Антиохийская школа
В церковных спорах V стол. Играла весьма видную роль. Эта богословская школа, основанная в Антиохии в начале IV века, получившая громкую известность, имела приверженцев не только в среде своих учеников, но и среди многих знаменитых учителей церкви, вышедших не из этой школы. Хотя основанием своим А. Школа была обязана усердному изучению писания, начало которому было положено под влиянием Оригена александрийской школой, но с течением времени она по всем пунктам стала в резкую оппозицию с направлением последней. В противоположность идеалистическому и умозрительному, но часто фантастическому и окольному пути, которому следовали при изучении писания александрийцы, антиохийцы стояли за непосредственное и трезвое исследование самого текста и, не сходя с положительной почвы памятника, придерживались буквального его смысла и отбрасывали все произвольные аллегорические толкования.
Из их рядов вышли лучшие историки церкви и ученейшие экзегеты V стол. В философии они примыкали скорее к Аристотелю, чем к Платону. В богословии они на первый план выдвигали необходимость твердого нравственного мировоззрения. В великом споре того времени об отношении божественного и человеческого естеств в лице Спасителя они выступили ярыми противниками александрийцев, которые разрешали его в смысле обоготворения человеческого естества Христа и соединения естеств объясняли понятием полного объединения. Антиохийцы же стояли за строгое различение двух естеств даже по соединении их в одном лице и в Христе видели человека, связанного с Божественным Словом (логос) в одно нераздельное единство, Человека, которого Божественное Слово избрало своим орудием и храмом, но который нравственно развивался путем чисто человеческим, что выразилось в борьбе с искушениями, в Его страданиях, наконец, и смерти.
И если некоторые александрийцы пришли к монофизитизму, то антиохийцы, как в этом упрекали Нестория, допускали в Едином Христе два лица. Основателями школы называли двух ученых пресвитеров Антиохии. Дорофея и Лукиана († 311 г.), Главами ее в IV и V стол. Были Феодор, епископ Гераклейский (868 г.), Евсевий, еписк. Эмеский († 860), Кирилл, еписк. Иерусалимский († 386), Ефрем, диакон Эдесский († 378), Диодор, еписк. Тарсийский († после 394) и ученики последнего — благочестивый Иоанн, еп. Константинопольский, прозванный за свое красноречие Златоустом (Хризостом † 407 г.) и ученый Феодор, епископ Мопсуестийский († 429). Последними же именитыми представителями этой школы в V столетии были. Ива, еписк. Эдесский, и знаменитый историк церкви блаженный Феодорит, еп.
Кирский († 527). Об учении и судьбе последних трех ср. Доброклонский, "Сочинение Факунда, еписк. Гермианского, в защиту трех глав" (Москва, 1880). Гергенретгер, "Die Ant. Schule etc." (Вюрцб., 1866). Кин (Kihn),"Die Bedeutung der Ant. Schule auf exegetischem Gebiet" (Вейссенб., 1867). Добротворский, "Несторианство и монофизитизм в связи с верованиями и судьбами Востока" ("Духовный вестник", 1863). Глубовский, "Блаженный Феодорит, еп. Кирский" (Москва, 1890)..
Дополнительный поиск Антиохийская школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Антиохийская школа" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антиохийская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 18 символа