Административный суд

126

(административная юстиция) — понятие, сложившееся во Франции с VIII года первой Республики и в новейшее время применившееся в Германии. Найдя неудобным разбирательство некоторых споров, возникающих из дел управления, предоставлять обыкновенным судам, так как самые споры и возникающие тяжбы возникают по поводу административной правительственной деятельности, Франция пришла к мысли о возможности создать особые органы административного суда, именно установив для того судебные функции советов префектуры (conseils de prefecture) и высшей инстанции — государственного совета (conseil d'état) и по финансовым недоразумениям — Cour des comptes, вверив и отдельным министерствам по их специальным отраслям центрального управления.

Поручение судебных функций административным органам и создание таким образом новой административной юстиции вызвало споры и недоумения. В защиту и разъяснение административных судов во Франции выступили многие писатели (Макарель, Дюфур, Корменан, Лемарквер, Шово, Вивьен, Окок), создалась целая литература, стремящаяся доказать, что в административной юстиции правительство не является судьею в собственном своем деле, но что при организации административного суда дается обеспечение не интересу, а праву, и что область административно-судных дел совершенно особая, специальная, не совпадающая с общими судебными делами, так как эта область складывается из всех жалоб на нарушение обязанностей, возлагаемых на администрацию законами и распоряжениями высших правительственных властей.

Недостаточно ясные толкования французских ученых нашли себе, однако, поддержку в Германии как в практическом создании административных судов, так и в толкованиях немецких писателей (Функе, Куна, Гнейста, Лор. Штейна). Пруссия, стремившаяся уже в 1808 г. Выделить из общих судов тяжбы по финансовым и полицейским делам, прямо касается этого вопроса в своем новом учреждении местного управления (Kreisordnung 13 дек. 1872), а 3 июля 1875 г. Издает специальный закон об административных судах, видоизмененный в 1880 г. И совершенно замененный новым законом 30 июля 1883 г. По этому закону установлены 3 административно-судебные инстанции. Административные суды низшего округа (Kreisverwaltungsgerichte), второго округа, или бецирка (Bezirksverwaltungsgerichte), и высший административный суд (Verwaltungsgerichtshof).

Первый суд есть общий административный орган, окружная управа (Kreisausschuss), получившая судебную компетенцию в качестве низшей инстанции административной юстиции. Административный суд бецирка (Bezirksverwaltungsgericht), как вторая инстанция, состоит из избираемых провинциальными выборными трех членов из действующей (по закону 6 июня 1870) в каждом бецирке депутации (состоящей из 5 членов) по делам родины (Deputationen für das Heimatwesen). Высший административный суд состоит из президента, сенатского президента и определенного числа советников. Он имеет право кассации решения. Порядок судопроизводства установлен по началам гражданского процесса, а содержание его ограничивается тяжбами, входящими в область публичного права.

Кроме того, из уголовной юрисдикции в эти суды входит рассмотрение обвинений по некоторым полицейским проступкам. С 1878 г. Правительством издается в Берлине "Verwaltungsgesetzblatt für den preussisch. Staat". При издании этого учреждения законодательство о суде не подверглось никаким изменениям.И Австрия с законом 22 окт. (1875 г.) устроила административный суд (Verwaltungsgerichtshof), в который предоставлено приносить жалобы на административные органы. Этому суду предоставлено право кассации и восстановления разрушенного администрациею права частного лица.В России особого административного суда не имеется. Тяжбы казны с частными лицами ведаются в общих судах, подлежа по судебным уставам 1864 г. Императора Александра II некоторым особым условиям.

Не могут быть производимы сокращенным порядком, не могут быть оканчиваемы примирением или присягою спорящих, решения по ним поставляются не иначе, как по выслушании заключения прокурора, копия с решения отсылается из суда в местное казенное управление. Министры и главноуправляющие имеют право независимо от участвующих сторон входить с представлениями об отмене решений судебных палат в кассационные департаменты Сената, но с соблюдением общих правил относительно кассационных жалоб. Споры же о казенном имуществе между различными министерствами решаются 1-м департаментом Правительствующего Сената (Уст. Гр. Суд. 1300—1386). Частным лицам предоставляется приносить жалобы на административные органы их непосредственному начальству, а на министерства — 1-му департаменту Правительствующего Сената.

Пререкание между административными органами, равно как между ними и органами местного самоуправления, разрешаются 1-м департаментом Правительствующего Сената. Только в местностях, объявляемых (на основании Положения 14 августа 1881 года) в исключительном положении и в положениях усиленной и чрезвычайной охраны, администрации присваивается известная компетенция по судебной области. Именно в местностях, объявленных в положении усиленной охраны, — генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, — губернаторам и градоначальникам предоставляется. 1) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных ими обязательных постановлений. 2) передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, для суждения по законам военного времени.

3) требовать рассмотрения при закрытых дверях тех дел, публичное рассмотрение которых может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка (ст. 16 и 17 Полож.), 4) в этих видах им предоставляется требовать от прокурорского надзора представление для просмотра на срок не свыше двух недель каждого отдельного следственного производства или дознания, не переданного еще в судебное установление. Причем местным начальникам полиции и жандармских управлений, равно как и помощникам последних, предоставляется делать распоряжение о предварительном задержании, но не долее двух недель, лиц, внушающих подозрение, и производить во всякое время обыски и налагать арест впредь до распоряжения подлежащего начальства на всякого рода имущество, указывающее на преступность действий или намерений заподозренного лица (ст.

21). При объявлении же местности в осадном положении полномочия этих административных органов, генерал-губернаторов, относительно судебной области усиливаются еще следующими правами. 1) изъятие из общей подсудности дел вышесказанного рода с передачею их к производству военного суда или с подчинением их административному разрешению. 2) наложение на срок объявленного положения чрезвычайной охраны секвестра на недвижимые и ареста на движимые имущества. 3) заключение в административном порядке лиц в тюрьму или крепость на 3 месяца, или ареста на тот же срок, или назначение денежного штрафа до трех тысяч рублей. 4) устранение от должности на время чрезвычайной охраны чиновников всех ведомств, а потому и судебного, за исключением лиц, занимающих должность первых трех классов (ст.

26). См. Охрана.Затем русское законодательство встретилось с понятием административной юстиции по поводу введения (положением 12 июля 1889 г.) новой административной должности земских участковых начальников (С. У. 1889, № 691), вводимых (с 1890 г.) первоначально только в 6 губерниях. Именно на эти административные органы возлагается судебная функция, лежавшая прежде на уездных мировых судьях (в городах их функции переходят к городским судьям). Земские начальники имеют отправлять по правилам 29 декабря 1889 г. Как гражданский, так и уголовный суд. Гражданские дела решают окончательно до 30 рублей, а на высшую сумму апелляционные жалобы могут быть приносимы во вновь созданный уездный суд. По уголовным делам их юрисдикции подлежат все проступки, предусмотренные в уставе о наказаниях, налаг.

Мировыми судьями (за исключением кражи со взломом), и, кроме того, беспатентная продажа питей и табачных изделий. Отзывы и частные жалобы на его решение приносятся в уездный съезд. Высшею административно-судебною инстанциею поставлено губернское присутствие. Неправильные действия последнего могут министром юстиции, по сношении с министром внутр. Дел, быть предложенными на рассмотрение Прав. Сената, где в таковых случаях составляется соединенное присутствие 1-го и кассационного департамента, гражданского или уголовного, по принадлежности. (См. Земский участковый начальник).Об администрат. Юстиции главнейшая литература. Дарест, "La justice administrative en France ou traité du contentieux de l'administration" (1822).

Дюфур, "Traité de droit administratif appliqué" (3-е изд., 1867). Дюкрок, "Cours de droit administratif" (5-е изд. 1877). Шово Адольф, "Code d'instruction administrative" (3 изд., 1867). Буатрен и Бюфби, "Lois administratives françaises" (1876). Жона, "Studien aus dem Gebiete des franz. Civilrechts u. Civilprocessrechts" (Берл., 1870). Дюпон, "Dictionnaire de l'administration". Шмитт, "Die Grundlagen der Verwaltungsrechtspflege im konstitutionell-monarchischen Staat" (Штутг., 1878). Сарвей, "Das öffentliche Recht u. Die Verwaltungsrechtspflege" (Тюб., 1880). Папн, "Die Verwaltungyustiz in Oesterreich" (Вена, 1876). "Beiträge zur Reform des Verwaltungsrechts" (В., 1877). H. Коркунова "Очерк теорий административной юстиции" (в Жур.

Гр. И уг. Пр., 1885). Его же "Административные суды в Пруссии" (Ib.)..

Значения в других словарях
Административные наказания

По общему, везде признаваемому правилу, наказание за преступление или проступок налагается только судом, общим или административным. Но допускаются административные взыскания и наказания без суда, налагаемые администрациею по дискреционной, предоставляемой ей власти в следующих трех областях. Во-первых, в службе государственной, гражданской и военной существуют дисциплинарные наказания, предоставляемые законом в известных случаях власти начальника относительно подчиненных (см. Служба государств...

Административные распоряжения

— Нормы, выставляемые положительным законом для определения человеческих прав и обязанностей, не могут по самому своему существу исчерпать всех требований, предъявляемых общественною жизнью. Рядом с законами требуются и другие нормы, которые, не будучи законами, являлись бы правилами, обязательными для всех. Такие правила везде создаются администрациею, получают широкое развитие под именем административных распоряжений. ..

Администратор

(лат.) — в обширном смысле всякий орган, которому вверена какая-либо административная функция. В частном, отдельном смысле администратором называют лицо, которому вверяют управление имуществом вообще, или в особенности управление имуществом нескольких состоящих в тяжбе, или имуществом должника, имеющего многих кредиторов, предъявивших свои права ко взысканию, когда, напр., устраивают конкурсную администрацию (см. Конкурс), почему подобный администратор и носит различные названия — опекуна, курат..

Администрация

Государственная деятельность по управлению государством, отличающаяся и по задачам, и по средствам от деятельности законодательной и судебной, но в некоторых областях вступающая в самые близкие отношения и к законодательству, и к суду. Значительно различаясь по объему и методам в различных государствах в прямой зависимости от различия государственного устройства, администрация везде имеет одинаковые задачи и цели. Не только исполнять существующие законы, но и распоряжаться для наилучшего и наивы..

Административный Суд

См. Суд административный. ..

Административный Суд

В ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция) - особый вид судов наряду с обычными (общей компетенции и специализированными) судами. А.с. Осуществляют административное правосудие (см. Административная Юстиция).Система и принципы внутренней организации и деятельности А.с., как правило, те же, что и у обычных судов. В РФ А.с. В настоящее время отсутствуют, но их создание предусматривается планом судебной реформы.. ..

Административный Суд

- в ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция) - особый вид судов наряду с обычными (общей компетенции и специализированными) судами. А.с. Осуществляют административное правосудие (см. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ). Система и принципы внутренней организации и деятельности А.с., как правило, те же, что и у обычных судов. В РФ А.с. В настоящее время отсутствуют, но их создание предусматривается планом судебной реформы.. ..

Административный Суд

- в ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция) - особый вид судов наряду с обычными (общей компетенции и специализированными) судами. А.с. Осуществляют административное правосудие (см. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ). Система и принципы внутренней организации и деятельности А.с., как правило, те же, что и у обычных судов. В РФ А.с. В настоящее время отсутствуют, но их создание предусматривается планом судебной реформы.. ..

Дополнительный поиск Административный суд Административный суд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Административный суд" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Административный суд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 20 символа