Гимназия

64

IЭтот термин имеет двоякое значение. Происходя от греч. Слова γυμνάζω (упражняю в гимнастике), он означает. 1) место для упражнений и 2) среднеучебное заведение известного типа. В первом значении Г. Встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых распространилась греч. Культура (см. Гимнастика). Приблизительно с конца V в. Г. Стали образовательными школами. В них вели свои беседы философы, риторы, ученые и др. В каждом греч. Городе была одна или несколько Г. Наиболее известные из них. Дромос в Спарте. Три афинские Г. Академия, Ликейон, где учили Платон и Аристотель, и Киносарг. Кранейон в Коринфе. Г. В Неаполе, Таренте, Региуме, Ефесе, Никее и др. В Римской республике никогда не было учреждений, подобных греческим Г.

Ср. Petersen, "Das Gymnasium der Griechen" (1858). Общий обзор истории Г. Гимназия, как среднеучебное заведение, ведет свое начало с XVI века. В Средние века название Г. Было также известно, особенно с XII в., со времени образования университетов, но оно, в воспоминание о греческих философских Г., присваивалось университетам, которые назывались также academia и Archigymnasium (в Риме). Среднеобразовательными заведениями до XVI века, из которых образовались Г., были школы (scholae) — монастырские, орденские и домовые, устроенные по образцу древнеримских школ. Предметами преподавания в них были artes liberales. Грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три собственно философских (в древнем смысле этого слова) предмета — логика, физика и этика.

Из них грамматика, логика (диалектика) и риторика составляли trivium — школу, которую необходимо было пройти всякому образованному, по тогдашнему времени, человеку. Остальные предметы составляли quadrivium, вторую ступень школьного образования, после которой следовало обыкновенно специально-богословское. Обучение в них начиналось с латинской грамматики (обыкновенно изложенной стихами) и велось все почти время на латинском языке. Из латинских писателей читались большей частью не авторы золотого века, а отцы церкви и позднейшие компиляторы. Метод обучения был формальный, механический. Наряду с этими школами с начала XIII века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из которых некоторые впоследствии также преобразовались в Г.

Всю сумму преподаваемых в них наук составлял, в большинстве случаев, trivium и главным предметом был латинский язык. Гимназии в XVI — XIX вв. С эпохою возрождения и особенно Реформации проникает в школьную образованность новое направление — классическое, скоро вытеснившее средневековое, схоластическое. Под влиянием его возник целый ряд новых гуманистических школ, известных под общим именем латинских школ. Они назывались также лицеями, гимназиями, учеными школами, педагогиумами и пр. Первая такая латинская школа возникла в Лондоне в 1510 г. В Германии первая попытка построения новой системы гимназического образования принадлежит Меланхтону, основавшему Г. В Нюрнберге, в 1526 г. Ее курс обнимал все начальные предметы, до риторики включительно.

Рядом с латинским языком в старших классах преподавался и греческий. Продолжателями дела Меланхтона были Камерарий, Неандер, Троцендорф и Штурм, которые требовали от новой школы "приучения юношеского духа к соразмерности, стройности, гармонии и логике мысли". Неандер дошел даже до мысли о введении в гимназический курс естествознания. Он говорил, что "соединение языкознания с естественными науками есть залог к всестороннему развитию человеческого духа". Очень скоро, уже в конце XVI века, эти школы стали господствующими по всей Западной Европе. Охватывая все тогдашнее среднее образование, они служили почти исключительно подготовительными заведениями для предназначавших себя к университетским занятиям. Несмотря на это, в течение XVI и XVII веков, гимназии сохраняли много общих черт со средневековыми школами.

Закон Божий и латинский яз. Были в них главными предметами. Из математики и греческого языка проходились основы, и метод обучения по-прежнему был чисто формальный. Наряду с Г., начиная со второй половины XVI в., действовали и иезуитские коллегии, в которых Г. Соответствовали собственно три низших класса — так наз. Inferiora studia. Эти inferiora st. Состояли из пяти классов. 1) infima grammatica, 2) media grammatica, 3) suprema gramm., или syntaxis, 4) humanitas и 5) rhetorica. В них, как и в Г., начинали с латинской грамматики и кончали риторикой. "Не знание", говорилось в уставе Аквавивы, "а упражнение в разговоре и письме составляет цель изучения грамматики". Введение в гимназический курс языков немецкого и французского (во второй половине XVII в.) было как бы началом реформы Г., совершившейся в XVIII в.

В преподавание были включены математические и естественные науки. Г. Были изъяты из влияния духовенства и переданы в заведование государства. В XVIII в. (во второй половине) Г. Освободились от одностороннего грамматического направления в изучении древних языков, благодаря трудам Фр. Августа Вольфа, и стали школами свободного, общечеловеческого образования. В то же время Г. Сделались учебными заведениями по преимуществу подготовляющими к университету, а со времени введения в действие в Пруссии правил об аттестате зрелости (1788) они получили исключительное на это право. Но Г. XVIII в. Страдали от многопредметности в от недостатка сносных учителей. Учительские места получались обыкновенно по рекомендации (как и в XVI и XVII вв.) или, в крайнем случае, по экзамену из богословия или философии.

Первый экзамен специально на учителя Г. Был установлен в начале XIX в. (1810) и вводился весьма постепенно, напр. В Австрии только в 1848 г. Все эти недостатки были устранены в германских гимназиях в первой половине XIX века. Тогда же, под влиянием научных трудов учеников Вольфа (Бека, К. Мюллера, Негельсбаха и др.) и политического и социального возрождения Германии окончательно выработались действующие теперь основные начала гимназического образования. "Гимназия", говорит Шрадер, "есть школа для той части народа, которая, с помощью знания законов человечества, хочет стать в ряды передовых людей, руководящих государственным развитием, или посредством разумения законов природы способствовать совершенствованию практической жизни".

Главнейшие средства для достижения этой цели современная гимназия черпает в древних языках и математике. Из древних языков господствует латинский, начинаемый обыкновенно с первого класса (греческий — с III) и имеющий большее число уроков в каждом классе. Из математических наук преподаются обыкновенно арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия. В курс некоторых западно-европейских гимназий вошло и естествознание (ботаника, зоология и минералогия). Затем в современной Г. Значительное место отводится отечественному языку и литературе. Отечественный язык, древние языки, математика и закон Божий считаются главными предметами. Второстепенные предметы. Новые языки, история и география, в особенности отечественные, чистописание, рисование и гимнастика.

Против господствующего положения древних языков раздаются, в последнее время, голоса даже в самом центре гуманитарной образованности, в Германии (см. Классическое образование). Частный обзор истории гимназий. — В настоящее время Г. Существуют в Австро-Венгрии, Пруссии, Сербии, Болгарии и России. Во Франции им соответствуют Lycées и Collèges, в Англии — Grammar-Schools, Grammar-Colleges и High Schools, в Соединенных Штатах — Grammar-Schools и High Schools, в Бельгии — Athénées, в Испании — Institutes и colegios, в Италии — licei (итальянские ginnasi имеют характер прогимназий), в Швейцарии — кантональные школы (Cantonschulen), в Скандинавских государствах — "ученые школы". Гимназии в Австрии. — В течение XVII и первой половины XVIII в.

Все гимназическое образование в Австрии находилось в руках иезуитов. Г., основываемых другими духовными орденами и обществами, было очень мало, да и в тех держались большей частью иезуитских порядков. Первая попытка вступить в борьбу с педагогической системой иезуитов относится к последним годам царствования Карла VI († 1740), когда за всеми Г. Был установлен правительственный надзор. При Марии-Терезии Г. Были даже изъяты из ведения церкви и получили в 1753 г. Новый учебный план. Вместе с тем Г. Были лишены давнишнего их начала — всесословности, и сделаны доступными только для дворян. В 1774 г. Последовали новые реформы. Расширены программы математики, естественной истории, всеобщей истории (частью на счет лат. Яз.).

Доступ в Г. Вновь открыт всем сословиям. Установлен строгий контроль в выборе учителей и т. Д. Но вскоре произошло возвращение к прежнему уставу, а по смерти Иосифа II (1790 г.) вернулось и влияние духовенства, которое сильно сказалось на новом уставе Г. 1819 г. В 1849 г. Был издан новый устав, увеличивавший число классов до восьми, расширявший, за счет латинского яз., преподавание истории, географии, отечественного языка, вводивший снова естественную историю (исключенную уставом 1819 г.) и систему прусских аттестатов зрелости. Наконец, 26 мая 1884 г. Были утверждены новые учебные планы. Все Г. Объявлены или правительственными, или частными. Каждая Г. Делится на Untergynmasium (первые четыре класса) и Obergymnasium (старшие четыре класса).

Обязательными предметами считаются. Закон Божий, языки латинский, греческий и отечественный, география и история, математика, физика, естественная история и философская пропедевтика. Необязательные предметы — новые языки, каллиграфия, рисование, пение, стенография и гимнастика. Недельное распределение уроков по плану 1884 г.:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Классы | || ПРЕДМЕТЫ |------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Всего || | I | II | III | IV  | V | VI  | VII  | VIII  | ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Закон Божий  | 2 | 2 | 2  | 2 | 2  | 2 | 2  | 2 | 16 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Латинский яз.

| 8 | 8 | 6  | 6 | 6  | 6 | 5  | 5 | 50 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Греческий яз. | —  | — | 5  | 4 | 5  | 5 | 4  | 5 | 28 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Отечествен. яз. | 4 | 4 | 3  | 3 | 3  | 3 | 3  | 3 | 26 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Географ. и истор. | 3 | 4 | 8  | 4 | 3  | 4 | 3  | 3 | 27 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Математика.

| 3 | 3 | 3  | 3 | 4  | 3 | 3  | 2 | 24 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | |  | 1-е пол.  |  | |  | | | ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Естеств. история | 2 | 2 | 2  | — | 2  | 2 | — | — | 10 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | |  | 2-е пол.  |  | |  | | | ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Физика | —  | — | 2  | 3 | — | — | 3  | 3 | 11 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Философск. проп.

| —  | — | — | — | — | — | 2  | 2 | 4 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Итого  | 22 | 23 | 24 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25  | 194  |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ В славян. Провинциях Австрии Г. До 1860 г. Строго держались общих учебных планов, совершенно исключавших туземные языки. С того времени славянские языки заняли в некоторых Г. Не только равное место с нем., но даже первенствующее и стали яз. Преподавания. Тоже самое следует сказать и об итальян.

Языке, там где на нем говорит большинство населения. Учебное время в австр. Г. С 16 сент. По 16 июля. Число праздников, кроме воскресных дней, колеблется между 24 и 27 днями. Ученики поступают в I класс не моложе 9 л. Число их в каждом классе не должно превышать 50. В полной Г. Директор, получающий 1400 гульд., 11 учителей (профессоров, ординарных и действительных), с 1000 гул. Годового содержания, а в Вене — 1200 (число уроков для каждого учителя от 20 до 24), и 5—6 помощников учителей, с 500 гул. Жалованья. Всех Г. В Австрии 139, с 2781 учащими и 43775 учениками (1885). Есть еще реальные гимназии, о которых — см. Реальные училища. См. Holder, "Oesterreichische Volksund Mittelschulen in der Periode 1867—77" (В., 1878). Гимназии в Венгрии возникли в нынешн.

Столетии и несколько отличаются от австрийских. По уставу 1879 г. Различаются Г. Правительственные, общинные, частные и принадлежащие католическому духовенству. Рядом с венгерским яз. (30 ур.) изучается немецкий (19 ур.). Число уроков древних языков меньше на 11 и закона Божия на 5. Разница еще в том, что рисование и гимнастика здесь обязательные предметы. Всех Г. 151, с 2356 учащ. И 35803 учениками. Учебный год с 1 сент. По 1 июня. Ср. Schwicker, "Die Ungarische Gymnasien" (1881). В Сербии существуют 2 полн. И 9 неполных Г., в Болгарии — 2 Г. Устройство их сходно с австрийским. Гимназии в Пруссии. Первые Г. Стали открываться при Фридрихе I († 1713). Но в XVIII ст. Их было очень мало, и они почти ничем не отличались от других среднеучебных заведений.

В 1788 г. Состоялось королевское распоряжение об устройстве экзаменов зрелости (Maturitäts-Prüfung). В унив. Стали допускаться только выдержавшие этот экзамен в особой комиссии, благодаря чему увеличилось число Г. И учеников в них. Последующие распоряжения 1820 и 1834 гг. Закрыли доступ не выдержавшим экзамена зрелости и на государственную службу. После передачи Г. В ведение светской власти они были подчинены, с 1787 г., высш. Учил. Совету (Oberschulcollegium), а с 1808 г. — особому департаменту народного просвещения в министерстве внутр. Дел. В 1825 г. Образовались провинциальные школьные коллегии, в состав которых входили обыкновенно филологи, вместо прежних членов духовных консисторий. Устав 1816 г., разделивший Г. На 6 классов, в которых три последних были двухгодичными, определял основой гимназического образования древние языки и математику и давал больший, против прежнего, простор для др.

Предметов, составляющих основу реальных школ. Обязательными предметами были признаны. Закон Божий — 18 ур. Языки. Латинский — 68 ур., греческий — 43 (нач. С IV кл.) и нем. — 40. Математика — 54. Естественная история — 18 ур. Ист. И география — 27. Рисов. — 6 (в первых трех кл.) и чистоп. — 3 (в одном младшем). Необязательными были еврейский яз., пение и гимнастика. В 1837 г. Были изданы новые учебные планы, которые, за счет уроков математики, нем. Яз. И естественной истории, увеличили число уроков по латинскому яз. (до 86), ввели французский яз. (в трех старших классах, всего 6 ур.) и философ. Пропедевтику (6 ур.). Планы 1856 г. Еще более увеличили роль древних языков и остальные предметы ограничили только самым необходимым. Так, ур. По естеств.

Ист. Было оставлено только 8. В то же время было уменьшено число недельных уроков по классам. В VI — 28 ур., а в остальных — по 30, тогда как раньше, кроме II и I кл., их было по 32. Нынешние учебные планы утверждены в 1882 г. Хотя они сохраняют преобладание за древними яз., но сделаны уступки в пользу естественных наук, математики и французского яз. Экзамены трех родов. Семестриальные, переходные и выпускные. Раздачи наград и конкурса нет. Учителя — Professor и Oberlehrer (в высших классах) и ordentliche Lehrer. Число уроков у директора от 12 до 16, у Oberl. — 20—22, у ord. L. — 22—24. Жалованье учителя около 3000—4200 м., директора — около 6000 м. В некоторых Г. Существуют в высших классах отделения. 1) для словесности (Humanisten) и 2) для наук (Realisten), с общим преподаванием некоторых предметов.

Прогимназии. 1) четырехклассные (VI, V, IV и III а), 2) шестиклассовые (VI, V, IV, III a, III b и II a) и 3) семиклассные, без одного только первого класса. Недельное распределение уроков по плану 1882 г. A — Общее число.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Классы  | || ПРЕДМЕТЫ |------------------------------------------------------------------------------------------------------| A || | VI | V | IV | IIIa  | IIIb | IIa  | IIb | Ia | Ib | ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Закон Божий | 3  | 2  | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2  | 19 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Немецкий язык | 3  | 2  | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3  | 21 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Латинский яз.

| 9  | 9  | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 8  | 77 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Греческий яз. | —  | —  | —  | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6  | 40 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Французский яз. | —  | 4  | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2  | 21 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| История и география | 3  | 3  | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3  | 28 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Математика  | 4  | 4  | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4  | 34 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Естеств. ист.

 | 2  | 2  | 2 | 2 | 2 | —  | — | —  | —  | 10 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Физика | —  | —  | —  | — | —  | 2 | 2 | 2 | 2  | 8 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Чистописание  | 2  | 2  | —  | — | —  | —  | — | —  | —  | 4 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Рисование  | 2  | 2  | 2 | — | —  | —  | — | —  | —  | 6 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Итого | 28 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 268  |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ В 1859 году рядом с гимназиями возникли реальные училища I разряда, с одним латинским яз.

Окончившим в них курс доступ в унив. Был закрыт до 1870 г., когда им разрешено было поступать на факультеты естественный и математический. В 1882 г. Эти училища названы реальными гимназиями (см. Реальные училища). К 1 янв. 1892 г. Г. В Пруссии — 270, прогимназий — 45. Учащихся в гимназиях — 75529, в прогимназиях — 4922. В других германских государствах почти всюду господствует прусская система гимназий. Несколько иной характер носят Г. Вюртембергские состоящие из 10 классов, причем I класс соответствует нашему приготовительному. В 1890 году для этих гимназий изданы новые планы, внесшие следующие особенности. 1) латинский яз. Начинается не с I кл., а со II, и имеет всего 82 урока, менее против прежней программы на 20 ур. 2) греческий яз.

Начинается с V кл., всего 40 ур. (вм. 42). 3) отечественный яз. — 28 ур. (вм. 26). 4) французский — 18 (вм. 10). 5) математика — 39 (вм. 27). 6) естественная история — 16 (вм. 10). Всего Г. Классических в остальных германских государствах, кроме Пруссии — 158, прогимназий класс. — 12. Литература. Neigebauer, "Die preussischen Gymnasien und höheren Bürgerschulen" (1835). Wiese, "Verordnungen und Gesetze für die hoheren Schulen im Preussen" (B., 1875). Wohlrab, "Gymnasien und Gegenwart" (Лпц., 1874). Weck, "Das deutsche Gymnasium" (Б., 1875). "Statistisches Jahrbuch der höheren Schulen Deutschlands, 1892—93". Schmid, "Erziehungs-Encyclopädie". Гимназии (ginnasi) в Италии по последнему уставу 1876 г., похожи на наши прогимн. И готовят к поступлению в лицеи, откуда переходят уже в университет.

Г. Состоят из 5 классов, а лицеи из 3. Предметы обучения в Г. — языки. Итальянский, латинский и греческий, математика, история, география и краткие сведения из греческих и римских древностей. Все эти предметы продолжаются и в лицеях, где прибавляются физика и химия, естественная история и философия. Недельное распределение уроков. Учебный год продолжается от 15 окт. До 15 авг. Учителя назыв. Titolari и reggenti (с жалованьем в 2000—1600 фр.). Во главе Г. И лицея — директор, с жалованьем от 2000 до 2600 фр. По статистике 1889 г., Г. Было 735, лицеев — 326, учащихся в них — 58000. Россия. Гимназии в XVIII веке. Древнейшей русской Г. Была Академическая, основанная в 1726 г. Первый ее инспектор Байер разделил ее на два отдела. Немецкую школу, или приготовительную, подразделенную на три класса, и латинскую, состоявшую из двух классов.

Он же написал и положение о ней ("Gegenwärtige Einrichtung des Gymnasiums", 1731). В 1733 г. Для нее был составлен Фишером устав, поднимавший ее до значения гуманистической германской шкоды и вводивший в ее курс, кроме латинского яз., греческий яз., чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логику. Так как число учащихся в ней постоянно уменьшалось, то были допущены в Г. Дети среднего сословия и даже солдатские, которые потом составляли главный контингент учащихся в Г. Для увеличения числа учеников были учреждены в 1735 г. Стипендии. Несмотря на это, в 1737 г. Было только 18 учеников. Штат 1747 г. Определяет более подробно число учителей и их обязанности, обязывает всех учителей преподавать на русском яз., что, впрочем, оказалось невозможным, и освобождает учащихся от платы.

Трудно было отыскать порядочных учителей. Прибегали к помощи недоучившихся студентов или случайно заехавших иностранцев, благодаря которым вводились и новые предметы, как, напр., итальянский яз., преподававшийся до конца столетия, и фортификация (1751—55). Гр. Разумовский поручил управление Гимназией М. В. Ломоносову (1758), который завел в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и устроил низшие русские классы. Затем, чтобы иметь воспитанников в Г., устроили при ней отделение для малолетних (1765), вверив его особой надзирательнице. При инспекторе Бакмейстере (1768—1777) заведено было в старшем классе университетское преподавание, на латинском или немецком яз., основ математики и естественных наук. При кн.

Дашковой был куплен для Г. Особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. В 1805 г. Г. Была закрыта. Причины неудовлетворительности состояния Г. Заключались в недостатке учителей, многочисленности гимназического начальства (ректор, инспектор, конректор, главный инспектор, а иногда два ректора и два инспектора) и отсутствии подробного устава. Второй по времени русской Г. Была Г., основанная в 1755 г. При Моск. Унив., под именем Университетской или также Академической. Целью ее было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения. Одно для разночинцев, другое для дворян. Курс учения был одинаков в обоих отделениях. Каждое из них подразделялось на 4 школы, которые, в свою очередь, делились на классы.

В первой (российской) были след. Классы. 1) грамматика, 2) стихотворство и 3) красноречие. Во второй (латинской) — 1) грамматика и 2) синтаксис латан. Языка. В третьей (научной) — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия, и в четвертой — языки европейские и греческий (для желающих — восточные). Во главе Г. Стоял инспектор — один из профессоров унив. Преподавателями ее были, большей частью, студенты университета. По штату ежегодный расход Г. Определен в 6250 р., но на самом деле унив. Тратил на нее более 35000. Учащиеся делились на казеннокоштных, пансионеров (с платой в 150 р.), сверхкомплектных и приходящих. Число всех учащихся в начале XIX ст. Доходило до 900. В 1812 г. Г. Погорела и с тех пор не возобновлялась.

Несмотря на недостаточность и неспособность многих учителей, отсутствие сносных учебников и точных программ, Г., за свое полувековое существование, немало подготовила будущих университетских деятелей и дала России образованных, по своему времени, людей. В 1758 г., по образцу московской, была основана Г. В Казани, которая существует и теперь под именем 1-й казанской Г. Ввиду соседства Казани с инородцами, в Казанской Г., в течение всего XVIII в., было обращено особенное внимание на преподавание восточных язык. Татарского, калмыцкого и др. Число учеников колебалось между 60—150. Содержание Г. Обходилось средним числом около 3000 р. В 1765 г. Она была преобразована по плану фон Каница. До 1786 г. Находилась в ведении Моск.

Унив., а с этого года — местного Приказа общественного призрения. В 1788 г., с открытием в Казани главного народного училища, Г., за неимением средств, была закрыта, а в 1798 г. Возобновлена, по новому уставу, возлагавшему на нее цель "образования молодых людей для воинской службы, а не для ученого состояния". Сообразно этой цели установлены и учебные предметы. Катехизис, логика, практическая философия, история, география, математика, механика, гражданская архитектура, фортификация, артиллерия, тактика, физика, химия, гидравлика, натуральная философия, земледелие, законоведение, языки — русский, славянский, латинский, немецкий и татарский. Танцы, фехтование и музыка. В 1804 г. Г. Была преобразована по общему для Г.

Уставу и подчинена мин. Народн. Просвещения. Кроме этих Г. Существовало еще в XVIII ст. Гимназическое отделение в Кадетском корпусе, для подготовления дворян к гражданской службе (см. Кадетские корпуса). Гимназии в XIX ст. — В начале XIX в. Образовалось министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться Г. По всей России. I период (1803—28). 24 января 1803 г. Александр I утвердил "предварительные правила народного просвещения", по которым Г. Или губернские училища, образованные из главных народных училищ (см.), открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ. 5 ноября 1804 г. Вышел "Устав учебных заведений", подведомых университету и попечителям округов.

Он объявил Г. Всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в "Уставе" определялась так. 1) приготовить к слушанию университетских наук. 2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и 3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищ. Согласно этой цели и план ученья в Г. Заключал в себе начальные основания всех наук. План этот, составленный Фусом по образцу франц. Лицеев, был следующий. — А. Математика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — алгебра, геометрия и плоская тригонометрия. II кл. — окончание чистой математики и начало прикладной, и III кл. — прикладная матем. И опытная физика). Б. История, география и статистика — один старший учитель, 18 ур.

(I кл. — древняя история и география, мифология и древности. II кл. — история и география новые и в частности история и география отечественные. III кл. — общая статистика и IV кл. — статистика Российской империи). В. Философия, изящные науки и политическая экономия — один старший учитель, 20 ур. (I кл. — логика и всеобщая грамматика, II кл. — психология и нравоучение. III кл. — эстетика и риторика, и IV кл. — право естественное, право народное и политическая экономия). Г. Естественная история, технология и коммерческие науки — один старший учитель, 16 ур. (III кл. — естественная история, приноровленная к сельскому и лесному хозяйству, и IV кл. — естественная история в более широких размерах, технология и наука о торговле). Д. Латинский язык — 16 ур.

(I кл. — грамматика, II кл. — чтение более легких прозаических писателей и III кл. — поэтов. Во II кл. 1 час посвящался на переводы с русского яз. На латинский, а в III кл. — на обучение "в составлении лат. Стихов"). Е. Языки. Немецкий и французский — по 16 ур. Во всех 4-х кл. (I кл. — грамматика, II кл. — переводы с языков, III кл. — объяснение прозаических писателей и переводы на отечественный яз. И IV кл. — чтение поэтов и стихотворство). Ж. Рисование — 4 ур. Обязательных уроков в каждом классе было 32. Г. Могли также, если позволяли средства, "иметь учителей танцования, музыки и гимнастики", и "с позволения высшего начальства умножить число учебных предметов и учителей". Из сравнения курса Г. С курсом главных народных уч. Оказывается, что в первых усилено преподавание чистой и прикладной математики, физики и ест.

Наук, введены вновь статистика, философия, изящные и политические науки, но исключены гражданская архитектура, закон Божий и русский яз. Два последних предмета преподавались в уездных училищах, из которых поступали в г. Учителя делились на старших и младших. Директор Г. Должен быть "сведущ в науках, деятелен и благонамерен". Его роль — наблюдательная, как за учениками, так и за учителями. Жалованье директора — от 1000 до 1000 р. Учителя наук — 550—750, учителя языков — 400 и учителя рисования — 300 р. Расход Г. (5650—6650 р.) пополнялся из средств приказов общественного призрения и взносов из казны. В виленском учебном окр. Г., по уставу 18 мая 1803 г., состояли из 6 кл. И имели 6 (вместо 4-х) старших учителей. 1) физических знаний, 2) математики, 3) нравственных наук, 4) словесности и латинского яз., 5 и 6) для первых двух классов по одному учителю лат.

И польской грамм., основ. Арифметики, географии и нравоучения. Кроме них — 4 младших учителя. Рисования, российского, франц. И нем. Яз., в следующем году прибавлен 7-й старший учитель. После организации гимназий и их основания существенным был вопрос об "учебных пособиях". Для составления списка учебных пособий в 1803 г. При главном правлении училищ был учрежден комитет, самыми деятельными членами которого были Фус, Румовский и Озерецковский. В марте 1805 г. Были одобрены и опубликованы в газетах программы Г., с поименованием книг, удобных для перевода на русский яз., и также таких, которые следовало вновь составить. В этой же публикации вызывались желающие заняться такой работой. 15 книг предполагалось перевести с немецкого.

Руководства по политическим наукам, русской статистике и зоологии были обещаны русскими учеными. Но как переводы, так и оригинальные труды поступали медленно. По некоторым предметам не было учебников и в 1814 г. С 1805 г. Стали открываться при Г. Пансионы для дворянских детей. Самые Г. Были доступны для всех сословий. В 1811 г. СПб. Г. Подверглась изменению по плану гр. С. С. Уварова, ограничившего цель Г. Приготовлением к слушанию университетских курсов. Гр. Уваров находил несовместными между собой и даже вредными для воспитанников многие предметы гимназического курса. Он ввел в программу закон Божий и отечественный яз., а классические языки ставил "одним из главных способов образования". Согласно этому плану делались изменения в программах и других гимназий, главным образом по введению греческого яз.

И исключению права естественного и народного, политической экономии, мифологии и др. Г. Времен Александра I далеко не удовлетворяли своей цели, вследствие многопредметности курса, недостатка в учебниках, плохого состава преподавателей, неудобства подчинения по хозяйственной части университетам и других причин. II период (1828—1849). Организованный в 1826 г. "Комитет устройства учебных заведений" выработал новый устав для Г., утвержденный 8 дек. 1828 г. Удерживая для Г. Двоякую цель. 1) приготовить к слушанию университетских лекций и 2) "доставить способы приличного воспитания", он вводил изменения в самой системе Г., в управлении их, в распределении уроков и т. П. Г. Состояла из семи классов. Из них первые три имели во всех Г.

Одни и те же предметы и одинаковое распределение их, а начиная с 4-го кл. Г. Разделялись на Г. С греческим яз. И Г. Без греческого яз. Во главе Г. Стоял по-прежнему директор. Но теперь в помощь к нему назначается инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. Учреждается также звание почетного попечителя, для общего с директором надзора за Г. И пансионом. Кроме того, были образованы педагогические советы, в которых обсуждалось состояние Г. И меры к их улучшению. В изменение курса легли следующие начала. Устранение лишних предметов, "применение учения к потребностям учащихся", основательность знаний и национальность. Главными предметами признаны древние языки и математика.

Первые — "как надежнейшее основание учености и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей. Последняя — как служащая в особенности к изощрению ясности в мыслях, их образованию, проницательности и силе размышления". Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному яз. Из остальных предметов оставались. География и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование. Недельное распределение уроков по плану 1828 г. [Показаны часы, урок продолжался 1 1/2 часа.]телесных наказаний", замененных потом "розгами", "как пристойнее", увеличение платы за учение (3—20 р., а потом 7—40 р. В разных гимназиях), увеличение в 2 1/2 раза окладов содержания, расширение прав и преимуществ учеников, которые могли определяться на места канцелярских служителей высшего разряда и ранее других получать первый классный чин, а окончившие Г.

С гр.

Значения в других словарях
Гимназия

среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин «Г.» заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Г. Была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16—18 вв. Г. Стали возникать во многих городах Германии. В 19 в. Г. Назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии. С развитием капитализма в различных странах возникла потребность в появлении таких учебных заведений, в которых учащ..

Гимназия

ГИМНАЗИЯ (от гимнасий) - средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 в. Первая в России - академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 - 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс - педагогический). В 1863-1882 общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 - 7 лет). В 1917 реорганизованы в обще..

Гимн

(греч. От γιμνεο — петь, славить, хвалить). У древних в Г. Прославлялись боги и герои. Пелись при жертвоприношениях и торжествах. У евреев Г. Встречаются в собраниях псалмов Давида. У христиан Г. — хвалебная песнь Богу или святым. Христианский Г. Ведет свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли Г. Как Ветхого Завета — напр. Гимны Захария и Симеона — так и Нового Завета. К прекрасным образцам христианских Г. Пр..

Гимназиархия

Одна из регулярных литургий (см.) в Афинах. Гимназиархи избирались по филам. Они должны были за свой счет устраивать публичные состязания и, в особенности, факельные бега на празднествах Панафиней, Гефестий и нек. Др. Расходы на Г., в сложности, могли простираться до 1200 драхм. В императорское время гимназиархами назывались во многих греческих городах постоянные чиновники, в ведении которых был надзор за гимназиями и совершавшимися в них упражнениями.См. Krause, "Gymnastik u. Agonistik der Hell..

Гимназия (дополнение к статье)

— см. Среднее образование (доп.).. ..

Гимназия (журн.)

Iжурнал филологии и педагогии, издается ежемесячно в Ревеле с 1888 г. Г. А. Янчевецким.II(дополнение к статье)журнал, прекратился в 1899 г. В 1893—1896 и 1899 гг. При Г. Выходил "Педагогический Еженедельник" (см. Соотв. Статью).. ..

Гимназия

(греч. Gymnasion, от gymnazo, происш. От gymnos - голый). 1) у древних греков публичное место, где юноши (обыкновенно нагие) занимались телесными упражнениями (гимнастикой), и где позже учили и философы. 2) ныне - общеобразовательное классическое среднеучебное заведение.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Gymnasion, от gymnazo, происш. От gymnos, голый. А) Место у древних, для телесных упражнений. B) В настоящее время. Среднее учебное..

Гимназия

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Гимназия

Ж. Греч. Казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист м. Ученик гимназии. Гимназистов, ему принадлежащий. Гимназистский, им свойственный. Гимнастика ж. Ловкосилие. Искусство укреплять тело человеческое и делать его сильным, ловким и гибким, упражняя его в телодвижеииях. Бег, прыжки, скачка, ломка, лазанье,плаванье, борьба и пр. Иногда так называют и самое устройство для упражнений этих или гимнастическо..

Гимназия

Ж.Среднее общеобразовательное учебное заведение.. ..

Гимназия

ГИМНА́ЗИЯ -и. Ж. [от греч. Gymnasion - место для гимнастических упражнений]. В России до 1917 г. И некоторых других странах. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Женская, мужская г. Классическая г. (с обучением древним языкам. Латинскому, греческому и т.п.). / В современной России. Среднее учебное заведение с расширенной и углублённой программой изучения некоторых школьных предметов (обычно гуманитарного цикла).. ..

Гимназия

-и, ж. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам). Женская, мужская г. II прил. Гимназический, -ая, -ое. Г. Курс.. ..

Гимназия

Гимназии, ж. (от греч. Gymnasion - помещение для гимнастических упражнений) (дореволюц.). Среднее учебное заведение. Классическая гимназия (с преподаванием классических языков). Женская гимназия.. ..

Гимназия

Это возродившееся недавно слово восходит к греческому существительному, которое поначалу не имело отношения к образованию, а называло место, где греческие юноши занимались гимнастикой.. ..

Гимназия

В форме гимнасиум заимств. В XV в. Из лат. Яз., в котором gymnasium <. Греч. Gymnasion «род учебного заведения» <. «место для гимнастических (телесных) упражнений», которое восходит к gymnos «голый, обнаженный, раздетый».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Гимназия

Гимна́зия начиная с Петра I. См. Смирнов 89. Через польск. Gimnazjum, мн. Gimnazja (ср. Шко́ла) или нем. Gymnasium из лат. Gymnasium.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Гимназия

(от греч. Gymnasion) - средняя общеобразовательная школа в России и ряде зарубежных стран. Первые Г. Возникли в Германии в XVI в. Первая в России Г. - академическая основана в Санкт-Петербурге в 1726 г. С 1804 г. Мужские Г. Открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 г. Составлял 8 лет) С 1862 г. Появились женские Г. (срок обучения - 7 лет, 8-й класс педагогический). В 1863-1882 гг. Общее среднее образование давали военные Г. (срок обучения с 1873 г - 7 лет). В 1917 г. Реорганиз..

Гимназия

(от греч. Gymnasion) - средняя общеобразовательная школа в России и ряде зарубежных стран. Первые Г. Возникли в Германии в XVI в. Первая в России Г. - академическая основана в Санкт-Петербурге в 1726 г. С 1804 г. Мужские Г. Открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 г. Составлял 8 лет) С 1862 г. Появились женские Г. (срок обучения - 7 лет, 8-й класс педагогический). В 1863-1882 гг. Общее среднее образование давали военные Г. (срок обучения с 1873 г - 7 лет). В 1917 г. Реорганиз..

Гимназия

— среднеобразовательная школа в дореволюционной и постсоветской России, а также в некоторых зарубежных государствах. Возникли в Германии в XVI в. Первая Г. В России — академическая в Петербурге в 1726 г. С 1804 г. Мужские гимназии открываются в каждом губернском городе. Срок обучения с 1871 г. — 8 лет. С 1862 г. Появились женские Г. Срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический. В 1863—1882 гг. Общее среднее образование давали военные Г. Срок обучения с 1873 г. — 7 лет. Сегодня в России сущест..

Гимназия

Или Училище для телесных упражнений юношей (·1Мак.1:14, ·2Мак.4:9,12). У древних Греков гимназией называлась школа, или училище для телесной борьбы и других телесных упражнений. В этих обширных учебных заведениях происходили различные состязания в борьбе, беганье, верховой езде и ·т.п. Победитель в этих состязаниях получал пальмовую ветвь, украшался венком и ·проч. (1Кор.9:24 ,25). Первосвященник Иасон, купивший себе первосвященство у Антиоха Епифана за несколько сот талантов серебра, испросил у..

Дополнительный поиск Гимназия Гимназия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гимназия" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гимназия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа