Марциал

228

Марциал, Марк Валерий. Martialis, Marcus Valerius, из Библа в Испании, ок. 40-104 гг. Н. Э., римский эпиграмматик. Получив основательное образование в риторической школе в родной Испании, в 64 г. Переехал в Рим. Там он завязал отношения со знатными семействами по большей части испанского происхождения. Сенеками, семействами Юния Галиона и Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Также он подружился с корифеями литературного и культурного мира. Силием Италиком, Квинталианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Особенно он хлопотал о налаживании отношений с императорским двором и высокими особами, посвящая им свои (часто полные униженности и лести) произведения. Хотя трудолюбие и несомненный поэтический талант помогли ему завладеть скромным домиком в Риме и небольшим имением под Номентаном, он так и не смог достичь полной материальной независимости и никогда не прекращал добиваться внимания сильных мира сего.

В 98 г. При помощи Плиния Младшего, который оплатил путешествие, М. Возвратился на родину. Там богатая почитательница его таланта Марцелла подарила ему сельское имение, дав возможность вести спокойную и обеспеченную жизнь. Еще в юности М. Пробовал силы в поэзии, но первые его произведения пропали. Он работал, как представляется, только в одном поэтическом жанре — эпиграмматическом и довел его до высшей точки развития. Сегодня нам известно 15 книг эпиграмм М., которые делятся на три группы. Не имеющая номера книга Эпиграмматон (Epigrammaton liber), известная также под названием Книга зрелищ (Spectaculorum liber), в которую вошли эпиграммы, написанные в 80 г. И в последующие годы. Кн. XIII и XIV изданные в декабре 85 или 86 г.

И кн. I-XII (из них первые 11 были созданы в Риме до 98 г., а кн. XII — в Испании в конце 101 или в начале 102 г.). Книга зрелищ включает эпиграммы, связанные с играми, организованными Титом по поводу открытия построенного им амфитеатра, названного Колоссием. Из нее сохранилось только 33 коротких эпиграммы, описывающие великолепие амфитеатра, эпизоды празднования его открытия, сражения гладиаторов, экзотических животных и т. Д. Кн. XIII, названная Подарки (Xenia) содержит короткие стихи, выполняющие роль надписей на подарках, которыми обмениваются друзья в дни Сатурналий. Подобные же произведения, посвященные безделушкам, разыгрываемым во время пира и уносимым домой, составляют кн. XIV под названием Гостинцы (Apophoreta).

Эти сборники были предварены вступительными произведениями, объясняющими назначение идущих после них эпиграмм. Книги I-XI М., видимо, издавал постепенно, некоторые книги отдельно по несколько раз, производил изменения в повторных изданиях. Это богатое собрание эпиграмм (1557), известное по последней редакции М. И им самим разделенное на книги закрепил за ним место мэтра мировой литературы. М., одаренный наблюдательностью и остроумием, показал потомкам ряд деталей, складывающихся в красочный образ общественно-культурных отношений и нравов эпохи. На фоне прекрасных публичных и частных зданий шумной столицы тогдашнего мира — Рима, поэт показывает повседневную жизнь людей разных общественных прослоек, партий и профессий.

Очерчивает фигуры сенаторов, всадников, но также и представителей низших общественных слоев — рабов и ремесленников. В карикатурном виде представляет он философов, лекарей, певцов, ведет в баню, на рынок и т. Д. Особенно удачно он представляет характерные черты человеческих типов. Баловня судьбы, паразита, мошенника, пройдохи и т.д. По понятным соображениям он не называет имен современников, которые являются предметом его насмешек, в таких случаях он пользуется символическими именами. Селий — прихлебатель-паразит, Фиденций — плагиатор и т.д. М. Говорит о том, что он осуждает ошибки, но не людей. Чаще всего он показывает такие слабости и изъяны, как доносительство, наглость выскочки, излишества в моде, сексуальные злоупотребления и шалости.

Он описывает окружающий его мир с большим реализмом, долей иронии и меткой критики, но обращается и к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. Иногда у него проскальзывают автобиографические детали, например, упоминание о своей отчизне, о своей земельной собственности и т.д. Относительно много и с воодушевлением говорит он о собственном поэтическом творчестве и об искусстве. Рассказывает о судьбах своих публикаций. Разнородное содержание он оформил разными стихотворными размерами. Наиболее часто использовал элегических дистих, пользовался также холиямбом (вслед за Катуллом), ямбическим триметром, дактилическим гекзаметром и др. Эпиграммы М. Отличает стройная и продуманная композиция, их глубинный смысл часто раскрывается через игру слов, они лишены искусственной риторичности, знаменательной для литературы того времени.

Хотя М. И ориентируется на творчество своих римских предшественников. Катулла, Домиция Марса и др., перенимая у них поэтическую фразеологию, но делает это так, что заимствования незаметны. Также и в тех эпиграммах, где он подражает греческим поэтам, М. Проявляет свою индивидуальность и нередко превосходит образцы. Можно возражать против панегирического, а порой и подобострастного характера его поэзии, но все же М. Является, несомненно, оригинальным художником. Он пользовался известностью на протяжении всей античности и в новое время..

Значения в других словарях
Маргит

«Маргит» («Margites») — приписываемая древними Гомеру или Пигресу Галикарнасскому греческая героико-комическая поэма, созданная в VII или VI вв. До н. Э. (фр.). Ее герой Маргит воплощал тип болтливого глупца, часто встречающийся в европейской литературе. Он разбирался во многих вещах, но во всем одинаково плохо. Не умел справляться с простейшими житейскими ситуациями. Он был сыном богатых родителей, возможно, вся поэма была попыткой социальной полемики. Некоторое видели в М. Пародию на Одиссею. ..

Марцелл

Марцелл, Луций Ульпий. Marcellus, Lucius Ulpius, II в., римский юрист. Заседал в личном совете императоров Антонина Пия и Марка Аврелия. М. Обладал ясным, независимым, пытливым и критическим умом, что он доказал неоднократными полемиками с сочинениями Юлиана. Он написал произведения в из области так называемой «проблемной» литературы (Digestorium libri XXXI, Responsorum liber singularis), комментарий к брачному кодексу императора Августа (Ad legem Iuliam et Papiam libri VI), должностную инструкц..

Марциан Капелла

Марциан Капелла, Martianus Felix Capella, первая половина V в. Н. Э., римский энциклопедист. Юрист из Карфагена, автор своего рода энциклопедии в 9 книгах, произведения, известного под названием Брак Филологии и Меркурия (De nuptiis Philologiae et Mercurii), в котором проза перемежается стихами, как в менипповой сатире (см. Менипп из Гадары). Сочинение М.К. Рассказывает о семи областях современной ему науки, о так называемых семи свободных искусствах. Грамматике, диалектике, риторике, геометрии,..

Дополнительный поиск Марциал Марциал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Марциал" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марциал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа