Александрийская школа и Александрийский век

68

Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался под покровительством и при содействии Птоломеев город Александрия в Египте, бывший по своему положению центром тогдашних всемирных сообщений. Это было в то время, когда греческая культура распространилась по всему основанному Александром Великим и распавшемуся после его смерти на части государству. Период времени, в который греческая поэзия и наука были здесь развиваемы, называется по некоторым особым, отличающим его чертам Александрийским веком. Его можно подразделить на два главных периода. Первый (Александрийский век в более тесном смысле) обнимает время царствования Птоломеев с 323—30 г.

До Р. Х. Второй продолжается от прекращения династии Птоломеев до покорения Александрии арабами — 30 г. До Р. Х. — 640 после Р. Х. Первым греческим владетелем, стремившимся создать для греческой науки и греческого образования широкое основание и новое убежище, был Птоломей Сотер. Он собрал туда многих ученых и положил основы библиотеки и музея в Александрии. Значительно больше двинул эти занятия вперед создавший знаменитую Александрийскую библиотеку в больших размерах его наследник, Птоломей Филадельф. К Александрийской школе принадлежали греки, египтяне, иудеи, а впоследствии и римляне. Самое большое значение имели грамматики, поэты — меньшее. Первые были не только учителями и исследователями языка, но и филологами и литераторами, объяснявшими не только слова, но и содержание — словом, энциклопедистами.

Таковы. Зенодот Эфесский, образовавший первую грамматическую школу в Александрии, Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракский, Крат Малосский, действовавший в другой столице учености — в Пергамоне, Дионисий Фракийский, Дидим, Аполлоний Дисколос и многие другие. Их главная заслуга состоит в том, что они собрали, исследовали, оценили и сохранили для следующих поколений имевшиеся налицо памятники культуры и литературы. Самые известные из поэтов, писавших большею частью тоже в самой Александрии, были. Аполлоний Родосский, Арат, Никандр, Евфорион, Каллимах, Феокрит, Филет, Фанокл, Тимон Флиазийский и семь — называемых александрийским семизвездием — трагиков, в том числе Ликофрон.Александрийский век со своим энциклопедическим образованием существенно отличался по духу и характеру от древнегреческой жизни.

При внимании, которое было посвящаемо изучению языка, правильность, чистота и изящество этого последнего сделались естественно предметами главного старания, и действительно, многие александрийцы отличались в этом отношении. Но большинству этих сочинений недоставало духа, одушевлявшего прежнюю греческую поэзию, точно так же как и столь важного общения с настоящею национальною публикою. Зато техника была в высшей степени выработана и тонка, композиция искусно рассчитана, форма отменно изящна. Критика и изобильная ученость, прилежание и навык должны были заменить то, что прежде давал гений. Этот последний проявлялся только у немногих, которые поэтому и кажутся особенно великими для своего времени. Другие производили то, что может быть произведено критикою и изучением, их часто искусно обдуманные и заботливо обработанные сочинения слишком трезвы, лишены духа и жизни.

Чувствуя недостаток в оригинальности, но признавая ее достоинство и стремясь к ней, они незаметно дошли до предела, где всякая поэзия исчезает. Их критика выродилась в мелочность, их искусство — в искусственность. Они стремились к необыкновенному, к новому, и старались добиться этого ученостью. Поэтому большая часть александрийцев была одновременно поэтами и грамматиками, в большинстве случаев — бездушными и холодными рифмоделами.Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам. Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем.

Вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы эклектическими философами, или синкретистами. Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и — в противоположность им — скептики. Более всего известности приобрели александрийские новоплатоники. Соединяя восточную теософию с греческою диалектикою, они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством, поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте. Из слияния восточных воззрений с христианскими образовался гностицизм (см. Это сл.). Некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии.

Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища. Поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против арианизма, при помощи Афанасия, принцип неприкосновенности правоверных положений религии.Наконец, александрийское направление отличалось еще и разработкою точных наук — медицины, географии, физики, математики и естествоведения. Эти последние дошли здесь до самой высокой в древности степени развития. Уже в III-м столетии до Р. Х. Евклид написал здесь свое классическое сочинение по геометрии.

Астрономы этой школы отличались с самого ее начала от своих предшественников тем, что они оставили в стороне всякие метафизические спекуляции и посвятили себя всецело наблюдениям. Как физики, математики и географы отличались. Аристилл и Тимохарис, Архимед в Сиракузах, Эратосфен, Аристарх Самосский, Птоломей и др.Александрийская школа продержалась в своих различных направлениях в течение около восьми столетий на такой — правда, с течением времени несколько изменявшейся, — высоте, что она была постоянно главным центром учености и литературы тогдашнего мира. Ср. Партей, "Das alexandrinische Museum" (Берлин, 1838). Матте, "Histoire de l'école d'Alexandrie" (2-е изд., 2 т., Париж, 1840—44). Бартелеми Сент-Илер, "De l'école l'Alexandrie" (Париж, 1845).

Гелль, "Das gelehrte Alterthum" (Лейпц., 1870). Симон, "Histoire de l'école d'Alexandrie" (2 т., Париж, 1844—45). Венигер, "Das alexandrinische Museum" (Берлин, 1875).Быть отдельно отмеченною заслуживает еще александрийская школа богословов. Различают старшую и младшую школу. Первая из них, главными представителями которой были Пантен, Климент Александрийский (см. Это сл.), Ориген (см. Это сл.) и его ученики, противопоставила еретическому гностицизму во второй половине II столетия католический гностицизм и стремилась к спекулятивному обоснованию главных учений христианства посредством приемов платонической и стоической философии. Младшая школа имела, особенно с IV в., в спорах по учению о св. Троице и о Христе значительное влияние на развитие церковного учения, ее главою был в IV в.

Афанасий (см. Это сл.), в V в. — патриарх Кирилл Александрийский, влиятельный противник Нестория (см. Это сл.). О противоположности этой школы антиохийской — см. Антиохийская школа..

Значения в других словарях
Александрийская библиотека

Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом (см. Это сл.). Уже при первом Птоломее — Сотере — афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. Книг или свитков, а во время наибольшего процветания эта библиотека, хранителями которой были такие знаменитые ученые как Зенодот, Каллимах, Эратостен, Аполлоний Родосский, Аристофан Византийский, Аристарх и др., заключала 490 т., а по одному известию, со всеми дублетами — даже 700 т. Больша..

Александрийская бумага

См. Черчение.. ..

Александрийские стихи

Шестистопные ямбические стихи, которые как отличительный признак имеют после 3-й стопы цезуру и рифмуются обыкновению попарно — 2 мужские и 2 женские рифмы:Так Анджело на всех навел невольно дрожь.Роптали вообще, смеялась молодежьИ в шутках строгого вельможи не щадилаМеж тем, как ветренно над бездною скользила.Этот размер получил свое название от одной старофранц. (1180) обработки сказания об Александре В., в котором он впервые ярко выразился. Ронсар назвал его "героическим", и с тех пор он стал..

Александрийский 15-й драгунский полк

Сформирован в 1773 г. Из македонских и далматских поселенных полков. В 1790 г. Назывался казацким, потом легкоконным, позже — гусарским. С 1891 г. Присвоено ему нынешнее название. Имеет георгиевский штандарт "За отличие в турецкую войну 1828 г.", 22 георгиевские трубы с надписью "А. Гусарского полка 8 февр. 1816 г.", на шапках знаки. "За отличие 14 августа 1813 г.".. ..

Дополнительный поиск Александрийская школа и Александрийский век Александрийская школа и Александрийский век

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Александрийская школа и Александрийский век" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Александрийская школа и Александрийский век, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 43 символа