Абелар

109

(Абеляр)(Abailard, Abélard, Petrus Abalardus) — один из самых прославленных схоластиков и богословов средних веков, род. 1079 г. В дер. Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма (см. Это сл.), и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма (см. Это сл.) — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света. Но вскоре сделался соперником и противником своего учителя. С 1102 года А. Учил в Мелюне, Корбеле и С.-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрел себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского.

После того, как последний был возведен в звание шалонского епископа, А. В 1113 г. Принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. В Шалоне он образовал знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны. Папа Целестин II, Петр Ломбард, Беренгар и Арнольд Бресцианский. А. Был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошел прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско-богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. А. Возгорел пламенною страстью к Э., ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу А. Стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюбленные наслаждались полным счастьем, пока страстные песни А.

Не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников повела к тому, что А. Увез Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом свое согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отперлась от брака, не желая препятствовать А. В получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить А., дабы таким образом по каноническим законам ему прегражден был путь к церковным почестям. После этого А. Удалился простым монахом в монастырь в С.-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле. Недовольный монастырскими порядками, А. По совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве. Но враги вновь стали возбуждать против него преследования.

Его сочинение "Introductio in theologiam" было предано 1121 г. Сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осужден на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, А. Покинул С.-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в С.-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и ее благочестивые сестры по монашеству. Освобожденный наконец Папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырем, А. Наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-С.-Женевьев. Его противники с Бернгардом Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г.

Учение его было осуждено и приговор этот утвержден Папою с приказанием подвергнуть Абелара заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру, удалось примирить А. С его врагами и с папским престолом. А. Умер в 1142 г. В монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были 1800 г. Перенесены в парижский музей (musée des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь С.-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Près) и в 1817 г. Преданы земле на кладбище Пер-Лашез (Père-Lachaise). В происходившем споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философско-богословской науке, А. Занимал совсем особое положение.

Он не считал, подобно Росселину Компиенскому, главе номиналистов, идеи (universalia) за простые только поименования или отвлеченности, равно не соглашался с представителем реалистов, Вильгельмом Шампосским, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, А. Доказывал и заставил Вильгельма Шампосского согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всем ее существенном (бесконечном) объеме, но только индивидуально, конечно ("inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum"). Таким образом, в учении этом заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому Абелара справедливо называли предтечею Спинозы.

Но все-таки место, занятое Абеларом по отношению к учению об идеях, остается спорным вопросом, так как А. В своем опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределительно и шатко. Французские ученые большею частью называют его представителем концептуализма. Религиозное учение А. Состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, след., и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путем свободного мышления. А потому вера, приобретенная без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Впрочем, А. Свои философские воззрения развивал только по отношению к учению об этике (в соч. "Nosce te ipsum"), не касаясь церковной догматики. Ср. Гольдгорн, "De summis principiis theologiae Abaelardeae" (Лейпциг, 1838). Борнеман, "Anselmus et Abaelardus sive initia scholasticismi" (Копенгаген, 1840). Бонье, "Abélard et St. Bernard, la philosophie et l'église au XII-me siècle" (Париж, 1862). Гайд, "A. Und seine Lehre im Verhältniss zur Kirche und ihrem Dogma" (Регенсбург, 1863). Каулих, "Geschichte der Scholastik" (Прага, 1863). Стокль, "Geschichte der Philosophie im Mittelalter" (Майнц, 1864). Прантль "Geschichte der Logik im Abendlande" (Лейпциг, 1861). Кроме того. Сочинения, в коих описываются собственно романтические отношения между А.

И Элоизою, как, напр., Феслер, "A. Und Heloise" (Берлин, 1806). Шлоссер, "A. Und Duicin" (Гота, 1807). Вильнав, "Abélard et Héloise, leurs amours, leurs malheurs, leurs ouvrages" (Париж, 1834). Якоби, "А. Und Heloise" (Гамбург, 1860). В числе наиболее замечательных биографий следует упомянуть. Ремюза, "Abélard" (Париж, 1845). Вилькен, "Peter A. Eine Studie in der Kirchengeschichte des Mittelalters" (Геттинген, l855). Полное собрание сочинений Абелара издано Кузеном (2 т., Париж, 1849—69). Он же издал "Ouvrages inédits d'Abélard" (Париж, 1836), в коих находится биография и характеристика Абелара..

Значения в других словарях
Абекен

(Бернгард Рудольф Abeken) — немецкий писатель (1780—1866). Главные его труды. "Beiträ ge z. Studium d. Goettlichen Comoedie Dante Alighieri's" (Б., 1826). "Cicero in seinen Briefen" (Ганн., 1835), "Ein St ü ck aus Goethe's Leben" (Берл., 1848). "Goethe in den Jahren 1771—75" (Ганновер, 1862). А. М—н.. ..

Абекен, Бернгард Рудольф

(Abeken) — немецкий писатель (1780—1866). Главные его труды. "Beiträge z. Studium d. Goettlichen Comoedie Dante Alighieri's" (Б., 1826). "Cicero in seinen Briefen" (Ганн., 1835), "Ein Stück aus Goethe's Leben" (Берл., 1848). "Goethe in den Jahren 1771—75" (Ганновер, 1862).А. М—н.. ..

Абелин

(Готофредус)(Иог. Фил.) — известен как автор под именем Иоганн Людвиг Готфрид, или Готофредус, род. В Страсбурге во второй половине XVI века и умер там же около 1634—1637 г. Он основал и начал издавать "Theatrum Europaeum", историческое повременное издание, первый том которого, заключающий историю 1617—1628 годов, написан им самим, при издании же последующих помощниками и сотрудниками его явились Шидер, Ореус и др., которые после его смерти это дело продолжали и довели до XVIII века, издав 21 то..

Абелиты

Название христианской секты гностического характера между поселянами окрестностей Гиппо-Региус в Северной Африке. Наши сведения о ней ограничиваются единственно сообщениями Августина, ко времени которого она, впрочем, уже была уничтожена. Названные абелитами от сына Адама, Авеля, они старались жить по его примеру, т. Е. Женатыми, но без супружеского сожительства, дабы не продолжать наследственного греха. При этом, однако ж, каждая чета обязана была брать к себе в дом мальчика и девочку посторонн..

Дополнительный поиск Абелар Абелар

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абелар" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абелар, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа