Акоста

85

(Уриель, прежде Габриель Да Коста) — известен своею трагической судьбой, которая послужила предметом для драматической поэзии. Род Да Коста был древний еврейский род в Португалии, давший многих знаменитостей и ученых. Когда в начале XVI столетия инквизиция стала свирепствовать в Португалии, многие из членов этого семейства выселились в Голландию, где продолжали пользоваться всеобщим уважением и занимали почетное место в обществе. В половине XVI с. Мы встречаем Иосифа Да Коста главою еврейской общины в Амстердаме. Другой Да Коста, Duarta Nunes, был агентом самого португальского короля в Гамбурге. Оставшиеся в Португалии члены этого семейства были вынуждены принять католичество. Из них одни сделались искренними христианами и занимали высокие должности, светские и духовные.

Мы даже встречаем одного Да Коста, по имени Валтасар, приором иезуитского ордена на Малабаре. Другие же сделались христианами только для виду, оставаясь евреями по убеждению и исполняя втайне еврейские обряды. Они принадлежали к так называемым марранам (см. Это сл.), за которыми инквизиция зорко следила и из среды которых она исторгала многочисленные жертвы. Один из предков нашего А., Эммануил Да Коста, был сожжен на костре.Габриель Да Коста родился в Опорто в 1594 г., был воспитан в католической вере, изучал юриспруденцию и в 1615 г. Занял полудуховную должность казначея при капитуле одной соборной церкви. Но сухая догматика католицизма и интриги иезуитов не удовлетворяли пытливый ум и честную душу 22-летнего юноши.

Он знал о своем происхождении и, углубляясь в чтение книг Ветхого Завета и пророков, лелеял в душе другой идеал о религии — идеал библейского еврейства и думал найти его среди евреев свободной Голландии. После смерти отца своего он оставил службу при капитуле и вместе с матерью и с братьями, которые разделяли его образ мыслей, переселился в 1618 г. В Амстердам, вступил в Союз еврейской веры, причем переменил свое имя Габриель в Уриель, а в сочинениях своих вместо португальской формы фамилии своей Da Costa он стал употреблять латинскую форму — Acosta.Но и амстердамское еврейство не удовлетворяло А. И не соответствовало его идеалу. Мертвящая обрядность талмудистов была противна ему не менее католической догматики, а произвольное толкование ими текстов Св.

Писания возмущало его так же, как криводушие иезуитов. Он стал пренебрегать талмудическими предписаниями, публично нарушал их и называл раввинов фарисеями. Стало также известным, что А. Готовит книгу в опровержение талмудического учения. Эта книга и появилась впоследствии (в 1624 г.) под заглавием "Examen traditionum Pharisaeicarum collatarum cum lege scripta, etc." ("Исследование традиций фарисеев в сопоставлении с писанным законом"). Естественно, что амстердамские раввины не могли оставаться равнодушными ко всему этому. Они решили отлучить А. От синагоги, а когда появилась его книга, в которой он, между прочим, отрицает бессмертие души на том основании, что об этом не говорится прямо в Св. Писании, — то они обжаловали ее пред магистратом как книгу еретическую и вредную.

Магистратский суд действительно осудил ее, приговорил автора к штрафу в 300 гульденов, а книгу — к сожжению на костре. Произнесенное над А. Отлучение поставило его в изолированное положение, даже близкие его родственники, которые были все ревностными приверженцами синагоги, стали избегать его. Он, однако ж, не падал духом и не поддавался. Он даже названную книгу напечатал, будучи уже под анафемой. Лишь по истечении 15 лет он видел себя вынужденным искать примирение с раввинами. Его к тому побудило, по одним, — угрожавшая ему опасность лишиться всего своего состояния, находившегося в обороте у одного родственника, также поклонника раввинизма и не одобрявшего его борьбы с синагогою. По другим — желание устроить наконец свой домашний очаг и жениться, что было немыслимо, пока он находился под анафемой.

По требованию раввинов А. Подписал формальное отречение от прежних своих воззрений, был помилован и снова принят в лоно синагоги. Но вскоре оказалось, что раскаяние его было не искреннее. Он и после того продолжал пренебрегать талмудическ. Предписаниями и хотя из осторожности уже не выказывал этого публично, как делал раньше, но один из его родственников, фанатик, подстерег его и донес на него раввинскому трибуналу. Его вызвали для объяснений и предложили ему, как рецидивисту, подвергнуться публичному и позорному синагогальному покаянию. Он отверг это предложение и был вторично отлучен от синагоги. Этим счастье его окончательно разбилось. Женитьба его не могла состояться. Родня отвернулась от него. Его все избегали, уличные мальчишки преследовали и оплевывали его.

Он не мог себе найти защиты в светском суде, так как действия главных его преследователей были тайные, неуловимые и ненаказуемые судом по бездоказательности. Он все-таки крепился и выдержал и второе отлучение в течение семи лет. Наконец невзгоды и лета сломили его стойкость, и он явился к раввинам с повинною, соглашаясь подвергнуться требуемой ими процедуре публичного покаяния. Он должен был явиться в синагогу, битком набитую народом, взойти на эстраду и громогласно прочесть исповедь во всех сотворенных им прегрешениях. Затем тут же, перед всем народом, раздели его, обнажили до пояса и подвергли установленным 39 ударам ремнем по спине (малкус). Еще не удовлетворенные этим, его положили на порог в преддверие синагоги, так что все при выходе должны были перешагнуть через него.

Это неслыханное публичное унижение до того огорчило его, что он решился покончить с собою. Он составил свою автобиографию под заглавием "Exemplar humanae vitae" (образец человеческой жизни), в которой он сильно нападает на раввинское еврейство. Затем, зарядив два пистолета, он подстерег на улице злейшего врага своего — фанатического родственника, виновника всех его невзгод, чтобы отомстить ему, и выстрелил в него, но промахнулся и не попал и вторым зарядом застрелил себя. По сообщению его биографов, А. Умер в апреле 1647 г. 53-х лет от роду.Горестная судьба несчастного А. Послужила, как известно, сюжетом Карлу Гуцкову для трагедии "Уриель Акоста", хорошо известной и русской публике. Но уже раньше А. Явился героем беллетристического рассказа "Der Sadduc ä er v.

Amsterdam" (1834). Его автобиография, автограф которой был найден в квартире А. После его смерти Филиппом Лимборхом и принадлежавший сначала епископу Симону, была издана этим же Лимборхом в латинском подлиннике (Гуда, 1687), а затем вторично, с немецким переводом, Вильгельмом Еллинеком (Лейпциг, 1847), который написал также "A.'s Leben u. Lehre" (Цербст, 1847). Раньше об А. Писали Pierre Baile в его "Dictionnaire" (I л. 69 и д.), Шудт, "J üd. Denkwü rdigkeiten" (1, 286 и д.). — Гретц ("Geschichte d. Juden", X, прим. I) оспаривает годы рождения и смерти А., выставленные его биографами, и приходит к заключению, что А. Род. Около 1590 и умер в 1640 г..

Значения в других словарях
Акоста

(Acosta) правильнее да Коста (da Costa) Уриель (Габриель) (около 1585 — апрель 1640), мыслитель-вольнодумец. Родился в Португалии в еврейской семье, принявшей католичество. В 1614 бежал в Амстердам, где перешёл в Иудаизм. В ряде сочинений выступил с критикой истолкования раввинами вероучения Моисея и отрицанием бессмертия души. В духе Деизма противопоставлял существующим «ложным» религиям «естественную» религию, в основе которой лежит разум и любовь к ближнему. Был дважды отлучен от синагоги и, ..

Акоста

АКОСТА - (да Коста) (Acosta, da Costa) Уриель (ок. 1585-1640), нидерландский мыслитель-вольнодумец еврейского происхождения. За выступления против догм иудаизма, веры в бессмертие души подвергся преследованиям, покончил жизнь самоубийством.. ..

Акоста

АКОСТА (да Коста) Уриель (около 1585 - 1640), еврейский мыслитель-вольнодумец. Жил в Голландии. Выступал против догм иудаизма, веры в бессмертие и загробную жизнь>. За еретические взгляды был отлучен от синагоги и подвергнут публичному наказанию. Покончил с собой.. ..

Акоры

Или Ахуры, Аркури — село в Эриванской губ., у подошвы Арарата, известное своим источником св. Якова. По народному поверью, его вода привлекает скворцов, истребляющих саранчу.. ..

Акосмизм

Пантеистическое учение, по которому мир не имеет самостоятельного бытия вне Божества. По мнению Гегеля, система Спинозы может быть названа акосмической.. ..

Акоста Уриель

(прежде. Габриель Да-Коста) известен своею трагическою судьбою, которая послужила предметом для драматической поэзии. Род Да-Коста был древний еврейский род в Португалии, давший многих знаменитостей и ученых. Когда в начале XVI с. Инквизиция стала свирепствовать в Португалии, многие из членов этого семейства выселились в Голландию, где продолжали пользоваться всеобщим уважением и занимали почетное место в обществе. В половине XVI с. Мы встречаем Иосифа Да-Коста главою евр. Общины в Амстердаме. Д..

Акотиледоны

Т. Е. Растения без семядолей, наз. В систематике растений Жюссье группы водорослей, лишаев, грибов, мхов и сосудистых тайнобрачных, потому что служащие для их размножения споры (см. Это сл.) не имеют никакого ростка или зародыша, а потому и никаких таких зародышевых листочков, или семядолей (Cotyledones), которые присущи отделу монокотиледонов, однодольных (с одной семядолей), и дикотиледонов — двудольных (с двумя семядолями при зародыше). Вернее поэтому было бы назвать эти растения "незародышев..

Акоста

(да Коста) (Acosta, da Costa) Уриель (ок. 1585-1640), нидерландский мыслитель-вольнодумец еврейского происхождения. За выступления против догм иудаизма, веры в бессмертие души подвергся преследованиям, покончил жизнь самоубийством.. ..

Дополнительный поиск Акоста Акоста

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Акоста" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Акоста, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа