Де Кандоль

101

(De Candolle) — это имя принадлежит семье естествоиспытателей, преимущественно ботаников, имевших огромное влияние на развитие науки в наш век. Род Де Кандолей происходил от провансальских предков, о которых упоминается еще в XIII в. В рукописных архивах Марсели. В XVI в. Некоторые из членов семьи переселялись в Женеву по религиозным соображениям, и с тех пор Де Кандоли сделалась верными швейцарскими гражданами. Первое место по времени и по значению принадлежит Огюстену Пюраму Де Кандолю (Augustin Pyramus), известному в науке под названием старшего. Он родился в Женеве 4 февраля 1778 г., спустя 25 дней после смерти Линнея. В детстве Де Кандоль был слабого здоровья, а в колледже (гимназии) отличался главным образом успехами только в словесности, сочиняя даже стихи на французском и латинском языках.

Сначала Де Кандоль обнаруживал стремление к истории. Но уже лекции Прево и Пикте склонили его к точным наукам, а курс ботаники, читанный в 1796 г. Воше в Женевском унив., произвел на него столь сильное впечатление, что он с тех пор, т. Е. На 18 г. Своей жизни, решил окончательно предаться ботанике, хотя в университете и числился студентом юридических наук. Зиму 1797 г. Де Кандоль провел в Париже, где слушал лекции тогдашних знаменитых ученых. Вокелена, Кювье и др. В то же время он познакомился в ботаническом саду с Ламарком и Дефонтеном. Тогда же вышла в свет его первая ботаническая работа о питании лишайников. В 1798 г. Де Кандоль переселился с разрешения отца в Париж для изучения медицины, посвящая большую часть своего времени, однако же, ботанике.

Вскоре стали появляться в "Encyclopedie metodique" его статьи по систематике растений, а затем он начал собирать материалы для второго издания французской флоры Ламарка, с которым он вместе работал. Это сочинение представляет первый опыт обширной флоры, обработанной по естественной системе Жюсье. К нему, кроме многочисленных рисунков, приложен, по мысли Ламарка, аналитический ключ, ведущий читателя постепенно от общих признаков классов, семейств и родов к определению видов. В этом обширном труде описано 4700 видов цветковых и споровых растений, на которые до Де Кандоля обращалось весьма мало внимания. В 1806 г. Де Кандоль получил кафедру ботаники в Монпелье, сделавшись в то же время директором тамошнего старинного ботанического сада.

Лекции Де Кандоля привлекали небывалое число слушателей, между которыми были и женщины. Красноречие его, ясность изложения, способность к обобщению без туманного философствования придавали его изложению необыкновенную привлекательность. Глубина и разнообразие его познаний, прекрасный характер при редких душевных качествах, большая общительность — все это заслужило ему любовь не только среди ученых кругов, но и во всем обществе, так что в 1814 г., когда его отечество снова получило самостоятельность и он решился переселиться в Женеву, его настойчиво упрашивали не покидать старинного университета (Faculté des sciences), которому его присутствие придало столько блеска. Еще до переселения в Монпелье (1806) Де Кандолю было поручено франц.

Правительством изучение Франции и Италии в ботаническом и агрономическом отношениях, что и дало ему возможность совершить многочисленные путешествия. Непосредственным результатом таких исследований явился дополнительный том к французской флоре. Обработка агрономической части была прервана событиями 1814 г. Но в своей знаменитой "Физиологии растений" Де Кандоль весьма пространно излагает теорию земледелия на основании не только научных данных, но и наблюдений, произведеннх им во время путешествий. Эти же странствования дали ему материал и для ботанико-географического его трактата ("Essai élémentair de geographie botanique" в 18 томе "Dictionnaire des sciences naturelles"). Мысль о закреплении песчаных дюн в приатлантических ландах Франции посадкою сосен принадлежит ему.

Впоследствии это было осуществлено с большим успехом. По возвращении в Женеву Де Кандоль занял (1816) кафедру естественных наук, спеиально созданную для него, и основал ботанический сад на средства, собранные его почитателями. Результаты ученой и литературной деятельности Де Кандоля изумительны тем более, что уже в 1838 г. Он должен был почти совершенно ее прекратить по слабости своего здоровья. Кроме больших трудов по французской флоре, наука обязана ему важнейшими успехами своими в области морфологии и систематики растений. Разработка французской флоры, можно сказать, была только подготовительною работой к более важным. Еще будучи в Монпелье, издал он свою "Théorie élémentair de botanique" (1813), в которой излагаются принципы естественной системы.

С самого начала своего пребывания во Франции Де Кандоль занимался монографической обработкой могих групп растений, что несомненно способствовало глубине и основательности его последующих работ. К числу таких относится его Astrogalogia, т. Е. Описание видов обширного рода Astrogalus, изданное в 1802 г. С 50 таб. Рисунков. Затем история сочных растений ("Plantarum historia succolentarum" 1799-1829) с 185 таблицами. Монография лилейных с 240 таблицами рисунков, исполненными знаменитым акварелистом Редуте ("Les Liliacées peintes par Redouté. 1802-1808"). В 1818 г. Стало выходить главное из описательных сочинений Де Кандоля, а именно "Regni vegetabili systema naturae" (2 т., 1818-1821), которую затем он продолжал в менее обширном виде под названием "Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis".

Это сочинение составило эпоху в науке. Оно продолжено сыном Де Кандоля Альфонсом (см. Ниже). В нем предлагалась и осуществлялась новая естественная система, известная в науке под именем Декандолевой и до сих пор употребляемая с некоторыми изменениями, напр. В недавнем и обширном "Genera plantarum" Бентама и Гукера. Основою этой системы служила, без сомнения, естественная система Жюсье. Но она являлась в улучшенном виде и впервые прилагалась к размещению и описанию всех известных видов явнобрачных растений. До этого издания общие систематические сочинения составлялись все еще по искусственной системе Линнея. Кроме того, число видов с 10000 известных Линнею возросло до 75000 и выше. Де Кандоль решил заново изучить весь этот громадный материал и представить описание каждого из видов.

Значение этого сочинения в области ботаники было такое же, какое имело "Царство животных" ("Regne animal") Кювье для зоологии. Без этих трудов, выставивших отчетливо, ясно и с должною подробностью естественные сродства организмов между собою и давших такой могучий толчок разработке отдельных групп и флор по естественной системе, эволюционная теория происхождения видов не имела бы своей главной основы. Если некоторые авторы считают Дарвина Ньютоном биологичесих наук, то с гораздо большею справедливостью Де Кандоля можно считать ботаническим Кеплером. Обширнейшие флористические сочинения, составленные по системе Де Кандоля, служат до сих пор основою последующих исследований. Такова германская флора К. Коха, русская флора Ледебура, байкальско-даурская флора Турчанинова, британская флора Бентама и пр.

Параллельно с этим изданием Де Кандоль обнародовал 2 общих сочинения, имевших также очень большое влияние на успех науки, а именно. Органографию растений ("Organographie végétale", 1827) и физиологию ("Physiologie végétale", 1832), которые в подлиннике и в переводах повсюду разошлись и, особенно первое из названных, дали новое направление морфологии растений, до того времени состоявшей преимущественно в терминологии. Де Кандоль особенно тщательно разработал учение о морфологическом значении частей цветка, основываясь на наблюдении переходных форм и отклоняющихся (уродливых) цветов. Он оценил мысль Гете о метаморфозе растений в то время, когда к этим идеям великого поэта-философа еще относились в самой Германии с полным недоверием.

В изложении Де Кандоля метаморфоз этот получил научное значение и лег с тех пор в основу изучения растительной морфологии. Целый ряд монографий семейств издан Де Кандолем в разное время. Таковы его мемуары касательно бобовых, миртовых, меластомовых, толстянковых, кипрейных, паронихиевых, зонтичных, лоринтовых, валериановых, кактусовых, сложноцветных и проч. ("Essai sur les propriétés médicales des plantes", 1804), а в трактате о географии растений он представил флористическое разделение земной поверхности на области, из которых некоторые совпадают с областями знаменитого фитогеографа Скау и соответствуют даже настоящему положению науки.Несмотря на свою кипучую деятельность в области избранной им специальности, Де Кандоль успевал заниматься литературою и участвовать в законодательном собрании своего кантона.

Он оставил несколько стихотворений, напоминающих по своему духу Лафонтена. В числе его популярных соч. Находятся политико-экономические трактаты, а в 1821 г. Написаны им его мемуары, изданные его сыном в 1862 г. ("Mémoires et souvenirs de Aug. Pyr.,de Candolle, écrits par lui même et publiées par son fils", 1862). Он был избираем в члены представительного собрания в 1816, 1829 и 1839 гг. Основал вместе с Делессером филантропическое общество и принимал самое деятельное участие в учреждении Общества поощрения национальной промышленности (Soc. D'encouragement de l'Industrie nationale). В Женеве был он председателем Общества искусств (Soc. Des arts). Он был крайне отзычив на всякие общественные нужды и находил время участвовать в обыденной жизни общества и поддерживать переписку со своими многочисленными почитателями.

Образованные люди всех стран искали его знакомства. Почитаемый всеми, особенно же своими соотечественниками, скончался в Женеве 9 сент. 1841 г. После трехлетнего недомогания и болезни. Память его живо сохраняется и до сих пор в его родном городе, где имеется улица его имени (Rue de Candolle) и его бюст. Обширный гербарий его (до 80000 видов) хранится в его доме, перешедшем к его сыну. Род Candollea, названный в честь его Лабильярдьером, составляет центральный тип семейства Candolleaceae. Продолжателем дятельности его является сын его Альфонс Де Кандоль (Alphonse-Louis-Pierre-Pyramus), род. В Париже, 27 октября 1806 г. Воспитание свое получил в Женеве. Сначала занимался юридическими науками и в 1829 г. Был уже доктором прав, но довольно скоро обратился к изучению природы, присоединился к трудам знаменитого отца и унаследовал его кафедру в Женевской акад.

(1841). В 1846 г. Он, однако же, оставил профессуру и до конца жизни трудился над разработкой науки. В делах своей страны он, впрочем, принимал большое участие, и несколько раз был избираем в члены Женевского законодательного собрания. Он продолжал издание продрома, начатого его отцом, привлекая для этого ученых всех стран, и довел его до класса однодольных, присоединив 8 томов к 8 изданным его отцом. Затем сочинение это продолжалось и дополнялось им в 5 новых томах под заглавием. "Monographiae Phaneroganorum" (П. 1878-83). Тут помещено несколько семейств однодольных, а некоторые двудольные обработаны вновь. Таким образом отец, сын и даже внук (см. Ниже) создали, можно сказать, целый ботанический монумент, которому нет подобного в ученой литературе и который еще на долгие времена будет служить основой всякому исследованию по систематике растений.

В этой работе Де К.-младший явился главным образом редактором. Но важнейшие его труды касаются географии растений, к изучению которой он имел особую склонность, обладая притом обширными знаниями по части общих и соприкасающихся с его предметом наук. Еще в 1835 г. Издал он под названием "Instruction à. L'étude de la botanique" руководство, в котором основательно излагается и география растений. Это сочинение, переведенное на русский яз., долго служило, особенно у нас, при преподавании в унив. Но капитальнейшим его сочинением следует считать вышедшее под заглавием "Géographie botanique raisonnée" (1855). В нем автор с помощью обширнейших и точных исследований старается установить законы и принципы распространения и распределения растений (см.

География растений). В нем же помещено обширное исследование о происхождении культурных растений, вышедшее потом с дополнениями и исправлениями в отдельном издании ("Origine des plantes cultivées", 1883). Оно переведено на русский язык проф. Гоби. Развитием выводов, занесенных в Geographie botanique" явились трактаты его о физиологических группах ("Groupes physiologiques") растений (см. География растений), получившие необыкновенно важное значение в новейшей науке. Кроме названных работ, Де Кандоль оставил еще несколько, между которыми замечательно собрание разных статей общего содержания под названием "Histoires des savants et des sciences". Он скончался в глубокой старости в Женеве 4 апреля 1893 г. Внук его, Казимир Де К.

(Anne-Casimir-Pyramus), род. В 1836 г. И еще при жизни отца начал свои ботанические занятия, участвуя в его работах, а именно в монографиях явнобрачных. А. Бекетов..

Значения в других словарях
Де Геер

(De-Geer) — известный род, представители которого прославились в истории промышленного, политического и торгового развития Швеции. Происходит из Брабанта. Один из Д., спасаясь от преследования католиков, бежал в Роттердам. Сын его Луи (1587-1652) сначала стоял во главе банкирской конторы в Амстердаме. Король шведский Густав-Адольф, состоявший его должником на значительную сумму, предоставил ему в залог один из шведских железных заводов (Финспонг). Д., переселившись в Швецию, предпринял ряд улучш..

Де Деккер

(Пьер Жак Франсуа de Decker, 1812—1891) — бельгийский государственный деятель, был адвокатом в Генте. В 1835 г. Издал сборник стихотворений "Religion et amour". В 1837 г. Основал с Дешаном католич. "Revue de Bruxelles". С 1839 г. Член палаты депутатов. В умеренно-католическом кабинете Видена (1855) Д. Был министром внутренних дел, но после майских беспорядков 1857 г. Вышел в отставку и занялся финансовыми и промышленными предприятиями. После краха банка Лангран-Дюмонсо, в котором Д. Был админист..

Де Корт

(Франц de Cort) — выдающийся фламандский поэт и либеральный публицист (1834—1878). В своих стихотворениях Д. Воспевает преимущественно семейную жизнь. Ему принадлежит ряд переводов из иностранных литератур. В течение многих лет он издавал альманах "Jan en Alleman", пользовавшийся большой популярностью.. ..

Де Костер

(Шарль Теодор Анри de Coster) — бельгийский писатель (1827—1879). Д. Посвятил себя собиранию материалов народного творчества. В 1857 г. Появились "Légendes flamandes" с рисунками Фелисьена Ропса — сборник печальных и шутливых преданий. Затем следовали. "Contes brabançons" (1861), "Légende de Tyl Uilenspiegel et de Lamme Goedzak" (1867), "Voyage de noce" (1872) и "Voyage en Zélande (1878).. ..

Дополнительный поиск Де Кандоль Де Кандоль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Де Кандоль" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Де Кандоль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа