозы от языка поэзии (употребление поэтических выражений он допускал только в фиктивных речах), а также разработка ритмически расчлененного периода. И. Предписывал всегда избегать зияний. Он был причислен к канону 10 аттических ораторов..
Дополнительный поиск Исократ
На нашем сайте Вы найдете значение "Исократ" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исократ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 7 символа