Вселенские соборы

111

Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных (автокефальных) церквей, составляющееся с целью свидетельства об общей вере их, для утверждения истин вероучения, данных церкви Откровением и потому несомненно верных для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. В. Собор есть единственный верховный авторитет во вселенской Православной церкви по вопросам вероучения и единственный орган ее вселенского законодательства. Он обладает свойством непогрешимости в своих определениях и правилах. Действия его власти простираются на все поместные церкви и на все времена.

Авторитет его власти и свойство непогрешимости основываются как на представительстве его от вселенской церкви, сознание которой выражается в его определениях, так, и еще более, на веровании, что через него и в нем действует Дух Божий. В. Собор отличают признаки внешние и внутренние. К внешним признакам В. Собора, прежде всего, относится участие в нем представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей их и епископов, или заместителей их, уполномоченных и посланных (легатов) от них. Нет необходимости, чтобы все епископы каждой поместной церкви были на В. Соборе. Каждая церковь посылала представителей по возможности, — по обстоятельствам церкви или личной жизни сами епископы какой-либо страны могли лично и не являться.

Но необходимо для составления и образования В. Собора, чтобы со стороны поместных церквей не было возражений против его созвания и было выражено согласие как на созвание, так и на определения его, — чем свидетельствуется общение отсутствующих епископов с наличным составом собора и единение всех поместных церквей в составе и деятельности его. По учреждении патриаршеств, необходимым условием для состава В. Собора признавалось присутствие на нем или всех патриархов лично, или уполномоченных от них, с грамотами, излагающими образ мыслей их по предметам занятий собора. Вторым внешним признаком В. Собора служит каноническая правильность в порядке созвания, состава, ведения деяний и объявления определений его.

В Римской империи В. Соборы первых девяти веков созывались императорами, но по заявлениям от иерархов церкви, по их инициативе и с их согласия. Почему участие Церкви в созвании В. Собора необходимо. Может и имеет право церковь озаботиться созванием собора и самостоятельно, посредством сношений между предстоятелями поместных церквей, но не в противодействие государству. Право участия в деяниях В. Соборов с решительным голосом имели епископы. Пресвитеры же и диаконы могли участвовать на В. Соборах или в качестве полноправных членов, если они были заместителями, уполномоченными и посланцами от своих епископов, или с правом совещательного голоса, если они присутствовали на соборах для помощи епископам в ведении прений с еретиками, в исполнении распоряжений епископов, в составлении деяний собора и т.

П. Присутствовали иногда и миряне — императоры, их сановники, представители и их уполномоченные. Первые для выражения своего уважения к достоинству собора, а все другие для наблюдения и поддержания мира, внешнего порядка и торжественности собора. Но принимать участие в ведении деяний собора они не имели права. Порядок председательства на В. Соборах и порядок мест для членов следует установленным, на основании обычаев, правилам (IV вселенского собора правило 28 и Трулльского собора правило 36) касательно старейшинства и степеней иерархических престолов, занимаемых членами собора. Императору предоставлялось почетное председательство на соборе. Для действительности определений В. Собора необходимо, чтобы члены в ведении деяний, в совещаниях, прениях, выражения своих мыслей и мнений, в подаче голосов и участии — окончательном решении вопросов пользовались полной свободой, чуждой стеснения.

Определения и постановления В. Соборов обнародовались и по распоряжениям соборов (III всел., прав. 1), и императорскими указами, которыми сообщалась соборным правилам сила государственных законов. Необходимым внешним признаком В. Собора служит также признание его таковым всеми поместными церквами, как теми, от коих епископы присутствовали на соборе, так и теми, от которых не было на них представителей. Принятие его в каждой поместной церкви должно быть единодушное и полное, всем составом ее — клиром и народом, в сознании правильности, непреложности и непогрешимости соборных вероопределений и постановлений. Внутренние признаки достоинства В. Собора суть. 1) согласие его вероучения и правил со св. Писанием, апостольским преданием, вероучением и правилами вселенской церкви всех предшествующих веков.

2) единение и единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда, и 3) свойственная в церкви только В. Собору законодательная деятельность. Главный и исключительно свойственный церкви предмет деятельности В. Собора есть составление символов веры и изложение догматов в значении неизменяемых образцов вероучения, то есть облечение в точные и определенные выражения истин вероучения, абсолютных по своей верности, имеющих несомненное происхождение из откровения, отличающихся свойством непогрешимости и неизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами церкви. Имея право составлять символы и догматы, В. Собор обязан. Хранить преданное от апостолов и соборов вероучение нерушимым и неприкосновенным от нововведений и изменений.

Отвергать вымышляемые людьми учения, противные истинному вероучению. Избирать слова и выражения для составления образцов вероучения. Отличать истинное христианское учение от поврежденных мыслей, частных мнений и еретических заблуждений. В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения В. Собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской церкви, руководимый Духом Божиим. В. Собору принадлежит право издавать правила (κανόνες), которыми устанавливается порядок устройства, управления, дисциплины и отношений церкви. Правила эти, не имея свойства непогрешимости, каким отличаются истины вероучения, утверждаемые В. Собором, служат, однако же, выражением и свидетельством правосознания Вселенской церкви, вполне соответствующего ее духу и назначению.

Имеют значение руководства для законодательства поместных церквей. Не подлежат в них изменениям, отмене и замене иными правилами, разве лишь по определениям В. Соборов последующего времени. Признаются, посему, непреложными и неизменными по своему содержанию и обязательными для всех поместных церквей во все последующие времена. Но правила В. Соборов могут подлежать развитию в законодательствах местных церквей, разнообразному применению их в практике и неодинаковому приложению их по обстоятельствам и условиям места и времени. Развитие канонов В. Соборов в законодательствах поместных церквей подчиняется общим началам законодательства в Православной церкви. Положения, выражающие истины христианского вероучения, нравоучения и правосознания Вселенской церкви, сохраняются в поместных церквах, как древне-церковное предание.

В своем существе и материальном содержании не подлежат изменениям. Но в своих частностях и подробностях выражаются сообразно условиям и обстоятельствам места и времени и потребностям местных церквей. В Православной церкви В. Соборами признаются следующие семь. Никейский I 325 г., Константинопольский I 381 г., Ефесский 431 г., Халкедонский 451 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III 680-691 гг. И Никейский II 783-787 гг. В праве Римско-католической церкви число и значение В. Соборов определяется несогласно с правом Православной церкви. Римско-католическими правоведами вносятся в списки В. Соборов следующие 20. Никейский I 325 г., Константинопольский I 381 г., Ефесский 431 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III 680-682 гг., Никейский II 787 г., Константинопольский IV 869-870 гг., Латеранский I 1123 г., Латеранский II 1139 г., Латеранский III 1179 г., Латеранский IV 1215 г., Лионский I 1245 г., Лионский II 1274 г., Вьенский 1311 г., Констанцский 1414-18 гг., Базельский 1431 г., Флорентийский 1439 г., Латеранский V 1512-1516 гг., Тридентинский 1545-63 гг.

И Ватиканский 1869-1870 гг. В то время, когда Западная церковь состояла в единении с вселенской Православной церковью, значение вселенских соборов, как по отличительным их признакам, так и по власти в церкви, понималось в ней совершенно одинаково с тем, как понимается оно Православной церковью и в настоящее время. Но в Средние века, в период XII-XIV вв., во времена развития преобладания на западе Европы владычества римских пап, сложился особый тип соборов, которые Римско-католической церковью называются вселенскими, но которые, по составу своему и по содержанию деятельности, заключают в себе признаки общих соборов этой церкви и потому вне ее не признаются вселенскими. На этих соборах римский папа получил признание с преобладающим перед всеми иерархами христианской церкви значением.

Бывшие в XV веке на западе Европы так называемые реформационные соборы — Констанцский и Базельский — признали было за собой высший над папами авторитет. Но последующие за тем соборы, признаваемые в Римско-католической церкви вселенскими, стремились возвратить папе средневековое преобладающее над ними значение. На Ватиканском соборе, с провозглашением догмата непогрешимости папы, В. Собор в Римско-католической церкви навсегда получил значение совета епископов при папе. Такое значение признается за В. Собором и в действующем праве Римско-католической церкви.Ср. "Деяния вселенских соборов" (1-7 тт., Казань, 1861-1887). А. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (Москва, 1879). Т. Барсов, "О вселенских соборах" (в "Христианском Чтении", 1869, кн.

2, стр. 191 и сл.). Hefele, "Conciliengeschichte" (В. I-IV, 1855-60, Фрейбург в Б.). Hinschius, "Das Kirchenrecht der Kath. Und Protestanten" (B. III, 2 Hälfte, 1 Abth., Берлин, 1832, s. 333-473).М. Горчаков..

Значения в других словарях
Вселенские соборы

съезды высшего духовенства христианской церкви. Патриархов, архиепископов, епископов. На В. С. Обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признаёт лишь семь первых В. С., происходивших до разделения церквей (См. Разделение церквей) (начало которому было положено в 3-й четверти 9 в.) и созывавшихся римскими, затем византийскими императорами для усиления христианской церкви как господствующей. После разделения цер..

Вселенские Соборы

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов (4 - 8 вв.). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с 12 в.) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.. ..

Вселенские Соборы

Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей или для разрешения различных недоразумений, на основании заповеди Самого Спасителя и по примеру святых апостолов, собирают Соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности со всей вселенной, и Поместные, когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области.Вселенский Собор есть высшая на земле ..

Вселенские Соборы

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ, съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенский собор выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает 7 первых Вселенских соборов (4 - 8 веков). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с 12 века) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.. ..

Вселенская церковь

См. Церковь.. ..

Вселенские патриархи

См. Патриархи.. ..

Вселенские учители

Церковный титул величайших отцов вселенской церкви, которые своими творениями создали источник церковной учительности на все времена. Такими В. Учителями Православная церковь в особенности признает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, имена которых с этим именно титулом постоянно возносятся при богослужении. Но титул этот в действительности не имеет строгой определенности, и потому он прилагается иногда и к другим великим отцам церкви, каким, например, был св. Афанасий Велики..

Вселуг

Озеро Тверской губернии, Осташковского уезда, замечательно тем, что через него проходит река Волга в самом своем верховье, после выхода из озера Стерж. Озеро имеет более 10 верст длины от севера к югу и до 4 верст ширины. На острове озера — Новоселовецкая пустынь.. ..

Вселенские Соборы

Съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов (4 - 8 вв.). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с 12 в.) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.. ..

Вселенские соборы

Съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов (4 — 8 вв.). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с 12 в.) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.. ..

Вселенские Соборы

— съезды высшего духовенства христианской церкви. Решают богословские, церковно-политические, дисциплинарные вопросы. Православная церковь признает правомочными 7 первых В. С. (IV—VIII вв.). После разделения церквей в 1054 г. Римские папы возобновили с XII в. В. С.. ..

Вселенские Соборы

Общецерк. Съезды представителей высшего христ. Духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. С. Начали собираться после признания христианства офиц. Религией Рим. Империи (4 в.) и являлись в то время формальными органами власти гос-ва над церковью. Первые В. С. Созывались римскими, позднее визант. Императорами для установления религ. Догматов и борьбы с ересями. История В. С. Изучалась исключите..

Вселенские соборы

Съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви. На в.с. Обсуждались и принимались решения по важнейшим вопросам церк. Жизни, разрабатывались догматика, культ, особенно большое внимание уделялось борьбе с ересями. 1-й вселенский собор состоялся в Никее в 325 г. На нем был принят единый для всех христиан символ веры, осуждено как ересь арианство. В эпоху античности состоялись еще три в.с. (Константинопольский в 381 г., Эфесский в 431 г., Халкидонский в 451 г.).Рим. Папы..

Вселенские соборы

Чрезвычайные собрания пастырей и учителей Церкви для решения важнейших вопросов и установления правил, обязательных для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.. ..

Дополнительный поиск Вселенские соборы Вселенские соборы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вселенские соборы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вселенские соборы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 17 символа