Аввакум Петрович

193

Протопоп г. Юрьевца-Поволожского, расколоучитель XVII ст., род. До 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. Приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. Должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч. Подлинники были недоступны, людьми действительно учеными. Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною возникновения раскола (см.).

А. Занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сент. 1653 г. Его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. А. Был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое значение при двор, и А. Возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А. Сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение.

Вскоре, однако, убедились, что А. Не личный враг Никона, а противник господствующей церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не "соединиться", то по крайней мере молчать. А. Послушался, но не надолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-конечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов. В 1664 г. А. Сослан был в Мезень, где он пробыл 1 1/2 года, продолжая свою фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и посланником Иисуса Христа", "протосингелом российския церкви".

В 1666 г. А. Привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в Успенск. Соборе за обедней, в ответ на что А. Тут же возгласил анафему архиереям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А., расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за А. Царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем. Вновь происходили увещания А. Уже пред лицом вост. Патриархов в Чудове м-ре, но А. Твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили. А. Был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, был сослан в Пустозерск.

14 лет просидел А. На хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь А. И его товарищей. 1 апр. 1681 г. Они были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. Мучеником и имеют иконы его. В сфере раскола А. Действовал не только примером непреклонности убеждения. Он — и один из наиболее выдающихся расколоучителей. А. Приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе и автобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах для истории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. Сводятся к отрицанию Никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римской блудней", т.

Е. С латинством. Кроме того, А. В св. Троице различал три сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод говорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было, так как взгляды А. На св. Троицу не были приняты раскольниками..

Значения в других словарях
Аввакум Петрович

Аввакум Петрович (1620 или 1621 ‒ 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол. ..

Аввакум Петрович

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-82) - глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. По царскому ук..

Аввакум

(по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. Каноне. Время и место деятельности А. С точностью не обозначено. Но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. Есть сын Сунамитянки, которог..

Аввакум ориенталист

(в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801—1866) — ориенталист-синолог, воспитанник СПб. Духовной академии. ..

Аввакум пророк

(по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. Каноне. Время и место деятельности А. С точностью не обозначено. Но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. Есть сын Сунамитянки, которог..

Аввакум, в мире Дмитрий Семенович Честной

(1801—1866) — ориенталист-синолог, воспитанник СПб. Духовной академии. Был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. Перевел евангелие от Луки, на китайский — несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова. "Черты деятельного учения веры". Составил Каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке азиатского департамента министерства (СПб., 1843). В 185..

Аввакум Петрович

(1620 или 1621-14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. Резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь при..

Аввакум Петрович

Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда). Отец его, священник Петр, "прилежаше пития хмельного". Воспитанием детей занималась мать, Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под ее влиянием в А. С юных лет замечается известное аскетическое настроение. Ей он обязан до некоторой степени и своею книжностью. Земляк..

Аввакум Петрович

- знаменитый поборник благочестия древней греческой веры. Протопоп г. Юрьева Поволжского, вначале славился, как проповедник и ревнитель Православия, но в 1665 г, открыто восстал против новшеств патриарха Никона. Защищал прежний старинный чин церковной службы в своих проповедях, многих письмах и опубликованных сочинениях ("Бытие о московском падении" , "Ответ о Причастии" и др.). Написал грозное увещевательное письмо царю Федору Алексеевичу. Ссылался в Сибирь и 14 лет просидел в земляной тюрьме П..

Аввакум Петрович

Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда). Отец его, священник Петр, "прилежаше пития хмельного". Воспитанием детей занималась мать, Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под ее влиянием в А. С юных лет замечается известное аскетическое настроение. Ей он обязан до некоторой степени и своею книжностью. Земляк..

Аввакум Петрович

..

Дополнительный поиск Аввакум Петрович Аввакум Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аввакум Петрович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аввакум Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 16 символа