Адоптианская ересь
Последнее звено христологических споров, волновавших в исходе VIII стол. Христианскую церковь Испании и Франкской монархии. Исходя из ереси Мигеция, Элипанд, архиепископ Толедский, доказывал, что личность Христа не сотворена из Существа Отчего, но создана им предвечно. Отсюда не далеко уже было до утверждения, что Христос правда Божественной своей природой Сын Божий, по человеческой же природе своей он только милостью Божией и усыновлением стал Сын Божий. Как первый Он говорит. Я и Отец одно, как второй — он подчиняется Отцу. Элипанд и его друзья, из которых можно назвать епископа Ургельского Феликса, епископа Аскарика и аббата Фиделиса из Астурии, основывали свое учение на местах Св. Писания, которые учат подчинение Христа Богу-Отцу.
Они ссылались на отцов церкви и на выражения, встречающиеся в старой Мозарабской литургии. Противники, епископ Бемский Этерий и аббат Либанский Беатус, упрекали их в несторианизме, но историческая связь между этим учением и А. До сих пор еще не доказана, хотя возможно, что несторианцы под защитой арабов прошли и в Испанию. Во всяком случае А. Решительно стали на почву решений Халкедонского собора и проповедовали единство Богочеловеческой личности Христа. Так как Феликс Ургельский жил в Франкской монархии, то спор скоро перешел сюда. На Регенсбургском соборе 792 г. Феликс вынужден был отречься от своего учения, но отправлен был, тем не менее, в Рим, где Папа Адриан держал его в заточении, пока он не поклялся в верности ортодоксальному вероучению.
Но возвратившись в Ургелис, Феликс отказался от своего отречения и бежал в области, занятые сарацинами. После этого Карл приказал еще раз исследовать вопрос на Франкфуртском соборе 794 г. Ученые Карла с Алкуином во главе противопоставили А. Учению "католическое", что не человеческая природа Христа усыновлена Богом, а человек. "Единство личности в двойственной природе Христа делает, — говорили они, — невозможным принятие двойственности Сына Божия, усыновленного и предвечного. Человеческую природу нигде, никоим образом нельзя себе представить отдельно от Божественной его природы". Уступая силе, Феликс отрекся вторично на Аахенском соборе (799), но, как кажется, и это отречение не было искренним. Он † в 818 г.
В Лионе, в заточении, не особенно строгом. Элипанд остался при своих убеждениях, которые позже защищал только Фолькмар (около 1160), в известном смысле, пожалуй, Дукс Скотус († 1308) и Дурандус Сан-Порцианский († 1322), затем иезуит Васкез (около 1606) и протестант Кадикст (1643). Ср. Гельферих, "Der westgot. Arianismus und die span. Ketzergeschichte" (Берл., 1860). Гамс, "Kirchengeschichte von Spanien" (т. 2, ч. 2, Регенсбург, 1874)..
Дополнительный поиск Адоптианская ересь
На нашем сайте Вы найдете значение "Адоптианская ересь" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адоптианская ересь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 18 символа