Бруни Федор Антонович

62

Русский художник по исторической и религиозной живописи, род. В Москве в 1800 г., † в 1875 г. В Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I. Впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. Там 23 июня 1800 г. Родился у него сын, названный Фиделио. На одиннадцатом году мальчик, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию художеств в Петербурге, где и занимался под руководством Егорова, Иванова (Старшего) и в особенности Шебуева, который был его профессором, собственно по живописи. За первые успехи молодой Б.

Был награжден серебряною медалью, а в 1818 г. Окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым. Написав несколько картин, Б., не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"), которая в 1824 г. Была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность.

В Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Б. Получил звание академика. К работам первого пребывания Б. В Риме относятся. "Св. Цецилия", "Св. Семейство", "Вакханка, поящая Амура", "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и еще несколько картин и портретов. Кроме того, Б. Написал копии с двух фресок Рафаэля. "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду деятельности Б. Относятся четыре большие образа. "Богоматерь с младенцем на руках", "Спаситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" — картину, находящуюся в Эрмитаже. В начале тридцатых годов Б. Начал писать колоссальную картину. "Воздвижение Моисеем медного змия", но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятые Богородицы". В 1838 г. Он нашел возможным возвратиться в Рим, и написал там "Покров" и окончил в 1840 г. Свое большое произведение. "Медный змий", которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события.

В этой картине Б. Показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. В одной из зал русской школы в Эрмитаже "Медный змий" находится рядом с картиною К. Брюллова — "Последний день Помпеи".Отправляясь в третий раз в Италию, Б. Занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г. Он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства. Некоторые из них были исполнены фрескою в Исаак. Соборе самим Б., другие различными художниками под его личным руководством. На аттике собора находятся. "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении".

В полукружии над аттиком. "Творец, благословляющий все созданное", "Св. Дух в сонме ангелов". На плафоне. "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы". Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Б. Успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте. Будучи назначен в 1849 г. Хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею. Дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения Эрмитажной галереи. В 1855 г. Б. Занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. Перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии.

Б. Был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала, конечно, и постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин, Б. Писал также и портреты, — последних, впрочем, немного. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка. В его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его "Моление о Чаше" изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление. Повторение этой картины, сделанное Б., находится в церкви Академии художеств. Его "Вакханка и Амур" переносит совсем в другой мир и полна страстной неги. Написана эта картина колоритно и нежно.

Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах. В последние годы своей жизни Б. Занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведенных выше, надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт). Вообще художественная деятельность Б. Занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя еще при жизни Б. Начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни.

"Медный змий" в гравюре на дереве был помещен в различных иллюстрированных изданиях. "Смерть Камиллы" воспроизведена только контурной гравюрой. "Моление о Чаше" литографировано Козловым и гравировано Захаровым. "Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем" была гравирована на стали и помещена в книге. "Картины русской живописи" В. Кукольника (СПб., 1846 г.).Существует только одна более или менее полная биография Бруни. Она написана А. И. Сомовым и была помещена в иллюстрированном журнале "Пчела", изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьезное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г.

Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Из учеников Б. Особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины "Княжна Тараканова", ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.Ф. Петрушевский..

Значения в других словарях
Бруни Федор Антонович

Бруни Федор (собственно Фиделио) Антонович [10.6.1799, Милан, — 30.8(11.9).1875, Петербург], русский художник, итальянец по происхождению. Учился в петербургской АХ (1809—18) у А. И. Иванова. ..

Бруни Федор Антонович

БРУНИ Федор Антонович (1799-1875) - российский исторический живописец. Сочетал элементы классицизма и романтизма ("Медный змий", 1827-41). С кон. 1840-х гг. Глава русского академизма (росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, 1841-45).. ..

Бруни Александр Павлович

Академик архитектуры, племянник Ф. А. Бруни, воспитывался в Импер. Академии художеств, которую окончил в 1859 г. Известен сооружением Александровского толкучего рынка на углу Вознесенского просп. И Садовой ул. В С.-Петербурге. — Его сын, Николай Александрович, родился в 1856 году, с 1875 состоял учеником СПб. Академии художеств по живописи исторической, в 1885 г. Получил звание художника 1-й степени за исполнение программы. "Овчая купель".. ..

Бруни Леонардо

(Bruni из Ареццо, почему он называл себя Аретинским) — один из знаменитейших ученых, украсивших собою век итальянского возрождения, родился 1369 г., изучал во Флоренции и Равенне сначала юриспруденцию, а потом, по совету грека Эмануила Хризолораса, занялся во Флоренции изучением классической древности. Занимая с 1405 г. Должность папского секретаря, он сопровождал в 1415 г. Папу Иоанна XXIII на Констанцский собор. После низложения этого папы, Б. Возвратился во Флоренцию, где принял участие в дел..

Бруниацеевые

(Bruniaceae) — семейство южно-африканских кустарников и полукустарников из группы двудольных.. ..

Бруниус Карл-Георг

(Brunius) — шведский эстетик и архитектор, род. В 1792 г., был в Лунде профессором греческого языка и издал несколько археологических исследований. В то же время Б. Был одним из талантливейших архитекторов. В 1858 г. Б. Оставил профессорскую деятельность и жил в Лунде, где и умер в 1869 г.. ..

Бруни Федор Антонович

Ф. А. Бруни.. ..

Бруни Федор Антонович

Бруни, Федор Антонович - известный русский художник (1800 - 75), родился в Москве. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I . Впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. На одиннадцатом году Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, где и занимался под руководством Егорова , Иванов..

Бруни Федор Антонович

Бруни, Федор Антонович - известный русский художник (1800 - 75), родился в Москве. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I . Впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. На одиннадцатом году Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, где и занимался под руководством Егорова , Иванов..

Дополнительный поиск Бруни Федор Антонович Бруни Федор Антонович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бруни Федор Антонович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бруни Федор Антонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 21 символа