Галич Александр Иванович

106

Один из первых последователей Шеллинга в России, сын дьячка, род. В 1783 г. Учился в Севской духовной семинарии и Петербург. Педагогическом институте. В 1808 г. Правительство, имея в виду основать в Петербурге университет, послало за границу в числе лучших студентов Института и Г., для приготовления к профессорской кафедре по философии. За границей Г. Слушал скептика Шульце и эклектика Бутервека, но увлекся учением Шеллинга. В 1813 г. Г. Возвратился в Россию и представил конференции Института диссертацию, которая была одобрена. Но конференция отозвалась, что "по множеству содержащихся в ней новых и либо никем, либо самым малым числом философов принятых умозрений, ее печатать не следует". Галичу было внушено, чтобы он "при преподавании в Российских училищах философских наук отнюдь не вводил своей системы, а держался бы книг, начальством введенных".

К обычным философским предметам — логике, психологии, метафизике и этике — Г. Присоединил еще историю философии. В это же время Г. Преподавал латинский язык в Царскосельском лицее и был в числе учителей Пушкина. В 1819 г. Педагогический институт был преобразован в Университет, в котором Г. Был первым представителем философской кафедры. В 1818-1819 г. Г. Издал в двух томах "Историю философских систем", составленную на основании немецких трудов Захера, Аста, Теннемана и др. Изложение заканчивается системою Шеллинга. Вскоре после того против Г., вместе с тремя другими профессорами, возбуждено было попечителем учебного округа Руничем обвинение в безбожии и революционных замыслах. Галичу было поставлено в вину, что он, излагая в своей книге системы разных философов, не опровергает их.

Рунич уподобил книгу Г. Тлетворному яду. "Я сам, — говорил он в одном из заседаний конференции Университета, — если бы не был истинным христианином, и если бы благодать свыше меня не осенила, я сам не отвечаю за свои поползновения при чтении книги Галича". "Вы явно, — продолжал он, обращаясь к Галичу, — предпочитаете язычество христианству, распутную философию — девственной невесте Христовой Церкви, безбожного Канта — Христу, а Шеллинга — Духу Святому". Высшая власть посмотрела на дело иначе. За Г. Был оставлен оклад экстраординарного профессора и казенная квартира, а когда реформа Университета 1837 г. Лишила его этих средств к жизни, он получил место начальника архива при провиантском департаменте. Несмотря на постигшие его невзгоды, Г.

Продолжал работать и издал несколько книг. Больше всего его занимали два труда. "Всеобщее право" и "Философия истории человечества". Но едва только он успел их окончить, как в его отсутствие пожар бесследно уничтожил их. Это так подействовало на Г., что он стал понемногу опускаться и пить. Умер в 1848 г.Краткий компендиум Шеллинговой философии Г. Издал под заглавием "Черты умозрительной философии, выбранные из В — б — ра, Кл — на, Т — н — ра и др. И изданные А. С — им" (СПб., 1829). Гораздо самостоятельнее "Опыт науки изящного" (СПб., 1825). Под изящным Г. Разумеет чувственно-совершенное проявление значительной истины, путем свободной деятельности нравственных сил гения. Выяснить общие условия и законы этого проявления — задача науки изящного.

Возможность решить эту задачу основывается на врожденном чувстве красоты и на необходимости идеи изящного. "Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий" (СПб., 1834) представляет самостоятельную попытку дать систематический свод сведений, добытых современною автору антропологией. Основной закон для всех проявлений существа человека — это закон гармонии. Он требует, чтобы все стороны и отношения жизни человека являли собою целое, чтобы они сообразовались с общим существом человека, чтобы общежитие людей благоприятствовало их назначению и, наконец, чтобы жизнь каждого человека сохраняла необходимые свои отношения ко вселенной. Эти четыре рода гармонии составляют только разные стороны одной и той же великой гармонии.

Важнейшая задача жизни состоит в том, чтобы переходить от одного состояния к другому, более свободному и гармоническому. Человек может содействовать решению этой задачи в той мере, в какой все более и более проникается сознанием цели развития. Решению той же задачи способствуют также старания людей водворить в общественных отношениях единодушие, справедливость и любовь. Жизнь человеческая, как часть жизни природы, подчинена общим законам этой последней. Везде мы встречаем деятельную силу, неослабно стремящуюся к свободе и одолению материи. Результатом этой борьбы является целый ряд пробных созданий и, наконец, — человек. Как видно, Г. Проводит тот же закон развития, который можно встретить почти у всех шеллингианцев.

Рассматривая душевную жизнь человека, он делит ее на мышление, хотение, сердце и фантазию, но тут же подчеркивает, что все эти области неразрывно связаны между собою, так что нет ни одного акта, который не заключал бы в себе элементов всех четырех областей. Между телесной и духовной жизнью существует полное соответствие. "Не есть ли, — спрашивает Г., — духовность только возгонка натуральной жизни, утончение нервной системы, крайняя степень превращения общего эфира?" Впрочем, Г. Сознает всю рискованность подобной гипотезы и потому не настаивает на ней. Вся книга написана довольно своеобразным языком. Примеры, иллюстрирующие страсти, очень часто заимствованы из русской жизни (напр. Казнокрадство, в разных его видах).Другие сочинения Г.

Имеют случайный характер. Таковы. "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук" (СПб., 1830). "Логика, выбранная из Клейна" (СПб., 1831). "Лексикон философских предметов" (СПб., 1845, обрывается на букве В). Биографию Г. Написал академик А. Никитенко ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1869, январь, и отдельно, СПб., 1869). См. Также F. Lannes, "Coup d'oeil sur l'histoire de la philosophie en Russie ("Revue philos.", 1891, июль). Подробная статья о "Науке изящного" помещена в "Сыне Отечества" (1826 г., т. 106 — 108).Я. Колубовский..

Значения в других словарях
Галич Александр Иванович

Галич (Говоров, Никифоров) Александр Иванович (1783, г. Трубчевск, ныне Брянской области, — 9 сентября 1848, Царское Село, ныне г. Пушкин), русский психолог и философ-идеалист. Учился в Германии. Преподавал русский и латинский языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогическом институте (с 1819 — Петербургский университет). Г. Доказывал подчинённость мышления законам объективного мира, неуничтожимость «сотворённой материи», понимал истину как соответствие знания предметам и критиковал в э..

Галич Александр Иванович

ГАЛИЧ Александр Иванович (1783-1848) - русский психолог, эстетик и философ. В 1814-15 преподавал в Царскосельском лицее, где в это время учился А. С. Пушкин. Профессор Петербургского университета (1819-21), отстранен от преподавания по обвинению в "пренебрежении к властям" и безбожии. Его "Лексикон философских предметов" (1845) - один из первых в России философских справочников.. ..

Галич (г., Галиция)

Бывшая столица Галичского княжества, ныне незначительный город Станиславовского округа Галиции, на пр. Берегу Днестра, с 3400 жителей. Замечательны развалины замка на крутом берегу Днестра (историю Г. См. Галицкое княжество).. ..

Галич (у. г. Костромской губ.)

У. Г. Костромской губ., в 121 в. От губ. Г., на низменном юго-вост. Берегу Галичского озера. Жителей до 5 тыс. Они занимаются огородничеством, преимущественно разведением огурцов. Озеро дает превосходный удобрительный материал для огородов (перегнившая трава и т. Д.). Также разводится капуста, картофель, морковь, лук и чеснок. Прежде здесь хорошо выделывалась замша, превосходившая своим достоинством московскую, но теперь промысел упал. В городе одно только замшевое заведение, оцененное земством ..

Галич город в Галиции

— бывшая столица Галичского княжества, ныне незначительный город Станиславовского округа Галиции, на правом берегу Днестра, с 3400 жителей. Замечательны развалины замка на крутом берегу Днестра (историю Г. См. Галицкое княжество).. ..

Галич уездный город Костромской губернии

— уездный город Костромской губернии, в 121 вер. От губернского города, на низменном юго-восточном берегу Галичского озера. Жителей до 5 тыс. Они занимаются огородничеством, преимущественно разведением огурцов. Озеро дает превосходный удобрительный мaтepиaл для огородов (перегнившая трава и т. Д.). Также разводится капуста, картофель, морковь, лук и чеснок. Прежде здесь хорошо выделывалась замша, превосходившая своим достоинством московскую, но теперь промысел упал. В городе одно только замшевое..

Галич Александр Иванович

(1783-1848) (настоящая фамилия Говоров), русский философ. Родился в г.Трубчевске Орловской губернии в 1783. Учился в Петербургском педагогическом институте, затем для продолжения учебы в 1808 был наравлен в Германию (университеты в Гельмштедте и Геттингене). Особый интерес Галич в этот период проявляет к философии Шеллинга. В 1813 он защищает диссертацию на кафедре философии Педагогического института. С 1817 Галич - экстраординарный профессор кафедры философии Петербургского университета. В 1818..

Галич Александр Иванович

Галич (Александр Иванович) - один из первых последователей Шеллинга в России, сын дьячка, родился в 1783 г. Учился в севской духовной семинарии и петербургском педагогическом институте. В 1808 г. Правительство, имея в виду основать в Петербурге университет, послало за границу в числе лучших студентов института и Галича, для приготовления к профессорской кафедре по философии. За границей Галич слушал скептика Шульце и эклектика Бутервека, но увлекся учением Шеллинга. В 1813 г. Галич возвратился в..

Галич Александр Иванович

Галич (Александр Иванович) - один из первых последователей Шеллинга в России, сын дьячка, родился в 1783 г. Учился в севской духовной семинарии и петербургском педагогическом институте. В 1808 г. Правительство, имея в виду основать в Петербурге университет, послало за границу в числе лучших студентов института и Галича, для приготовления к профессорской кафедре по философии. За границей Галич слушал скептика Шульце и эклектика Бутервека, но увлекся учением Шеллинга. В 1813 г. Галич возвратился в..

Галич Александр Иванович

(род. 1783 – ум. 1848) – рус. Философ и эстетик. После окончания Петербургского унта пять лет учился в Германии. В своих философских трудах рассматривал процесс познания с точки зрения его стадийности, т.е. Перехода от гипотезы через понятие к идее. Пытался сформулировать закономерности развития философии. Одним из первых в России выступал как эстетик романтизма. Осн. Труды. «История философских систем...» (1819). «Опыт науки изящного» (1825). «Картина человека...» (1834).. ..

Дополнительный поиск Галич Александр Иванович Галич Александр Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Галич Александр Иванович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Галич Александр Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 24 символа