Василий

191

Имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях. К былинным богатырям принадлежат. В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, В. Долгополый, В. Заморский, В. Иванович, В. Сурывлевич Боголюбович, В. Царевич, В. Пьяница и главнейший из них всех — В. Буслаевич. О первом из них подробнее других говорит Стасов ("Происхождение русских былин", в "Вестн. Европы" 1860). В. Казимирович является в былинах, посвященных Добрыне. В них, по повелению Владимира, Добрыня, вместе с братом своим Иваном Дубровичем и В. Казимировичем, посылается в Орду. Здесь В. Казимирович представляется довольно странным лицом, так как он не участвует ни в каких подвигах, а только распоряжается всей поездкой. К нему обращается Владимир, ему поручает везти дань, и только потом он сам выбирает себе товарищей.

В Орде он тоже постоянно выступает на первый план и он же унимает молодецкую удаль Добрыни и Ивана. Вследствие всего этого Стасов сравнивает эту былину с эпизодом Рамаяны, а В. Казимировича с отшельником и наставником Рамы и Лакгимана Висвамитрой. Хомяков в В. Казимировиче видел тип дьяка, грамотея. Это воззрение находит подтверждение в том, что он одет всегда в одежду с длинными полами, отчего и называется иногда "Васька Долгополый". В. Казимирович является в другой раз в былинах, когда вместе с Дунаем едет за невестой для Владимира. Здесь он является уже в другой роли, простого помощника, паробка в отношении к Дунаю. Равный другим богатырям является В. Казимирович, когда он посылается князем оценить имение Дюково.

Но снова в другой былине его обижают смешением с В. Пьяницей. Васька Долгополый, вероятно, тождественный с В. Казимировичем, является в былинах очень редко. Раз он упоминается в числе богатырей, стоявших с Ильей на заставе, и во второй раз — когда богатыри хотели его послать сражаться с Жидовином. — В. Заморский в одной былине у Рыбникова сопровождает Ивана Годиновича, сватающегося за Настасью. — В. Иванович, вместе с братом Федором, должен добыть невесту для Владимира, но они о сватовстве вовсе и не думают (Рыбн. III, 3). — В. Окульевич, царь Цареградский, для которого увозится жена чужая — Соломонова, царица Саламания, является героем былины, переделанной из апокрифической повести о Соломоне и Китоврасе. В другом же прозаическом рассказе о поездке Ильи царьградский император носит имя В.

Сурывлевич-Боголюбович. В. Царевич в былинах о Ставре прямо называет этого богатыря "гусельником из ихней страны Ляховецкой", и таким образом представляется и сам в роли "ляховецкого" князя. В. Игнатьевич, он же Василий Пьяница — герой былины, в которой рассказывается, что он провинился перед татарами, осаждавшими Киев, и они потребовали его выдачи. Тогда он совершает большой подвиг и выручает город от врагов. Так как мы здесь находим странное сопоставление пьянства с богатырскими подвигами, то на этот пункт обратил внимание А. Н. Веселовский и объяснил это явление таким образом. Общеизвестно было в духовной литературе "Слово Василия Великого о пьянстве", где выводится сама Богородица, осуждающая этот порок. Переделыватель же легенды вообразил себе, что сам Василий Великий предавался пьянству, что к нему явилась Богородица, побуждающая его оставить хмельное питье.

Таким образом явился тип пьяницы, отличавшегося потом подвигами добра. Из духовного стиха тип перешел в былину, только здесь благочестивые подвиги были заменены богатырскими. В дальнейшем своем развитии В. Пьяница примкнул к богатырю Семилетку и стал смешиваться с Микайлином и Ермаком, а с другой стороны — порок пьянства был перенесен и на других богатырей. Самым знаменитым из всех богатырей, носящих имя Василий, является В. Буслаев, герой новгородский, представляющий собою идеал молодецкой безграничной удали. Для Васьки нет никаких стеснений. Он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на то, приносят ли его поступки кому вред или нет. Он уже в самые юные годы ходит по городу и забавляется отрыванием рук, ног и даже голов у своих сограждан.

Собрав большую дружину из таких же сорвиголов, как он сам, он буйствует все более и более, и только мать его имеет над ним хотя тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру, он бьется об заклад, что будет биться на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками, и он избил бы всех своих противников до единого, если бы не вмешалась в дело его мать. На старости лет, чувствуя, что его спасение немножко поколеблено, он хочет купить себе прощение грехов и отправляется в Иерусалим. Но и там, в Святых местах, он остался прежним буяном и, наконец, сам навлекает на себя смертное наказание. Тип В. Буслаева очень мало разработан в научной литературе. Большинство историков литературы высказались в пользу оригинальности этого типа, считая его олицетворением могущества самого Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением его богатства.

Некоторые усматривают сходство между В. И нормандскими пиратами, но не разбирают причин этого сходства.В повествовательной литературе герои нескольких романов носят имя В. Так, мы имеем "Гисторию о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли". Сюжет его заимствован из средневековых рыцарских романов, но пропитан сентиментальным духом конца ΧVΙΙ и начала XVIII в. Калики, воспевающие чудеса св. Николая, повторяют стих о В. Агриковом сыне. Стих этот совершенно сходен со сказанием следующего содержания. Некто Агрик имел сына Василия. Он его однажды послал в церковь, которую немедленно после этого окружили сарацины и взяли В. В плен. По прошествии нескольких лет, вследствие молитвы Агрика св.

Николаю, В. Чудесным образом был перенесен из Крита в Антиохию в дом отца. Существует, наконец, повесть "О Василии, королевиче златовласом чешской земли". Рукопись ее находится в Императ. Публичной библиотеке, а издана она И. А. Шляпкиным в "Памятниках древней письменности и искусств" (СПб., 1882). Эта повесть является литературной обработкой народной сказки об усмирении гордой невесты, глумящейся над своим женихом. Сказка распространена по всей Европе и в России носит заглавие. "О хитрой деве". Повесть, по мнению А. Н. Веселовского, пришла из Западной Европы в Россию через Польшу.Ср. "Заметки по литературе и народной словесности" (в "Приложении к XLV т. Записок Имп. Акад. Наук").И. Лось..

Значения в других словарях
Василий

(Basíleios) в Византии императоры. В. I Македонянин [25.5.836(?)—29.8.886, Константинополь], император с 867, основатель Македонской династии (См. Македонская династия). Из македонских (правильнее фракийских) крестьян. Сделал блестящую карьеру при дворе императора Михаила III, с 866 став его соправителем. Убив императора, захватил престол. В. I проводил политику укрепления централизованного государства. Разгромил движение павликиан (См. Павликиане). Приступил к рецепции римского права (См. Рецеп..

Василий

ВАСИЛИЙ I (1371-1425) - великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. Присоединил к Московскому Великому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду и земли коми. Боролся с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой.. ..

Василий

(к. XI — н. XII в.), священник, автор «Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского», вошедшей в «Повесть временных лет».Очевидно, Василий был свидетелем трагических событий 1097. Он был послан кн. Давидом Святославичем к находившемуся у него в заточении Васильку Теребовльскому, чтобы передать ему условия примирения, предлагаемые Давидом. Василий подробно описывает, как Василько был схвачен после Любечского съезда князей Давидом и Святополком, как он был ослеплен, и последующ..

Василид стоический философ

— стоический философ из Скифополя (в Палестине), учитель императоров Луция Вера и Марка Аврелия.. ..

Василид эпикуреец

— эпикуреец, предстоятель школы после Дионисия Гераклейского (около 200 г. До Рождества Христова).. ..

Василий (епископ селевкийский)

(в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. Подавал голос за Евтихия против Флавиана. Эту измену православной вере он оправдывал на халкидонском соборе (451 г.) ссылкой на употребленное Диоскором насилие. Ему приписывают 40 речей по различным предметам Ветхого и Нового Завета, обращенное к императору Льву послание, сохранившееся только на латинском языке и присоединенное к актам халкидонского собора, две книги о ..

Василий I Македонянин

Византийский император с 867 до 886 года, сын крестьянина ок. Адрианополя. Взятый в плен болгарами, он освободился от них и отправился в Константинополь, где получил благодаря своей красивой наружности и силе место в императорских конюшнях. Здесь он возбудил внимание императора Михаила III и скоро был призван к высшим государственным должностям. Устранив всемогущего дядю императора, Варду, он в 866 г. Был вместо него объявлен кесарем, а скоро и соправителем, и после убиения Михаила в 867 г. Всту..

Василий

Василий Алибабаевич. Жарг. Мол. Мужской половой орган. Елистратов 1994, 60.. ..

Василий

(гр. Basileus - царь). Мужское имя.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Василий

Царь. Василей. Васильюшка, Василька, Василёк, Василько, Вася, Васёна, Васюня, Васюра, Сюра, Васюта, Сюта, Васюха, Васюша, Васяй, Васяня, Васята, Васяха, Васяша. ..

Василий

Васи́лий имя собств., из греч. Αασίλειος. Васили́са из греч. Αασίλισσα.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Василий

- посол, древнерусский автор. Д.С.Лихачев считает его автором "Повести об ослеплении Василька Теребовльского"14. В ней сам Василий выступает как свидетель происшедшего и в деталях описывает случившееся преступление. ПВЛ. 175, 178,377,388.. ..

Василий

(1371-1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. Женат на литовской княжне Софье Витовтовне (1391). Присоединил к Московскому великому княжеству Муром, Городец, Тарусу, Вологду и земли коми. В 1408 был вынужден заплатить выкуп ордынскому военачальнику Едигею, разорившему московские земли. Боролся с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой.. ..

Василий

Имя происходит от древнегреческого слова, означающего "царский, царственный". Василий в детстве очень любит возиться со зверюшками и птичками, никогда не обидит беззащитное существо. Вася - любимчик бабушек и дедушек. Ему постоянно необходимо находиться в обществе сверстников. Общение с друзьями у Василия на первом месте. Он может вступить в конфликт с женой, чтобы не допустить ущемления интересов товарища. Василию нравится его работа, но он не будет стремиться к первенству в своем деле, чтобы н..

Василий

Автор повести об ослеплении в 1097 кн. Василька Ростиславича Теребовльского (включена во 2-ю ред. "Повести временных лет"), священник. В ходе княж. Междоусобицы, вызванной тем, что кн. Давид Игоревич ослепил Василька Ростиславича, В. Выполнял дипломатич. Поручения Владимира Мономаха, участвовал в переговорах между Васильком и Давидом Игоревичем. Повесть В. Содержит много интересных бытовых подробностей, отличается живостью и драматич. Изложением событий.Лит.:Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л.,..

Василий

Василий( Дмитриевич Богоявленский) архиеп. (1867-1919), рус. Правосл. Церковно-обществ. Деятель и писатель. Род. В семье священника Тамбовской епархии. Образование получил в Тамбовской ДС и Каз. ДА (1900). Рукоположен в сан священника в 1890. Был законоучителем. После смерти жены В. Постригся в иноки (1908) и был назначен ректором Черниговской ДС. С 1909 епископ Сумской, c 1911 Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии. С 1916 - архиепископ. Убит во время гражданской войны. В своей магист..

Дополнительный поиск Василий Василий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Василий" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа