Антиохийская школа

82

В церковных спорах V стол. Играла весьма видную роль. Эта богословская школа, основанная в Антиохии в начале IV века, получившая громкую известность, имела приверженцев не только в среде своих учеников, но и среди многих знаменитых учителей церкви, вышедших не из этой школы. Хотя основанием своим А. Школа была обязана усердному изучению писания, начало которому было положено под влиянием Оригена александрийской школой, но с течением времени она по всем пунктам стала в резкую оппозицию с направлением последней. В противоположность идеалистическому и умозрительному, но часто фантастическому и окольному пути, которому следовали при изучении писания александрийцы, антиохийцы стояли за непосредственное и трезвое исследование самого текста и, не сходя с положительной почвы памятника, придерживались буквального его смысла и отбрасывали все произвольные аллегорические толкования.

Из их рядов вышли лучшие историки церкви и ученейшие экзегеты V стол. В философии они примыкали скорее к Аристотелю, чем к Платону. В богословии они на первый план выдвигали необходимость твердого нравственного мировоззрения. В великом споре того времени об отношении божественного и человеческого естеств в лице Спасителя они выступили ярыми противниками александрийцев, которые разрешали его в смысле обоготворения человеческого естества Христа и соединения естеств объясняли понятием полного объединения. Антиохийцы же стояли за строгое различение двух естеств даже по соединении их в одном лице и в Христе видели человека, связанного с Божественным Словом (логос) в одно нераздельное единство, Человека, которого Божественное Слово избрало своим орудием и храмом, но который нравственно развивался путем чисто человеческим, что выразилось в борьбе с искушениями, в Его страданиях, наконец, и смерти.

И если некоторые александрийцы пришли к монофизитизму, то антиохийцы, как в этом упрекали Нестория, допускали в Едином Христе два лица. Основателями школы называли двух ученых пресвитеров Антиохии. Дорофея и Лукиана († 311 г.), Главами ее в IV и V стол. Были Феодор, епископ Гераклейский (868 г.), Евсевий, еписк. Эмеский († 860), Кирилл, еписк. Иерусалимский († 386), Ефрем, диакон Эдесский († 378), Диодор, еписк. Тарсийский († после 394) и ученики последнего — благочестивый Иоанн, еп. Константинопольский, прозванный за свое красноречие Златоустом (Хризостом † 407 г.) и ученый Феодор, епископ Мопсуестийский († 429). Последними же именитыми представителями этой школы в V столетии были. Ива, еписк. Эдесский, и знаменитый историк церкви блаженный Феодорит, еп.

Кирский († 527). Об учении и судьбе последних трех ср. Доброклонский, "Сочинение Факунда, еписк. Гермианского, в защиту трех глав" (Москва, 1880). Гергенретгер, "Die Ant. Schule etc." (Вюрцб., 1866). Кин (Kihn),"Die Bedeutung der Ant. Schule auf exegetischem Gebiet" (Вейссенб., 1867). Добротворский, "Несторианство и монофизитизм в связи с верованиями и судьбами Востока" ("Духовный вестник", 1863). Глубовский, "Блаженный Феодорит, еп. Кирский" (Москва, 1890)..

Значения в других словарях
Антиох (имя царей Сирии)

(греч.) — имя многих царей Сирии из "дома Селевкидов", макед. Происхождения. Сын первого известного под этим именем македонянина и полководца царя Филиппа, Селевк, сделался родоначальником царей Сирии. — Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. Е. Спаситель), род. В 323 г. До Р. Х. Любовь к своей мачехе Стратонике повергла его в опасную болезнь. Постигши причину последней, царский лейб-медик Еразистрат открыл ее отцу, и последний уступил сыну свою молодую и прекрасную жену. Вс..

Антиох (монах)

Монах палестинской лавры св. Саввы. Около 620 г. Он написал сочинение "Πανδέκτης της άγίας Γραφης", представляющее собою сокращенное изложение учения Св. Писания и св. Отцов церкви по различным вопросам христианской нравственности и отчасти веры, в применении к жизни преимущественно монашеской. "Пандекты" А. Изданы в греческо-латинском тексте в "Patrologia", series graeca, Миня (т. 89). Ему принадлежит также молитва "И даждь нам, Владыко, на сон грядущим", читаемая на великом повечерии.. ..

Антиохийский собор

Поместный, происходил в 341 г. Отцы этого собора (около 100) первоначально созваны были императором Констанцием в Антиохию для освящения храма, заложенного еще при Константине Вел. По окончании церковного торжества, собравшиеся епископы составили собор, на котором составлено было 25 правил относительно церковного управления, большею частью повторяющих правила апостольские.. ..

Антиохия

Ныне Антакиэ. Некогда великолепная столица сирийского государства, а теперь бедный городок в Азиатской Турции. А. Была основана первым сирийским царем Селевком Никатором (300 г. До Р. Х.), который и дал ей наименование в память своего отца, Антиоха. А., построенная на левом берегу Оронта, верстах в 10 от впадения этой реки в море, была окружена высокими стенами, которым неоднократно приходилось выдерживать приступы и осады. В 540 году персидский царь Хозрой Великий овладел городом, ограбил его и..

Дополнительный поиск Антиохийская школа Антиохийская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антиохийская школа" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антиохийская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 18 символа