Британский музей в Лондоне

66

Замечательнейшее в свете собрание книг, рукописей, монет, произведений древнего искусства и др. Редкостей. Возникновением и быстрым ростом своим обязан главным образом щедрости частных лиц. Происхождение сокровищ его связано прежде всего с именем Роберта Коттона, внук которого в 1700 г. Подарил стране "на общее пользование" библиотеку и коллекцию монет, медалей и других редкостей, собранную его дедом. Парламентским актом управление этими коллекциями поручено было особым попечителям (trustees), причем с 1730 г. Они помещены были в Ashburnham-House (Westminster). Следующее имя, с которым связана история Б. Музея, — имя Ганса Слона. В 1702 году богатый лондонский судохозяин Куртон завещал свои драгоценные коллекции (минералогическую, ботаническую, картинную, гравюрную и скульптурную) Слону, лейб-медику короля и второму (после Ньютона) президенту Royal Society, который и сам был обладателем богатого музея.

Последний, соединив все эти коллекции со своим музеем, поместил их в принадлежащем ему замке Чельси. В завещании своем († 1753 г.) он укрепил за своими согражданами право вечного пользования его замком и музеем, под условием уплаты наследникам его 20000 ф. Ст. Как раз в то же время герцогиня Портлендская, последняя владетельница рукописей Роберта Гарлея, предложила парламенту купить их за 10000 ф. Ст. Парламент актом 1753 г. Постановил приобрести музей Слона, рукописи Гарлея и, соединив их с упомянутой уже библиотекой Коттона в одно целое, открыть к ним доступ публике. Этим положено было основание Б. Музею. За недостатком средств оказалось необходимым прибегнуть к лотерее, которая и дала 100000 ф. Ст. Помещение в замке Чельси оказалось недостаточным, вследствие чего и приобретено было в Great-Russel-Street громадное здание Montagu-House, окруженное парком в 7 акров (покупка стоила 10000 ф.

Ст., переделка 12000 ф. Ст.). В 1759 г. Музей был открыт. Парламентским актом 1853 г., положившим основание Музею, управление им поручалось 41 попечителю. 6 из них должны были быть представителями семейств Коттона, Слона и Гарлея (family-trustees), 20 должны были быть замещены известными должностными лицами (к ним принадлежали архиепископ кентерберийский, лорд-канцлер, спикер палаты общин и другие). Эти-то 26 человек избирали затем 15 остальных членов из известных ученых и лиц, содействие которых так или иначе могло быть полезным для Музея. Директор учреждения назначался правительством и назывался principal librarian, так как библиотека (library) была важнейшей частью учреждения с самого его основания. У него были три помощника (keepers).

Для печатных книг, для рукописей и для естественно-исторических коллекций, к которым позже присоединены были древности. По уставу 1759 г. Музей должен был быть открыт для публики ежедневно, за исключением субботы и воскресенья. Но публичным, в обширном смысле этого слова, он сделался только в начале следующего столетия, так как до этого времени для получения входного билета приходилось очень долго ждать очереди. Бюджет Музея был в первое время очень невелик. Чиновники получали ничтожное содержание и относились к делу очень небрежно. Коллекции не умножались и находились в беспорядке. Только в начале текущего столетия, по вступлении в должность 4-го директора Музея, сэра Иосифа Планта (1799—1827), Музей начал быстро развиваться.

4 отделения его (печатные книги, рукописи, древности, естественно-исторические коллекции) были приведены в порядок и открыты 3 раза в неделю в течение 40 недель в году. Интерес публики к учреждению быстро возрастал. Так, в 1807 г. Выставки Музея осматривали 13000 чел., в 1827 г. — 80000. Читателей было в 1800 г. — 200, в 1825 г. — 22000. В 1812 г. Парламент вотировал добавочный кредит по 1000 ф. Стерл. На 4 года для пополнения важнейших пробелов. Кредит этот сделался вскоре постоянным и стал в то же время быстро увеличиваться. Еще при жизни Планта решена была перестройка Montagu-House, которая закончена была только в 1852 г., и производилась по планам архитекторов, братьев Роберта и Сиднея Смирке. В это-то время воздвигнут был и знаменитый, лучший в мире читальный зал Б.

Музея. Круглая, с куполом, зала (43 метра в диаметре и 32 метра вышиной), в которой легко могут работать 300 чел. Места для читателей расходятся радиусами, в центре же устроено возвышение для дежурных чиновников. Постройка зала стоила более 150000 ф. Стерл. (подробности о нем см. В книге Собольщикова. "Обзор больших библиотек Европы" (СПб., 1859 г.). Быстрым последующим развитием своим Музей обязан исключительно двум непосредственным преемникам Планта — Henry Эллису (до 1856) и Антонио Паницци (до 1866 г., см.), в особенности же последнему, который поставил себе целью жизни поставить Б. Музей выше парижской Национальной библиотеки (его доклады попечителям представляют замечательные проекты систематизации покупок книг и ряд остроумных соображений по вопросу о составлении каталогов печатных книг).

Особенно важны были для развития Музея ревизии, которые парламент через нескольких своих членов производил почти каждые десять лет. Результаты парламентских ревизий (1835, 49, 50, 60, 75 и т. Д.) изложены в громадных томах, составляющих часть Parliamentary Papers. Каждая из них влекла за собой какую-либо реформу в организации управления Музея или же расширение его бюджета. В особенности замечательны в этом отношении ревизии 1849—50 гг., после которых преобразован был совет попечителей. Он должен был состоять отныне из 50-ти членов. 25 мест в совете принадлежат по-прежнему известным должностным высокопоставленным лицам, 9 — представителям семейств, оказавших особые услуги Музею своими пожертвованиями. Остальные 15 членов избираются пожизненно, и 1 назначается правительством.

Эти 50 членов собираются каждые две недели во время парламентских сессий и один раз в месяц во время вакаций. С 1850 же года, на основании заключения ревизионной комиссии, эти 50 членов стали выбирать из своей среды постоянный комитет (standing-committee), который, состоя из 18 членов, должен вести текущие дела. Директор Музея исполняет обязанности секретаря комитета. Вторая крупная реформа произошла в 1876, когда Б. Музей разделен был на 12 следующих отделов, и каждый под управлением особого хранителя. 1) печатные книги, 2) рукописи, 3) древности восточные, 4) древности средневековые и этнография, 5) древности греческие и римские, 6) монеты и медали, 7) карты и топографические рисунки, 8) эстампы, 9) ботаника, 10) зоология, 11) палеонтология, 12) минералогия.

Этот чересчур смешанный характер коллекций Музея, который, как говорили, грозил превратить его в базар, изменился коренным образом, когда в 1881 г. 4 последние отдела его перенесены были в знаменитый, воздвигнутый между 1873—80 г. Кенсингтонский естественно-исторический музей. В настоящее время Б. Музей имеет громадный штат служащих (число их превышает 300). В каждом отдел., кроме главного хранителя (Keepers Departments) имеется несколько помощников (assistant keepers) и прикомандированных (assistants), которые опять-таки подразделяются на старших и младших. Бюджет Музея в 1873 г. Был определен в 100000 ф. Стерл., потом он еще увеличивался до 1883 г., но затем был уменьшен в видах экономии. Бюджет этот распределяется следующим образом.

На жалованье служащим 55000 ф. Стерл. (из них Principal Librarian получает 1200 ф.). Интерес публики к учреждению продолжает быстро возрастать. Число читателей, которых в 1881 г. Было 123000, в 1887 г. Возросло до 180000, число ежедневно требуемых книг равнялось в 1887 г. 1200. К занятиям в читальном зале и рукописном отделении допускаются лишь лица, имеющие специальное разрешение директора Музея, для получения же такого разрешения необходима рекомендация более или менее известного лица или ручательство какого-нибудь домовладельца. Вторым принципом является запрещение выдавать книги на дом. Число посетителей Музея в год доходит до 800000. Музей открыт по понедельникам, средам и пятницам с 10 ч. Утра до 4, 5 и 6 ч. Вечера (смотря по времени года).

Читальный зал открыт ежедневно (кроме праздников) до 7 часов вечера. С 1881 г. В нем введено электрическое освещение. Первую неделю месяцев февраля, мая и октября Музей закрыт совершенно.Рассмотрим сначала библиотеку печатных книг и рукописное отделение, а затем скажем несколько слов и о других коллекциях Музея.I. Библиотека Британского музея считается, после парижской Национальной, самой богатой в мире, но по порядку и по совершенству каталогов может быть поставлена на первое место. И тем, и другим она обязана главным образом упомянутому уже Паницци, который первый обратил внимание на то, чтобы соблюдалось давнишнее парламентское постановление, предписывающее безвозмездную доставку библиотеке каждой книги, выходящей в Великобритании.В общем библиотека имеет в настоящее время почти 2000000 т., в числе которых имеются лучшие, чем где бы то ни было в мире, коллекции.

Так, литература Сев.-Американских Штатов представлена в библиотеке лучше, чем в самом Нью-Йорке. Замечательны коллекции книг на еврейском (12000 т.), китайском (27000 т.) и различных восточных языках (13000). Довольно богато собрание сочинений, написанных на славянских наречиях (10000). Едва ли не самое замечательное в библиотеке — это ее каталоги. Каталог, расположенный по именам авторов и занимающий 2000 томов, устроен так, что печатное заглавие вновь поступившей книги может быть вставлено на подлежащее место. Затем, в 1882 г. Приступлено было к составлению алфавитного каталога заглавий. В каталог этот (см. Подробнее слово Каталогизация) внесено было уже около миллиона заглавий, когда составление его было приостановлено ввиду возбужденных сомнений в возможности довести это предприятие до конца.

Некоторые слова этого каталога напечатаны отдельными оттисками и являются, таким образом, прекрасными специальными библиографиями. Кроме того, отдельно напечатаны каталоги периодических (6 частей и указат.) и академических изданий (5 ч. И указ.). Далее отметим. "List of books of reference in the reading-room of the British-Museum" (1871), "List of bibliographies, classified catalogues and indexes in the reading-room of the British-Museum" (1881) — каталоги справочных книг и библиографических изданий, которые, в количестве 20000 томов, находятся в читальном зале библиотеки и предоставлены в распоряжение читателей. В 1867 г. Вышел каталог еврейских книг, за ним последовали в 1876 г. Каталог книг на санскритском, в 1877 г.

На китайском, и в 1886 — на бенгальском языках.II. Рукописное отделение составилось из целого ряда коллекций, купленных у разных частных лиц или завещанных этими последними. При этом некоторые коллекции сохранены в том виде, в котором они поступали в библиотеку, остальные же рукописи (сюда вошли, между прочим, такие коллекции, которые по незначительности своей не заслуживают быть выделенными особо) соединены в одно целое. Все рукописи каталогизированы, причем мы имеем каталоги двух родов. Инвентарные каталоги коллекций и других рукописей и специальные описи рукописей известного рода, выделенных из коллекций рукописного отделения (о каталогах этих см. Статью Meyer'a в "Revue critique", 22 сент. 1884). Из вошедших в состав рукописного отделения коллекций особенно замечательны.

1) Рукописи Слона, числом 4100. 2) Рукописи Коттона, числом 900, относятся все к истории Англии и составляют во многих отношениях как бы дополнение рукописей Record office. 3) Рукописи Гарлея, числом 7539. Для грамот и документов, находящихся в коллекции Гарлея (числом 14236), имеется особый литографированный инвентарь. Для истории образования библиотеки Harley'a важен, сохранившийся дневник его библиотекаря Ванлея. 4) Библиотека древних королей английских (Old royal), подаренная Георгом II, заключает в себе замечательные собрания рукописей архиепископа Кранмера, Генриха, принца Уэльского и др. К старому каталогу ее имеется рукописное дополнение, составленное в 1832 г. 5) Коллекция юридических рукописей (числом 499), купленная у юриста Фрэнсиса Гаргрева, в 1813 году за 8000 ф.

Стерл. 6) Так наз. Lansdowne collection (1245 рук.), приобретенная в 1807 году, заключает в себе бумаги лорда Burleigh, первого министра Елисаветы и многих друг. Государственных деятелей. 7) Библиотека Th. Burney'a (524 рукописи), состоящая по большей части из рукописей классиков, была приобретена в 1818 г. Указатель к ней был написан вместе с указателем Arundel collection (см. №10), 8) King's collection (не следует смешивать с вышеупомянутой Old royal coll.), состоящая из 446 томов рукописей. Каталог ее, составленный в 1841 г., еще не напечатан. 9) Коллекция так называемых "mss. Eggerton", число которых в настоящее время превышает 3000. Начало этой коллекции положено было в 1825 году, когда лорд Эджертон завещал Б.

Музею коллекцию из 607 разных рукописей и 906 грамот и ежегодную ренту в 12000 франков для приобретения новых рукописей. 10) Так называемая "Arundel collection" — часть коллекций, принадлежавших Говарду, графу Арондельскому, который всю свою жизнь (1593—1646) посвятил собиранию рукописей. К сожалению коллекции его по смерти собирателя их рассеяны были по разным местам. Часть рукописей разделена была в 1681 г. Между Royal Society и College of arms. И только в 1834 г. Первое из этих учреждений передало Британскому музею те 550 рук., которые достались на его долю. 11) Рукописи лорда Асбернгама, который в 1883 г. Продал Музею одну из четырех принадлежавших ему коллекций, а именно — Stowe-collection, самого разнообразного содержания.

Они частью уже описаны.Что касается остальных, не вошедших в упомянутые коллекции рукописей, грамот и документов (additional collection, additional charters), то им ведется особый тщательный инвентарь. "Catalogues of additions to the mss. In British Museum" (число внесенных сюда рукописей доходит до 35000. Тут же описываются и те, которые приобретаются на средства, завещанные лордом Эджертоном). Кроме того, в читальной зале имеется литографированный инвентарь грамотам и документам (additional charters) в 10 томах, — число их также доходит до 35000. Рукописи, за исключением особенно ценных и грамот, предоставляются в распоряжение занимающимся в общем читальном зале. Для занятий же особенно ценными рукописями и актами имеется специальный зал, где находится замечательный систематический каталог рукописям.

Он состоит из 110 томов, на листы которых наклеиваются заглавия, взятые из всех других, как печатных, так и рукописных каталогов Британского музея. Каждый том этого каталога посвящен какому-либо отдельному предмету, так, напр., т. 15 посвящен государственным бумагам, тома 109 и 110 — печатям (Index of seals). Некоторые из томов этого каталога уже начали появляться в печати. Кроме коллекций каталогов имеются еще следующие, которые обнимают однородные рукописи во всех коллекциях рукописного отделения. Каталог восточных рукописей сирийских, эфиопских, персидских и испанских. Сюда же можно отнести. "Index to the pedigrees (родословным) and arms (гербам) contained., in the genealogical mss. In the Brit. Mus." и "Catalogue of romances in the dep.

Of mss. In the British Museum". См. Заметки Омона о греческих рукописях Британского музея в "Bibl. De l'École des Chartes" (1884).III. Музей. Переходя к Музею, укажем прежде всего на коллекцию египетских древностей, которая занимает большую галерею в 92 м длины и несколько небольших зал. Основанием ей послужила коллекция египетских редкостей, собранная французским ученым Деви и попавшая в 1801, после капитуляции Александрии, в руки англичан. Она подарена была Музею Георгом III. Кроме него, коллекцию эту обогатил своими приношениями герцог Нортумберлендский. Общее число ее превосходит 10000. Далее, следует коллекция ассирийских древностей, без сомнения, богатейшая в Европе. Она составилась, главным образом, из статуй и барельефов, которые в 1847—56 гг.

Лейард, Рассам и Лофтус добыли во время своих раскопок (из дворца Сеннахериба и Ассурбанапала в Куюнджике и др.). Новое обогащение ее последовало после раскопок, произведенных ассирологом Смитом в 1878—1875 гг. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее вошли так наз. "Phigalion marbles" (из храма Аполлона в Фигалии), "Elgin marbles" (главн. Образом из афинского Парфенона. Эти шедевры греческого искусства вывезены были из Греции английским послом в Константинополе лордом Эльджином и проданы им в 1816 Музею), "Xanthian", или "Lycian marbles" (произведения ликийской скульптуры, которые в 1845 г. Подарил Музею Ч. Феллоуз), найденные Ч. Ньютоном на развалинах древнего мавзолея в Галикарнассе. "Halicarnassian marbles".

Далее, необходимо отметить остатки знаменитого храма Дианы в Эфесе, которые в 1869—71 гг. Нашел один из чиновников Музея Вуд, и коллекцию классических древностей времен римских императоров, которая главным образом составилась из коллекции, купленной в 1806 году у наследников знаменитого собирателя Тоунле. В 1864 году куплена была часть древностей, находившихся в палаццо Фарнезе в Риме и принадлежавших бывшему королю неаполитанскому. В 1872 г. Куплена была так наз. "Castellani-Collection", коллекция античных камней, благодаря которой этот отдел Британского музея считается богатейшим в своем роде. Из других коллекций богатейшей в Европе считается коллекция ваз. Основанием ей послужила купленная еще в 1782 году у английского посланника в Неаполе Вильяма Гамильтона коллекция этрусских ваз, которая особенно увеличилась в 1856 г.

Приобретением коллекции сэра В. Тэмпльса. В 1880 г. Куплена была коллекция ваз, найденных на острове Кипре. Один из богатейших в Европе, нумизматический кабинет (число монет и медалей превышает 200000) Британского музея особенно обогатился после того, как в 1825 г. Один из наиболее деятельных попечителей Музея, Ричард Найт (Knight), подарил ему свою драгоценную нумизматическую коллекцию. Особенно богаты коллекции греческих, римских и в особенности английских монет. Отметим, наконец, коллекцию гравюр, стекла, майолики и т. П. Коллекции средневековых древностей не представляют ничего особенного, уступая далеко коллекции Кенсингтонского музея. Коллекция же английских древностей могла быть прямо названа бедной, и только в последнее десятилетие на нее обратили внимание.Ср.

G. Perrot, "Le Musée Britannique" ("Revue des deux Mondes", 1875—76). "Br. Museum acounts of the income and expenditure" (печатаемые с 1813 г. Ежегодно). Condan, "Memories of the British Museum" (Лондон, 1871). Edwards, "Lives of the fonnders of the British Museum" (Лонд., 1870).A. Б—о..

Значения в других словарях
Британский Гондурас

См. Бализ.. ..

Британский металл

Сплав белого цвета, вошедший во всеобщее употребление с 1850 г. (сначала в Англии). Из него делают ложки, чайники, сахарницы, молочники, подсвечники, солонки и т. П. Предметы, которые иногда еще серебрят гальваническим путем. Сплав этот состоит главным образом из олова (85% — 93%) и сурьмы (до 10%), но часто содержит еще небольшие количества меди, цинка, а иногда и мышьяка. Métal argentin и Minofor, фабрикуемые во Франции, представляют не что иное, как тот же Б. Металл.М. Л.. ..

Бритомартис

(Βριτομαρτις) — критская богиня. Первоначально была божеством охотников и рыболовов, впоследствии отождествлена была с Артемидой. По другим это — нимфа, дочь Зевеса и спутницы Артемиды, которая, преследуемая любовью Миноса, бросилась в море и была спасена посредством рыболовной сети (отсюда ее имя Диктинна, от греч. Δίκτυον — сеть), что, вероятно, указывает на исчезновение в море луны. Центром культа Б. Служила Кидония, откуда культ этот перешел в Лаконию и Спарту, в Эгину (здесь она называлась ..

Бриттон

(Britton) — название самого старинного свода английских законов на французском языке, написанного, как предполагают, по приказанию короля Эдуарда I. Вопрос о происхождении и авторе этого сборника служил темой многочисленных споров. Его приписывали Джону Бретонцу (John le Breton), епископу герфордскому, основываясь на отрывке из рукописной истории Матвея из Вестминстера (Matthew of Westminster). Но с этим трудно согласиться, так как этот епископ умер в 1275 г. (3 год царствования Эдуарда I), а в ..

Дополнительный поиск Британский музей в Лондоне Британский музей в Лондоне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Британский музей в Лондоне" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Британский музей в Лондоне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 26 символа