Плотин

224

Плотин, Plotinos, ок. 204-ок. 269 гг. Н. Э., греческий философ, создатель неоплатонизма. Происходил из Ликополя в Египте. Юность провел в Александрии. Слушал там лекции многих философов, однако саоме сильное впечатление на него произвел Аммоний Сакк, учеником которого он был 11 лет. На 40 году жизни переехал в Рим, где его учение нашло множество последователей, в их числе были сам император Галлиен и его жена Салонина. Пользуясь их покровительством П. Выдвинул проект основания в Кампании города философов «Платонополя», жители которого могли бы воплотить в жизнь социальные идеалы Платона. В нем также должен был поселиться сам П. Со своими учениками. Но план этот не был реализован. П. Пользовался в Риме большим уважением и популярностью.

Он преподавал там более 25 лет. Писать начал поздно, примерно на пятидесятом году жизни. Оставил после себя 54 труда, которые его ученик Порфирий издал под заглавием Эннеады. Нашими сведениями о жизни и деятельности П. Мы тоже обязаны Порфирию, который предварил свое издание обширным вступлением О жизни Плотина и о его книгах. Порфирий, Амелий и врач Евстиох были ближайшими друзьями и наиболее выдающимися учениками П. Первым изданием сочинений П. Следует считать труды, собственноручно написанные автором и распространявшиеся в кругу друзей и учеников. Второе издание, по-видимому, вскоре после смерти П., подготовил Евстиох, расположив работы в хронологическом порядке. Эннеады Порфирия являются третьим по счету изданием сочинений П.

Оно оттеснило предшествующие издания и оказало огромное влияние на историю человеческой мысли. Порфирий отказался от хронологического принципа Евстиоха и расположил труды согласно их тематике. А именно объединил в группы труды на сходные темы и установил, что в этом случае мы видим 6 больших разделов по 9 работ в каждом (эннеад). Три первые эннеады включали книги, касающиеся этики и эмпирического мира, четвертая и пятая — книги о душе и разуме, шестая же — книги о Благе (Абсолюте). Каждую книгу Порфирий снабдил «заголовком» (kephalaion). Кратким пересказом, дополненным замечаниями об обстоятельствах написания книги — а также «выводами» (epicheirema), своеобразным послесловием, содержащим необходимые замечания и пояснения к тексту.

Заглавия трудов в его издании принадлежали не самому П., но его читателям. Разделение трудов на проблемные группы облегчало знакомство с трудным учением П. Произведения П. Являлись диатрибами. Мы находим в них все черты современной П. Литературной диатрибы. Спор с вымышленным противником, поэтические цитаты, импровизации, языковые вольности. Несмотря на это, сочинения П. Носят индивидуальный и неповторимый характер. Чтобы их понять, требуется действительно хорошо знать философию П. И помнить о ее отвлеченном характере. П. В своей философии отталкивался от Платона. Он воспринял платоновское разделение идеального и реального миров, но постарался уничтожить разделявшую их пропасть, утвердить единство бытия и создать монистическую систему, связав разделенные Платоном элементы.

Чтобы достигнуть этой цели, он смотрел на мир с точки зрения его рождения и развития. Различные формы бытия оказались у него этапами этого единого развития. Реальный мир действительно отличается от идеального, земной — от божественного, но один происходит из другого. Нет множественности миров, есть единое бытие, в своем развитии обретающее различные формы. Согласно П., характерным свойством бытия является акт творения, он создает все новые и новые его формы, которые представляются его эманациями. Теория эманаций — основной стержень системы П. Эманации подчиняются определенным законам. Чем совершеннее бытие, тем большей творческой мощью оно наделено, а каждая форма бытия происходит от другой, более совершенной.

Порядок рождения эманаций соответствует снижению уровня их совершенства. В связи с этим Пю различал три основных формы бытия. 1) совершеннейшее бытие — Абсолют. 2) бесплотный мир разума (kosmos noetos) и 3) материальный мир чувств (kosmos aisthetos). Душу и материю. Из Абсолюта, который П. Представляет как высшую красоту, высшее благо и высшее единство, рождаются эманации, иные формы бытия, все менее совершенные и все более зависимые. Эти формы П. Называет гипостазами. Он различает две либо три гипостазы. 1) мир разума. 2) эмпирический мир. Душа и материя. Только мир разума поистине существует, воплощает полное и неизменное бытие, то есть онтологическое. Чувственный мир всегда «является», а значит несет в себе гигнетическое бытие.

Оба эти мира всегда существовали и будут существовать, но если первый мог бы существовать без второго, то второй без первого — нет. Бесконечность существования обоих миров базируется на вечности Абсолюта. Различение мира разума и мира чувств соответствует платоновскому разделению на материальный мир и мир идей. Новой у П. Была концепция Абсолюта и эманаций. Первой гипостазой Абсолюта является мир духа, или идеальный, второй — психический мир, понимаемый П. Как единая мировая душа, в которой содержатся все отдельные души. Последняя гипостаза — это материя. Она — предел процесса эманации. Процесс же этот неизбежен, он необходимо проистекает из природы бытия. В него включается и материальный мир. Этот постулат представляет собой основное положение философского монизма П.

В человеческой душе П. Выделял две главные составляющие. Низшую и высшую душу. Низшая душа исполняла все функции, связанные с телом, растительные и животные — П. Наделяет ее ответственностью за все несовершенства и ошибки. Зато высшая душа свободна от них и благодаря этому способна достигнуть высочайших уровней бытия. Этот обратный путь души к совершенству П. Называет «дорогой вверх». Таким образом, с одной стороны мы имеем ряд эманаций, от наиболее совершенной формы бытия до все менее совершенных, а с другой — вознесение души от менее совершенного бытия к более совершенным. Душа может подниматься ввысь различными путями. 1) через познание (экстаз, который был высшим таинством и подлинной целью философии П.). 2) через эстетическое восприятие (искусство, согласно П., является материальным воплощением идей и средством уподобления божеству.

Впервые у него теория искусства стала необходимым элементом философской системы) и 3) путем нравственного совершенствования (этика). После смерти П. Действовали уже 3 знаменитые неоплатонические школы. Александрийско-римская (Порфирий и Лонгин, III в. Н. Э.), сирийская (ее основатель — Ямблих, IV в. Н. Э.) и афинская (наиболее выдающийся представитель — Прокл, V в. Н. Э.). Под влиянием философии П. Находился Августин, а также многие христианские теологи и философы нового времени, такие как Мен де Биран во Франции или Шеллинг в Германии..

Значения в других словарях
Плиниева медицина

«Плиниева медицина» («Medicina Plinii») в 3 книгах, IV в. Н. Э., составленное неизвестным автором изложение Естественной истории Плиния Старшего (в основном — книг XX-XXXII). Этот примитивный справочник был предназначен для дилетанта, лишенного профессиональной медицинской помощи. М.П. Нашла множество читателей, а в VI в. Н. Э. Была основательно переработана и расширена. Эта новая версия, включающая 5 книг, долгое время считалась произведением некоего Плиния Валериана.. ..

Плутарх

Плутарх, Plutarchos, из Херонеи, до 50-после 120 гг. Н. Э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Р..

Полемон

Полемон, Polemon, из Илиона, ок. 220-160 гг. До н. Э., греческий перигет (см. Литература географическая) В 202-181 гг. Работал в Александрии. Хотя в полном соответствии с духом эпохи П. Интересовался всякого рода диковинками (см. Парадоксографы), как о том свидетельствует его сочинение О достойных удивления вещах (Peri thaumasion), он все же выделялся среди современников подлинно научным походом к исследуемым явлениям. В ходе многочисленных путешествий по Греции, Южной Италии, Сицилии и Малой Аз..

Дополнительный поиск Плотин Плотин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плотин" в словаре Энциклопедия античных писателей, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плотин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа