Дательный падеж
(Dativus). Общее основное значение его — идея физического или духовного приближения (или близости вообще) одного предмета (понятия) к другому. Первичные формы общеиндоевропейского Д. Не всегда сохраняются отдельными индоевроп. Языками. В силу формального и синтаксического смешения Д. С близкими по значению или по форме падежами (местным, творительным и отложительным) в этих языках нередко встречаются формы других падежей на месте первичного Д. Особенно часты такие ненастоящие Д. В греческом (местный падеж), латинском, кельтских и германских языках. Суффиксом настоящего Д. Ед. Числа служил в индоевропейском праязыке дифтонг ai (из коего в санскрите получается е, греч. Αί, λат. Ае, слав. И т. Д.). Всего яснее это образование сохранилось у основ на согласные звуки, а у основ на гласные оно затемнено вторичными фонетическими процессами (следствием слияния последнего гласного именной основы с гласным a падежного суффикса ai).
Д. Множественного по своему окончанию находится в тесной связи с отложительным (Ablativus) того же числа. В индоевроп. Праязыке он имел, по всему вероятию, два образования. 1) с суффиксом, в состав которого входила губная аспирата (придыхательная) bh. Санскр. -bhyas, лат. -bös, -bus, и 2) с суффиксом, в состав которого входил губной носовой w. Древнелитов. -mus (теперь -ms), прусск. -mans, -mas, старослав. Прежние ученые (Бопп, Шлейхер) считали оба образования родственными и выводили литвославянское m из bh. Но в настоящее время это объяснение оставлено ввиду фонетической его невозможности. Приблизительно такие же отношения представляет и Д. Двойств. Ч. (в современных индоевроп. Языках он исчез, как и прочие формы двойств. Ч.). Санскр.
-bhyâm, древнеирланд. -bn представляют суффикс с bh, старослав. , литовск. M — суффикс с m. Ср. Delbrück, "Uber den indogerm., speciell den vedischen Dativ" ("Kuhn's Zeitschr." XVIII, 81). Brugmann, "Grundriss d. Vergleichend. Grammatik d. Indogerm. Sprachen" (т. II, 1890. Здесь см. И остальную литературу вопроса, стр. 596, 638, 708). В древнем русском и старославянском, а также и в современном церковнославянском встречается так называемый Д. Самостоятельный, или независимый, тождественный с латинским оборотом ablativus absolutus. Недоставъшоу вину мати к немоу (Остромирово Евангелие). (половцы) придоша в монастырь Печерьской, нам сущим по кельям почивающими по заутрени (Летопись Нестора). Этот оборот был нередок в "славяно-русском" стиле русских писателей прошлого века, но у новых почти не встречается (изредка у Жуковского в переводе "Одиссеи").С.
Булич..
Дополнительный поиск Дательный падеж
На нашем сайте Вы найдете значение "Дательный падеж" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дательный падеж, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 15 символа