Академия духовная римско-католическая

84

Начало "Императорской С.-Петербургской Духовной Римско-Католической Академии" следует искать в древней "Виленской академии", основанной в 1579 г. Из иезуитской коллегии и остававшейся в руках иезуитского ордена до его упразднения (1773), после чего это учебное заведение, переименованное в "Главную Школу Великого Княжества Литовского", было передано в заведование "Комиссии Общественного Воспитания Королевства Польского" (1781), хотя в ректоры избирались бывшие члены иезуитского ордена, между которыми замечателен ученый астроном Мартын Одляницкий-Почобут (1780—1799). Эта Главная Школа указом от 4 апреля 1803 г. Была переименована в "Императорский Виленский Университет", из богословского отдела этико-политического факультета коего и стоявшей к этому отделу в весьма близкой связи "Главной Виленской Семинарии" в 1833 образована "Виленская Духовная Римско-Католическая Академия", в 1842 перенесенная в С.-Петербург.

Императорский Виленский университет состоял из четырех факультетов, именно. Физико-математического, медицинского, литературного и свободных искусств и этико-политического. Вместо же существовавшего в древней Академии, но отсутствовавшего в Главной Школе особого богословского факультета при этико-политическом факультете учреждены были кафедры Священного Писания и богословия догматического и нравственного, к которым впоследствии присоединились некоторые другие по второстепенным богословским предметам, как, напр., канонического права, гомилетики и др. Хотя по университетскому уставу профессора богословия и не составляли сами по себе отдельной коллегии, будучи зависимы от этико-политического факультета и его декана и участвуя в сессиях этого факультета, однако ввиду существования многих вопросов, в разрешении коих одни богословы могли быть признаваемы компетентными, сложился обычай, по которому богословы стали собираться на свои собственные сессии по специально богословским делам под председательством декана этико-политического факультета, если он был лицо духовное, или же, в противном случае, старшего из профессоров их отдела.

Обычай этот не вызывал никаких возражений со стороны университетского начальства, и это собрание богословов не только частным образом, но и в документах стало называться "богословским факультетом". В теснейшей связи с этим факультетом находилась открытая в 1808 г. "Главная Виленская Семинария". В 1801 г., когда было возбуждено много вопросов о реформах общественного образования в империи, в числе лиц, вызванных в Петербург для обсуждения этих вопросов, находился последний ректор Главной школы, впоследствии первый ректор Виленского университ., прелат Иероним Стройновский, который предложил учредить с сохранением существующих епархиальных семинарий главную духовную школу, воспитанники которой могли бы, будучи в зависимости от университета, приобретать высшее образование как в области духовных, так и светских знаний.

Примером к открытию подобного учреждения послужила семинария, установленная австрийским императором Иосифом II при Лувенском университете в Бельгии (1786), несмотря на резкие протесты со стороны большинства высшего духовенства. Предложение Стройновского было принято и 18 июля 1803 утверждено высочайшею властью, а 6 окт. 1806 издан устав семинарии, на основании которого доставление необходимых на содержание ее средств возложено на монастыри по разверстке Р.-К. Коллегии. Управление поручено "совету", состоявшему под председательством ректора университета из трех профессоров богословского отдела университета, выбираемых советом последнего, двух членов Виленского кафедрального капитула, избираемых капитулом, и одного греко-униатского прелата, избираемого университетом из 3-х кандидатов, представляемых греко-униатскими епископами.

Начальником семинарии был "регент" (Regent), избираемый из лиц духовного звания богосл. Факультетом вместе с тремя членами капитула и униатским прелатом, на три года. Ему подчинены были "капеллан" (духовник) и два "префекта", наблюдающие за внутренним порядком. В важнейших вопросах ректор спрашивал мнение всех профессоров университета и сообщал о состоявшемся постановлении попечителю. Кроме того, совет семинарии давал ежегодно университету отчет о состоянии семинарии, который включался в общий университетский отчет. Ревизии производились советом, ректором, попечителем и коллегией. В семинарии открыто 50 вакансий, которые могли быть замещаемы лишь кандидатами, представляемыми епископами, из окончивших курс в епархиальных семинариях.

Курс наук — четырехлетний. Воспитанники жили в здании семинарии на полном от нее содержании, подчиняясь строгим правилам духовной дисциплины, и посещали университетские лекции, причем предметы разделялись на главные — обязательные для всех воспитанников, и второстепенные, предоставленные произволу каждого. К первым принадлежали. Св. Писание, богословие догматическое и естественное, церковные история и право, словесности латинская и польская, греческий язык, естественная история и ботаника, физика, агрономия, гигиена и логика. Метод преподавания в епархиальных семинариях должен был быть приведен в соответствие с методом наук в главной семинарии. После 10 лет с основания В. У. На высшие духовные должности могли быть избираемы или назначаемы лишь окончившие курс в гл.

Сем., или же выдержавшие при В. У. Соответственный экзамен со степенью доктора богословия, или, наконец, лица, утвержденные В. Университетом в правах на это звание. По устранении препятствий, возникших при сборе с монастырей денег, и по приобретении от августинского ордена соответствующего нуждам гл. Семинарии здания, последняя была торжественно открыта 24 мая 1808 г. Первым ее регентом, Валентином Гладыш-Знамеровским. В 1812 по поводу войны занятия прекратились, и по ее окончании представилось много затруднений к их возобновлению ввиду невозможности взыскать с обедневших монахов средства на содержание и ремонт здания гл. Семинарии. Кроме того, со стороны немалочисленных ее врагов посыпались всевозможные нападки и предложения о ее закрытии, которые, однако, были устранены попечителем кн.

Адамом Чарторижским, по поручению которого доступ в нее был вновь открыт воспитанникам в 1816 г. Нападки на гл. Семинарию со стороны ее противников, главными из коих были Мацкевич, епископ Каменецкий, доминиканцы, а впоследствии новый попечитель Новосильцев, вскоре опять возобновились, но, несмотря на свою продолжительность, не привели ни к каким серьезным результатам, а с 1828, когда архиепископом был назначен Гаспар Цецишовский, епископ Луцкий и Житомирский, и администратором Виленской епархии — Клончевич, бывший капеллан и регент главной семинарии, оба ревностные ее сторонники и защитники, дальнейшее ее развитие не встречало никаких препятствий. После закрытия в 1832 Виленского университета из главной семинарии и богословского факультета указом императора Николая I (от 1 июля 1833) образована "Римско-Католическая Духовная Академия", на содержание коей оставлены прежние средства богосл.

Фак. С некоторою прибавкою из сумм, полученных после упразднения монастырей. В зависимость от нее поставлена Виленская епархиальная семинария с армяно-католическим отделом. В академии установлено 40 вакансий для кандидатов из воспитанников всех епархиальных семинарий, в Виленской епархиальной семинарии — 50 и в армяно-католическом отделе — 7. Кроме того, академические лекции могли быть посещаемы послушниками виленских монастырей. Курс наук четырехлетний. В академии назначено 7 профессоров, 4 адъюнкта и 3 лектора и открыты кафедры Св. Писания, библейской археологии и герменевтики. Богословия догматического, нравственного и пастырского. Логики и нравственной философии. Церковной истории. Гомилетики теоретической и практической с польскою словесностью.

Словесностей латинской, греческой и русской, всеобщей и русской истории и языков древнееврейского, французского и немецкого. Преподавание происходило на латинском или на русском языках. Управление поручено "совету" (regimen), непосредственно подчинявшемуся духовной р.-к. Коллегии и министру внутренних дел и состоявшему, под председательством ректора, избираемого министром, из двух суфраганов, или прелатов, представляемых Коллегией и утверждаемых императором, из инспектора, избир. Коллегией и утвержд. Министром, двух профессоров из мирян, избираемых советом и утверждаемых Коллегией, и, наконец, — эконома. Духовные предметы могли преподаваться лишь духовными лицами, прочие же предоставлялись преимущественно мирянам.

В 1839 г. Академия получила право присуждать ученые степени. Студента, кандидата, магистра и доктора богословия или канонического права (последние 2 степени с утвержд. Министра). Лишь докторам богословия или канон. Пр. Предоставлено право быть возводимыми в сан епископа и занимать высшие церковные должности. В 1842 г. Академия была перенесена в С.-Петербург, где первоначально помещалась в здании, нанятом у купца Локотникова, между Ивановской и Грязной улицами, а с 1844 г. Переведена в особо для этой цели перестроенное здание по 1-й линии Васильевского острова, где и удостоилась посещения императора Николая I, который, утвердив ее устав, возвысив ежегодный доход до 40000 р. И подчинив ей все епархиальные семинарии империи, даровал название "Императорской".

Соглашение, состоявшееся между нашим правительством и римскою куриею 1847 г., оказало влияние на устройство духовной академии. Митрополит Могилевский получил те права, которыми по законам церкви должны пользоваться епископы по отношению к епархиальным семинариям. Ему предоставлена высшая власть над академией и право избрания из представляемых советом ее лиц на должности ректора, инспектора, профессоров и др., если к этому назначению не встречается препятствий со стороны правительства. Кроме того, этим соглашением введены и изменены некоторые правила внутреннего устройства академии. После закрытия в 1867 г. Духовной римско-католической Варшавской академии в С.-Петербургскую академию стали поступать и воспитанники духовных епархиальных семинарий Царства Польского, и по соглашению с Римом управление оставлено исключительно в руках архиепископа Могилевского.

В настоящее время штат духовной академии состоит из. Ректора, инспектора, капеллана, "prefectus abunnorum", прокуратора, библиотекаря, секретаря и профессоров и лекторов. Предметы преподавания. Св. Писание, библейская археология, богословие догматическое, нравственное и пастырское, каноническое право, церковная история, философия, гомилетика, патрология, словесности русская и латинская, русская история и языки греческий, еврейский, русский, французский и немецкий. В 1888—1889 учебном году учащихся было 58. Ср. Симона, "Academia Caesarea Romano-Catholica Ecclesiastico Petropolitana" (С.-Петербург, 1885, 1887 и 1888)..

Значения в других словарях
Академия (ист.)

Название (по имени мифического афинского героя Академоса или Гекадемоса) местности, расположенной в 2 км к северо-западу от Афин, которую Гиппарх, сын тирана Пизистрата, окружил стеною и назначил для гимнастических упражнений, а Кимон украсил насаждением множества деревьев, для чего сюда проведена была вода. Кроме аллей и приспособлений для гимнастики, А., посвященная Палладе Афине, заключала в себе множество алтарей и святилищ различных божеств. С 388 г. До Р. Х. Тенистые аллеи А. Служили любим..

Академия (общества)

Академии в значении ученых обществ бывают или частные, так называемые свободные А., или основанные и содержимые на счет государства публичные институты. И те и другие сходны в том, что занимаются наукою не для практических целей, а для нее самой. Первою академиею подобного рода был основанный Птоломеем I музей в Александрии. По образцу его евреи с конца I в. Стали устраивать свои А. В Ябне и Тивериаде в Палестине, в Нагардее, Суре и Пумбедите в Месопотамии и Вавилонии, служившие рассадниками тал..

Академия Загребская

См. Загребская академия.. ..

Академия Замойская

Основана польским гетманом и канцлером Яном Замойским в 1593 г. В принадлежавшем ему городе Замосце (ныне уездн. Городе Люблинской губ.) Эта академия, просуществовавшая до первого раздела Польши, по которому город Замосц перешел к Австрии (академия была тогда закрыта Иосифом II), была более университетом, чем академиею. Она состояла из четырех факультетов — богословского, юридического, философского и медицинского. Питомцы ее, на основании буллы Папы Климента VII, могли получать от нее степень до..

Дополнительный поиск Академия духовная римско-католическая Академия духовная римско-католическая

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Академия духовная римско-католическая" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Академия духовная римско-католическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 37 символа