Арфа
Музыкальный инструмент, струны которого приводятся в движение пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит. Во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу. Прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны. Он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для прозвания кишечных струн. Во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол. К этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания.
В-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом. Так как А. Уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в А. Натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На А. Без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа. Позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие А. Оказывались крайне неудобными для исполнителей. Недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Гохбрукером из Донаувёрта (в 1720).
Этот мастер приделал к А. Семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.Изобретение Гохбрукера, чрезвычайно облегчившее игру на А., сделало ее вполне пригодной к модулированиям как при исполнении отдельных пьес (соло), так и при игре в оркестре. Себастьен Эрард (см. Это сл.) сделал в А. Дальнейшие усовершенствования посредством устройства двойных педалей (double mouvement), из которых каждая производит два хроматических повышения струны. Эрардовская А., построенная в гамме До-бемоль, имеет объем в шесть с половиною октав, тогда как гохбрукеровская А., построенная в гамме Фа, имеет объем только в пять октав с секстою.
Кроме обыкновенной А., существуют еще различные ей подобные инструменты, менее совершенные по своему устройству, как, напр., острая, или крыльчатая, A. (Arpanetta), двойная А. (Arpa doppia), тройная А. (Луки-Антонио Евстахия) и т. Д. Кроме этих инструментов, большою известностью пользуется т. Н. Эолова А. (см. Это сл.). Арфа принадлежит к самым древним музыкальным инструментам, о которых мы имеем исторические известия. Уже древние египтяне имели А., которые относительно своего объема указывали на значительную степень их развития. Позднее евреи употребляли А. И им подобные инструменты при религиозных обрядах и других празднествах. Не меньшим значением пользовалась А. У греков. А. Аполлона стала даже олицетворением всего поэтического и прекрасного.
Их встречают, наконец, также у галльских, шотландских и немецких певцов и у скандинавских скальдов. Из новейших композиторов, писавших для А., можно назвать. Крумпгольца, Надерманна, Лабарре, Демара, Цабеля, Парис-Альварса, Годфруа, Обертюра и друг. В настоящее время А. Сделалась необходимою принадлежностью каждого хорошо организованного оркестра..
Дополнительный поиск Арфа
На нашем сайте Вы найдете значение "Арфа" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арфа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 4 символа