Горгий

98

(Γοργίας) — ρамый оригинальный и последовательный из софистов, род. Около 483 г. До Р. Хр. В сицилийском городе Леонтионе, около 427 г. Был отправлен в Афины во главе посольства с просьбою о помощи для своего города против сиракузян (во время Пелопоннесской войны). После того он много странствовал по Греции, преподавая риторику и сочиняя торжественные речи для произнесения на олимпийских и дельфийских празднествах. Конец жизни провел в Лариссе (в Фессалии) и умер в 375 г. До Р. Хр., на 108-м году от роду. В молодости Г. Занимался натурфилософией, как ученик Эмпедокла, потом перешел к диалектике элейской школы и, усвоив скептические аргументы Зенона и Мелисса против мнимого бытия, развил их далее и обратил против всякого бытия и всякого познания в сочинении "О природе, или о несуществующем", коего содержание излагается у Секста Эмпирика (adversus Mathematicos), a также в приписанном Аристотелю сочинении "De Melisso, Xenophane et Gorgia".

Впоследствии Г., подобно прочим софистам, променял философию на словесное искусство.В названном сочинении Г. Доказывает следующие положения. 1) ничего не существует. 2) если бы что-нибудь было, его нельзя было бы познать. 3) если бы оно существовало и было познаваемо, его нельзя было бы высказать. Эти положения доказываются так. 1) если бы что-нибудь было, оно было бы или сущее, или не сущее, или оба вместе. Но а) сущее не может быть, ибо за ним нельзя удержать никакого определения. Если сущее есть, то оно или определяется самим собою, и следовательно, вечно, безначально и бесконечно (άϊδιον), или же определяется другим, т. Е. Есть происшедшее. Но в первом случае его нет нигде, ибо если оно есть где-нибудь, то оно не бесконечно, так как то, в чем оно находится, различается от него самого и составляет его границу.

А также не может оно находиться в самом себе, так как это значило бы, что оно различается от самого себя и не есть то, что есть, что нелепо. Но столь же невозможен и второй случай. Сущее не может быть, как происшедшее от другого, ибо оно происходило бы или из сущего или из не сущего. Но от сущего оно происходить не может, потому что тогда оно уже было бы, а не произошло, от не сущего же оно не может происходить, потому что из ничего ничего не бывает. Подобным же образом Г. Доказывает, что сущее не может быть ни единым, ни многим и т. Д. Итак его вовсе нет. Но также b) нет и не сущего. Ибо если бы оно было, то оно тем самым было бы сущим. Наконец с) нельзя допустить, чтобы сущее и не сущее были оба вместе, ибо они или различаются между собою, или не различаются.

Если различаются, то ни то, ни другое не может быть согласно предыдущему. Если же не различаются, то нельзя про них сказать оба — тогда остается только одно, которое есть или сущее или не сущее и опять-таки не может существовать ни в том, ни в другом случае, как доказано.2) Если бы что-нибудь существовало, то его нельзя было бы познавать, ибо мы можем познавать только в наших собственных представлениях. Но наши представления не суть внешние вещи. Если бы представление ручалось за бытие, тогда все представляемое было бы реально, напр. Летающий человек, колесница, катящаяся по морю, и т. П. А также то, что не существует, не могло бы быть представлено. Между тем, мы представляем себе Химеру, Сциллу и т. П.3) Если бы что-нибудь существовало и было познаваемо, мы не могли бы высказать эти познания, ибо слова суть особые звуковые явления, относящиеся только к одному чувству слуха, тогда как познаваемое нами относится к различным чувствам и не имеет ничего общего со словами.В заключение своего изложения этой диалектики Гегель (в своей исторической философии) замечает, что она неопровержима для того, кто утверждает чувственно-сущее, как реальное.

К этому можно прибавить, что первое положение Г. Сокрушительно для отвлеченной рассудочной метафизики, второе — для тех психологов-субъективистов, которые безусловно противополагают бытие сознанию, а третье — для тех, которые в человеческом слове видят только психомеханическое явление и потому неизбежно впадают в номинализм.Вл. С..

Значения в других словарях
Горгий

ГОРГИЙ (ок. 480 - ок. 380 до н. Э.) - древнегреческий софист. В сочинении "О природе, или О несуществующем" выдвинул 3 тезиса. Ничего не существует. Если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо. Если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы невыразимо.. ..

Горвиц

Мартын Исаевич (род. В еврейской семье в 1837, умер в 1883 г.) — профессор акушерства и гинекологии в Медико-хирургической академии, директор Мариинского родильного дома в С.-Петербурге, выдающийся русский ученый и врач-практик. Как профессор, пользовался славою первоклассного лектора. За короткий срок своей профессуры успел подготовить нескольких учеников, выдающихся современных гинекологов, и напечатать целый ряд научных трактатов. Его "Руководство к патологии и терапии женской половой сферы",..

Горган

Гора Эриванской губ., на сев.-зап. Склоне Арарата, 8312 фт. Абс. Выс., состоит из трахита, образующего на Г. Высокие, крутые скалы. До самой вершины Г. Порос высоким кустарником из родов Juniperus и Cotoneaster.. ..

Горголи

Иван Савич (1770-1862) — спб. Обер-полициймейстер (1811-1821), сенатор (1825 — 1858). Занимался биографиею Бецкого, из которой "Материалы" И. Чистовичем помещены в "Чтениях Моск. Общ. Истории и древностей" (1863, кн. 4).. ..

Горгона

(Gorgona) — 1) небольшой о-в в Тиренском море, принадлежит к итальянской провинции Ливорно. Скалистый (301 м вышины), с 2 фортами. Населен рыбаками. Около о-ва значительная ловля сардинок. — 2) Небольшой о-в в Тихом океане, принадлежит к Колумбии, в 30 км от берега. Почва плодородна. Хорошая гавань Тринидад.. ..

Горгий

Горгий, Gorgias, из Леонтины, ок. 485-ок. 380 гг. До н. Э., греческий писатель. Один из наиболее выдающихся софистов. Предположительно, ученик Эмпедокла. В 427 г. Прибыл в Афины просить о помощи против Сиракуз. Его речи произвели огромное впечатление на афинян. Позднее он вел жизнь странствующего оратора, одновременно обучая молодежь за высокие гонорары. Он был так богат, что поставил в Дельфах собственную статую. Последние годы жизни провел, видимо, в Фессалии. Из сочинений Г. Сохранились. Похв..

Горгий

Горгий (483-375 до н. Э.) Греческий софист из Леонтины, сторонник рабовладельческой демократии. Горгий выдвинул три тезиса. 1. Ничто не существует. 2. Если бы и существовало, то было бы непознано. 3. Если бы и было познано, то невыразимо.. ..

Горгий

«ГОРГИЙ». ..

Горгий

(·1Мак.3:38) - военачальник Антиоха Епифана, разбитый на голову Иудою Маккавеем (·1Мак.4:1,26).. ..

Дополнительный поиск Горгий Горгий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Горгий" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Горгий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа