Бетховен

92

(Людвиг van Beethoven) — величайший композитор XIX стол., род. 16 дек. 1770 г. В Бонне, где его дед Людвиг фан Б. Был капельмейстером, а отец Иоганн фан Б. — тенором в курфюрстской капелле. Б. Проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая семейная обстановка имела большое влияние на характер Б. И сделала его смолоду мрачным и замкнутым. Для его умственного развития было сделано лишь самое необходимое, а музыкальное образование велось неправильно. С другой стороны, однако, Б. Встретил участие и поддержку людей посторонних, именно в семействе Брейнинга (начиная с 1783 г.).Первыми учителями музыки Б. Были его суровый отец, а затем гобоист Пфейфер. Музыкальные успехи Б. Вскоре обратили на него всеобщее внимание, особенно же приводила всех в изумление его уже в то время блестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенной способностью к импровизации.

В игре на органе Б. Усовершенствовали придворный органист фан-дер-Эден и капельмейстер Нэфе, и уже в 1785 году с восшествием на престол курфюрста Макса Франца II он был назначен придворным органистом, оставаясь в то же время альтистом в оркестре. Усердно занимаясь композицией, Б. Пробовал уже свои силы и в создании более крупных сочинений, из которых особенную известность получили рыцарский балет и большая кантата. Путешествие его в Вену весной 1778 г., которое доставило Б. Мимолетную встречу с Моцартом, было непродолжительно. Вскоре после возвращения Б. Из Вены скончалась его мать (Мария-Магдалина Б., рожденная Кевериг, из Кобленца), и домашние дела сложились еще хуже. Тогда по ходатайству графа Вальдштейна курфюрст решился осенью 1792 г.

Отправить Б. На несколько лет в Вену, чтобы дать ему возможность докончить свое музыкальное образование под руководством Гайдна. Кроме Гайдна, Б. Получал указания и от Шенка, автора комической оперы “Деревенский цирюльник”, а после отъезда Гайдна в 1794 г. В Англию Б. Прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера, в области же вокальных сочинений пользовался руководством Сальери. Благодаря рекомендации курфюрста Б. Был принят в аристократическом обществе. Князь Лихновский взял его к себе в дом, граф Разумовский предоставил в его распоряжение свой квартет, а князь Лобковиц — свою капеллу. Б. Так успел сжиться с Веной, что, за исключением одного выезда в Прагу и Берлин в 1796 году, он никогда более не покидал ее.

Лето Б. Проводил где-нибудь в окрестностях Вены, среди скромной обстановки и в постоянном общении с природой, которую страстно любил и которая его вдохновляла, когда он отдыхал от обычных трудов.Заняв вскоре после прибытия в Вену первое место в ряду пианистов, на что он имел неоспоримое право, особенно благодаря своему гениальному дару импровизации, Бетховен после выхода в свет в 1795 г. Первых своих значительных произведений, трех фортепьянных трио, приобрел и славу первостепеннейшего композитора. С того времени он не переставал проявлять прирожденную ему гениальную творческую силу, которая развивалась в целом ряде разнообразных сочинений, отличавшихся как глубиной, новизной формы и содержания, так и неистощимым богатством изумительной изобретательности.

В последовательном ходе творческого процесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерной музыки, работал над сонатой (для одного фортепиано и с сопровождением других инструментов), которую он развил до ее полного художественного значения, над квартетом (всех квартетов Б. Сочинил шестнадцать), и затем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровую музыку, став, таким образом, создателем инструментальной музыки в широком стиле. Уверенной рукой он овладевал всеми средствами музыкального выражения, которые были завещаны Моцартом и Гайдном, развил и обогатил их. С полнейшей свободой в выражении своей индивидуальности и с замечательным пониманием музыкальных форм Б. Соединял тонкое понимание характерной полноты и выразительности звука.После 3-ей симфонии Eroica (1804), большой увертюры “Леонора” № 3 (1805) и трех русских квартетов (1806) направление Б.

Определилось вполне и с того времени стало своеобразно проявляться в каждом новом его произведении. Симфонии B-dur (1806), C-moll, пасторальная (1807—8) и затем A-dur (1812) могут служить указателями пути великого композитора. К этим симфониям примыкают большие концерты. Но и в области вокальной музыки Б. Не оставался бездеятельным. Кроме песней (Lieder) и мелких вокальных произведений, он написал в 1803 году кантату “Христос на горе Елеонской” и вслед за тем, в 1805 г., оперу “Фиделио”, которая в то время особенным успехом не пользовалась, но, вновь переработанная в 1814 году, была оценена музыкальным миром и с того времени заняла прочное место на всех германских оперных сценах. После Моцартовской “Волшебной флейты” это была первая немецкая опера, получившая широкое распространение.

К сожалению, несмотря на стремление и обширные планы Б. В этой области, ему не пришлось создать другой оперы. Написанные им два “Festspiele” для торжественного открытия театра в Пеште в 1812 г., “Король Стефан” и “Афинские развалины” не могут быть названы операми. К театральной музыке принадлежат также балет Б. “Создание Прометея” (1801), музыка к гётевскому “Эгмонту” (1810) и увертюра к “Кориолану” Коллинса (1807). Когда в 1809 г. Б. Было предложено место королевского капельмейстера в Касселе (Вестфалии), эрцгерцог Рудольф (ученик и друг Бетховена), князь Лобковиц и граф Кинский сложились и предложили ему ежегодное содержание в 4000 флор. Под единственным условием, чтобы он отказался от предлагаемого ему места и не покидал Австрии.

Хотя содержание это и уменьшилось вследствие государственного банкротства в 1811 г., учреждения вслед за тем конкурса над имениями князя Лобковица, а также вследствие последовавшей кончины графа Кинского, все же оно обеспечивало независимое положение великому композитору, находившемуся в то время в поре полной творческой силы. Год конгресса (1811) застал Б. На высоте его славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии “Битва при Виттории” и сочиненной по поводу событий этого времени кантаты “Минута славы” (Glorreiche Augenblick), a также возобновление “Фиделио” доставили Б. Величайшую популярность в Вене. Однако он не мог вполне наслаждаться всеобщим признанием своих заслуг, так как начавшееся еще в 1802 г.

Ослабление слуха усилилось почти до полной его потери. Эта болезнь, не поддававшаяся никакому лечению, омрачала его настроение духа, сделала Б. Недоверчивым и заставляла искать уединения. Новым источником неприятностей и разного рода огорчений послужили принятые Б. На себя в 1815 г. Заботы о воспитании сына его умершего брата Карла. Денежные обстоятельства Б. Ухудшились, и одно время даже самое творчество его как будто приостановилось. Но вот назначение эрцгерцога Рудольфа епископом Ольмюца (в 1818 году) подает Б. Мысль написать торжественную мессу. Он отдался ей со всей силой своего вдохновения, и она заняла его до 1822 г. Б. В прежде сочиненной им в честь князя Эстергази (1808) C-dur-ной мессе в значительной степени придерживался стиля Моцарта и Гайдна.

В этом же новом произведении, которое по обширности плана превосходит обычные размеры сочинений подобного рода, религиозные впечатления выражены, с одной стороны, с необычайным экстазом, а с другой, вполне субъективно. По окончании этой “торжественной мессы” (missa solemnis) Бетховен с таким же жаром приступил к выполнению давно лелеянного им намерения написать симфонию, последняя часть которой заключается хором на текст шиллеровской “Оды к радости”. К началу 1824 г. Было окончено и это произведение, обширное по своим размерам и чрезвычайно трудное в техническом отношении, в особенности в вокальных партиях. Затем были написаны, среди тяжелых физических страданий, четыре больших квартета, которые и поныне составляют предмет изучения для каждого знатока, по своему глубокому содержанию и сложности не вполне доступные массе.

Б. † после продолжительных страданий 26 марта 1827 г. И похоронен в Вене. Ему воздвигнуты памятники в Бонне (бронзовая статуя работы Гэнеля в 1845) и в Вене (работы Цумбуха, 1880 г.). — Полное собрание сочинений Б. Было издано в Лейпциге Брейткопфом и Гертелем (24 серии, 1862—64). Хронологический указатель произведений Б. Составлен Тайером (Берл., 1865 г.), тематический же, с историческими ссылками на время их появления в свет, издал Ноттебом (Лейпциг, 1868 г., 2 изд. Брейткопфа и Гертеля).Литература. Vegeler und Ries, “Biographische Notizen über B.” (Кобл., 1838). Schindler, “Biographie von L. Van B.” (Мюнстер, 1838, 3 изд., 1860). Lenz, “Б. И его 3 стиля” и “В., eine Kunstsludie” (5 частей, Гамбург, 1860). Marx, “L. Van B.

Leben und Schaffen” (Берл., 1859, 3 изд., 1875). Ulibischeff, “В., ses critiques et ses glossateurs” (Лейпц., 1857. Немецкий перевод Bischoff 'а, Лейпциг, 1859). Nohl, “B.-s Leben” (3 т., Вена и Лейпц., 1864—77). Его же, “В., nach den Schilderungen. Seiner Zeitgenossen” (Штутг., 1877). Nottebohm, “Ein Skizzenbuch von B.” (Лейпциг, 1865). Его же, “Beethoveniana” (Лейпц., 1872), его же, “B.-s Studien” (часть I, Лейпц., 1873). Thayer, “Ludwig van B.-s Leben” (в нем. Переводе Deiters'a, 3 т., Берл., 1866—79). Von Breuning, “Aus dem Schwarzspanierhanse” (воспоминания о Б., Вена, 1874). Серов, “9 симфония Бетховена” (“Музык. Театр. Вестник”, 1856 г., №№ 15 и 17). Его же, “Девятая симфония Б., ее склад и смысл” (“Современная летопись”, 1868 г., 16).

В этих статьях Серов обратил внимание на исследование тематизма 9-й симфонии. См. Также о жизни Б. В “Репер. И Пантеоне” (1844, кн. 9 и 10).

Значения в других словарях
Бетховен

(Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн, — 26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился в семье фламандского происхождения. Дед Б. Был руководителем придворной боннской капеллы, отец — придворным певцом. Б. Рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также на флейте. С 1781 занятиями Б. Руководил Х. Г. Нефе — композитор, органист и видный эстетик. Вскоре Б. Стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1789 он слушал лекции по философии в Б..

Бетуляцеи

(Betulaceae, Березовые) — семейство деревьев и кустарников с однодомными, собранными в сережки цветками и обыкновенно нераздельными листьями. Сюда относятся два рода. Betula (береза) и Alnus (ольха), см. Береза и Ольха.. ..

Бетхер Фридрих

Немецкий политический деятель и писатель. Род. В 1842 г. Издает "Nationalliberale Korrespondenz", официальный орган национал-либералов в Берлине. С 1878 по 1895 г. Член рейхстага. Написал социал-политический роман. "Ora et labora" (1889).. ..

Бётц

IФранц — знаменитый певец (баритон), род. В Майнце 19 марта 1839 г. Выступил в 1856 г., а с 1859 г. Поет в Берлине, где особенную известность приобрел исполнением Вагнеровских опер. Б. Считался лучшим Вотаном в трилогии “Кольцо Нибелунгов” Вагнера.II(Франц, дополнение к статье)(Betz) — певец баритон. Ум. В 1900 г.. ..

Бетц Вильгельм

(Beetz, 1822—1886) — профессор физики Эрлангенского университета (1859—1865), затем проф. Мюнхенского политехникума (1868—1882). Все его экспериментальные исследования относятся к области явлений электрических и магнитных и опубликованы в "Pogg. (Wied.) Annalen d. Physik" в период 1857—1881 годов.. ..

Бетховен

Бетховен(van Beethoven)Бетховен (van Beethoven) Людвиг ван (1770 - 1827) Немецкий композитор, пианист, дирижер. Был крещен 17 декабря 1770 в Бонне, где его дед Людвиг фан Бетховен был капельмейстером, а отец Иоганн фан Бетховен - тенором в курфюрстской капелле. Умер 26 марта 1827 в Вене. Являлся представителем венской классической школы.Афоризмы, цитаты• Музыка должна высекать огонь из людских сердец.• Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.• М..

Дополнительный поиск Бетховен Бетховен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бетховен" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бетховен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа