Аристипп

144

Греч. Философ. Род. Около 430 до Р. Х. В африканском городе Кирене, знаменитом роскошью и богатством, что, вероятно, и не осталось без влияния на учение А. Громкая молва о мудрости Сократа привлекла его в Афины, где он сделался учеником философа. Умозрительная философия и математика мало его интересовала, и главным предметом его исследований сделались назначение человека и достижение высшего блага. Односторонне и неверно понимая учение Сократа, А. Ставит целью нравственного совершенства облагороженное образованием наслаждение. Удовольствие — вот единственное положительное добро и единственное мерило добра. Главные положения его учения следующие. Все ощущения человека могут быть сведены к чувству удовольствия и страдания.

Они единственные критериумы истинного и ложного, добра и зла. Удовольствие и неудовольствие (страдание) — два прямо противоположные состояния души, одно светлое, тихое, другое — тревожное, бурное. Все живые существа ищут первого и избегают второго. Счастие есть не что иное, как постоянное удовольствие, слагающееся из отдельных мгновенных удовольствий. Но в то же время оно не исключает ни деятельной жизни, ни чувства меры. И так как счастие есть цель всех человеческих стремлений, то человек не должен пренебрегать никаким родом удовольствия. Дело мудреца вносить в свои удовольствия интеллектуальный элемент и устроить их так, чтобы они наполняли его душу только мирными радостями, чуждыми страстных увлечений.

Сократовское понятие высшего блага как сочетания добродетели со счастьем распалось у его последователей так, что одни ученики признавали за высшее благо добродетель, а другие — киренаики (названные так по месторождению А.), видели добродетель единственно в разумном наслаждении. Но и те и другие одинаково сузили задачу философии, сводя ее к исследованию личного блага отдельного человека и тем самым являлись проповедниками равнодушия к государственной жизни, характеризующего упадок греческой культуры. А. Совершил несколько путешествий в Сицилию и встретил там радушный прием у Дионисия. Рассказ Диогена Лаэрция, будто по своем возвращении в Афины А. Открыл там свою собственную школу, лишен вероятия. Единственными проповедниками его учения были дочь его Арете и внук А.

Младший (метродидактос). Последний признавал за высшее благо приятное возбуждение чувств. Он и последующие киренаики привели в систему учение об удовольствии, за что и получили название эвдоников. Сочинения А. Погибли. Виланд сделал А. Главным героем своего историко-философского романа "A. Und einige seiner Zeitgenossen". См. Вендт, "De philosophia cyrenaica" (Геттинген, 1842)..

Значения в других словарях
Аристипп

АРИСТИПП (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. До н. Э.) - древнегреческий философ из Кирены в Сев. Африке, ученик Сократа, основатель киренской школы, один из родоначальников гедонизма.. ..

Аристил

(Αριστύλλος) — греческий астроном, родом с острова Самоса, жил около 290 г. До Р. Х. В Александрии, где производил обстоятельные наблюдения над размерами и взаимными расстояниями неподвижных звезд. Кроме того, вместе с астрономом Тимохарисом произвел многие исследования в области астрономии, легшие впоследствии в основание Птоломеевой планетной системы. Равным образом Гиппарх упоминает в своих трактатах о наблюдениях и исследованиях А. К сожалению, монография А. "О неподвижных звездах" до нас не..

Аристин Алексей

Один из знаменитых канонистов православной церкви. В качестве великого эконома присутствовал на соборе 1166 г., при Мануиле Комнене. Император Иоанн Комнен поручил А. Написать толкование церковных канонов, которые около этого времени, вследствие множества сокращений и ошибок при переписке, сделались почти негодными к употреблению. Толкования свои А. Написал не к полному тексту церковных правил, а к сокращенному — именно к Синопсису Стефана Ефесского. Они получили широкое распространение не тольк..

Аристобул

(Άριςτόβουλος) — греческий историк, участвовавший в походах Александра Македонского и на старости лет описавший его деяния. Сочинением А. Пользовались Плутарх и особенно Арриан. Отрывки из А. Напечатаны Гуллеманом (1844) и Мюллером в "Fragm. Script. Alex. M.". ..

Аристов Андрей Петрович

(1812—1860-х гг.) — писатель, профессор философии в ярославском Демидовском лицее, магистр Моск. Дух. Акад. Главные труды А. "О влиянии народного духа на философию" (М., 1839), "Философия составляет существенную потребность человеческого духа" (М., 1840), "О философско-религиозных учениях Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля" (М., 1846).. ..

Аристипп

Аристипп, Aristippos, из Кирены, ок. 435- после 366 гг. До н. Э., греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее, как софисты (1.), учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь (побывал помимо прочего при дворе Дионисиев I и II в Сиракузах). В конце жизни, вероятно, возвратился в Кирену, где жил со своей дочерью Аретой. - А. Утверждал, что благодаря своей философии он обрел внутреннюю свободу, которая позволяет ему получить удовольствие (hedone) от любой жизненной ситуации, вне ..

Аристипп

АРИСТИПП. ..

Аристипп

(Aristippus, Αρίστίππος). Родом из Кирены, основатель философской школы киренаиков. Он жил около 370 г. До Р.Х. И был учеником Сократа. В своей философии Аристипп отводит особенное место принципу наслаждения и тем пролагает путь учению эпикурейцев.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Аристипп Аристипп

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аристипп" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аристипп, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа