Дамаскин Иоанн

125

Один из знаменитейших богословов и отцов церкви Восточной (р. Около 673-676 г.). Отец Д., Сергий, был первым министром дамасского халифа Абдалмелеха (682-703 г.). Воспитателем Д. Был пленный калабрийский монах, давший ему хорошее образование. После смерти отца Д. Занял его место. В это время происходила борьба православия против иконоборцев, волновавшая весь Восток. Д. Написал в защиту православия три послания в Константинополь, где они произвели большое впечатлние. Имп. Лев Исавриянин, иконоборец, решился погубить своего противника. Он велел одному из своих чиновников изучить почерк Д. И написать от его имени письмо к нему, Льву, с обещанием предать Византии Дамаск. Это письмо было отослано халифу, который сначала вдался в обман, но потом просил Д.

Вновь принять прежнюю должность при дворе. Иоанн предпочел, отпустив на свободу всех своих рабов, удалиться в монастырь Саввы Освященного. Здесь никто из иноков не хотел быть духовным наставником знаменитого ученого богослова, а когда, наконец, нашелся желающий, то для искуса в послушании запретил ему писать что-либо. Иоанн долго повиновался, но когда один из иноков умер и его просили сложить по этому случаю надгробный гимн, то Иоанн не утерпел и написал те высокопоэтические песнопения, которые и доныне поются в правосл. Церкви при погребении умерших. Старец-наставник простил Д. Лишь тогда, когда он исполнил наложенную им эпитимию. Очистить все нечистые места обители. После того Иоанн свободно предался авторству.

Возведенный в сан пресвитера, Д. Несколько раз был заключаем в темницу за ревность к православию. Однако дожил до глубокой старости, скончавшись около 777 г. Сочинения Д. 1) "Источник знания" — πηγή γνώσεως — ξбнимает круг наук того времени и состоит из следующих частей. А) "Диалектики" (логика и физика по Аристотелю, Немезию, Порфирию и др.), где, между прочим, проводится мысль, что логика есть орудие для богословия, так же как и для философии, — мысль, которая легла в последующее время в основание зап. Схоластики. Б) книги о ересях, в которой выясняется историческое развитие христ. Догматики в борьбе с ересями. В) "Точное изложение православной веры" (έκθεσις άκριβής τής όρθοδόξου πίστεως). Έта третья часть "Источника знания" особенно важна.

Она представляет первый опыт научного христ. Богословия, суммируя в систематическом порядке результаты всего богословствования отцов церкви и вселенских соборов и широко пользуясь для целей богословия данными тогдашнего естествознания и психологии. "Точное изложение веры" служило и доселе служит образцом для богословов не только вост., но и зап. Главные сочинения Петра Ломбарда и даже Фомы Аквината суть не что иное, как амплифицированные схоластическим аппаратом переделки богословия Д. На славянский яз. Из "Источника знания" две части — "Диалектика" и "Точное изложение" — переведены еще в Х в. Позднейшие переводы "Точного изложения" — архиеп. Амвросия, на славян. Яз. 1834 г. И на русском 1844 г. (Москва). 2) "Священные параллели" — богословский словарь изречений св.

Писания и отцов церкви о предметах веры, особенно важный по многим выдержкам из таких сочинений, которые до нашего времени в целом виде не сохранились. 3) "Руководство" (έγχειρίδιον) — ξбъяснение важнейших богословских терминов, неправильное понимание которых в древности было причиною ересей. 4) Несколько небольших сочинений по догматике. "О правильном размышлении", "О св. Троице", "Об образе Божием в человеке", "О природе человка" и пр. 5) "Три слова против порицающих иконы", высоко ценимые даже протестантским историком Неандером. 6) "Толкования на послания ап. Павла" (по Златоусту). 7) Значительное количество проповедей на праздники (в точности число их не определено. Проповеди, как и толкования на послания, не отличаются первоклассными достоинствами).

8) Церковные песнопения. Как поэт-гимнолог, Д. Всеми ценится весьма высоко. Его служба на Пасху (особенно пасхальный канон), каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение, его осьмигласник ("Октоих" — воскресные службы, разделенные на 8 гласов) — превосходные, истинно поэтические произведения. Всех канонов им написано до 64. Еще при его жизни песнопения Д. Распространились далеко за пределами Греции. Октоих его, по повелению Карла В., был принят к употреблению и в Зап. Церкви. В Восточной церкви введение в богослужение песнопений Д. Изменило весь строй его. За необычайный поэтический дар Д. Было усвоено название "Златоструйный" (χρισορρόας). Λучшие из изданий сочинений его в подлиннике. Лекеня и Льва Алляция (неполное), "S.

Р. N. Johannis Damasceni opera omnia" (II. 1712). Это издание перепечатано, с дополн. И поправками, в Вероне в 1748 г., и Миня "Patrologiae cursus compl. Ser. Graeca" (т. XCIV-XCVI). В рукописях зап. Библиотек, а также в московской синодальной, сохраняется немало сочинений с именем Д., доселе неизданных. Но есть сочинения, изданные с его именем, в греч. Подлиннике неизвестные и, может быть, ему не принадлежащие. См. Исследование архиепископа Алексия (Лаврова) в "Прибавлениях к творен. Св. Отцов, издан. В русск. Перев." за 1857 г. Н. Б..

Значения в других словарях
Дамаскин Иоанн

ДАМАСКИН ИОАНН, смотри Иоанн Дамаскин>.. ..

Дамаскин епископ севский

(в миру Димитрий Семенов Руднев, 1737—1795) — ученый епископ. В 1761 г. По окончании курса в Московской славяно-греко-латинской академии определен был учителем риторики и греческого языка в Крутицкую семинарию, которою и управлял по 1765 г. В 1766 г. Он вызвался быть инспектором при семинаристах, которые отправлялись в Геттингенский университет, и вместе с ними слушал там лекции. Д. До некоторой степени усвоил себе общий дух и направление Геттингенского университета и отличался независимостью в ..

Дамаскин иеродиакон Чудова монастыря

— иеродиакон Чудова монастыря, полемист конца XVII века. О нем известно только то, что он был великоросс. Посещал Киев, Афонскую гору и Соловки. Был последователем и, может быть, даже учеником братьев Лихудов и умер после 1706 г. Главное его сочинение, "105 ответов", или "Остен", направлено против приверженцев латинского мнения, учащего, что пресуществление св. Даров совершается при произнесении священником слов. "Приимите, ядите". Впервые (1667) оно было высказано игуменом Киево-Михайловского м..

Дамаскин Николай

— см. Николай Дамаскин.. ..

Дамаскин Петр

Священномученик, ученый инок, живший во 2-й половине XII в. В Дамаске. Соч. Его до недавнего времени были известны лишь по отрывкам, находящимся в сочин. Преп. Иосифа Волоцкого и в славянском "Добротолюбии", а также по целым текстам, хранящимся в рукописях московской синодальной библиотеки и библиотек парижской, венской и др. Лишь в 1874 г. Они изданы в рус. Перев. С греч. В Москве. Из них наибольшего внимания заслуживают рассуждения о том, что не следует бояться никакой опасности при защите ист..

Дамаскин Иоанн

Дамаскин ИоаннИоанн Дамаскин (Ioannes Damaskenos) (Мансур) (675 - 740/753) Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной церкви. Принадлежал к христианской арабской знати (арабское имя - Мансур), унаследовал должность придворного казначея халифа, затем оставил Дамаск. Ведущий идейный противник иконоборчества.Афоризмы, цитаты• Терпение и смирение нужно иметь и для мира и для войны.• Затевающие войну сами попадают в свои сети.Ильф Илья (наст. Им..

Дамаскин Иоанн

См. Иоанн Дамаскин.. ..

Дополнительный поиск Дамаскин Иоанн Дамаскин Иоанн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дамаскин Иоанн" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дамаскин Иоанн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа