Дезами
(Théodore Dézamy) — французский писатель (1803-50). Всю жизнь провел в бедности. В 1839 г. Участвовал в тайном обществе "Времен года" (Des Saisons), поставившем себе задачей ниспровержение июльской монархии. С 1840 г., после неудачной попытки издавать собственный журнал, принимал деятельное участие в коммунистическом журнале "Le Populaire", пока не разошелся с его главным редактором, Кабэ. В 1848 г. Д. Выставлял свою кандидатуру в национальное собрание, но потерпел неудачу. В своем главном сочинении "Code de la Communauté" (1842) Д. Является сторонником чисто-материалистического коммунизма, опирающегося на изучение человеческого организма и его потребностей. В противоположность Кабэ он настаивает на эгоизме людей и думает, что именно себялюбие, а не любовь и преданность приведет к торжеству коммунистического идеала.
Естественное неравенство людей, физическое и умственное, выдвигаемое обыкновенно как довод против коммунизма, Д. Считает, наоборот, соображением за него, ибо в социальном искусственном уравнении он видит единственное средство восстановить справедливость, нарушенную природой. Желание исправить природу, восстановить справедливость сказалось, таким образом, и у Д., самого скептического из всех французских коммунистов 30-х и 40-х гг. По своим философским воззрениям Д. — последовательный материалист. Физические потребности человека должны быть удовлетворены прежде всяких других. Лучшим средством для этого является коммунистическая община. Нужно взять пример с улья, где всякая пчела трудится и всякая имеет такое количество пищи, какое ей нужно.
В основу коммуны Д., очень напоминающей по своему устройству фаланстер Фурье (у которого Д. Вообще много заимствовал), положен именно такой принцип. Все ее обитатели трудятся и за то пользуются продуктами труда в пределах своих потребностей. Никто не распределяет одежды и пищи. Все берут их сами из общих складов, точно так же, как всякий сам избирает себе жилище и тот род работы, который ему больше нравится. Никаких принуждений в общине не существует. Импульс к труду должны дать. 1) образование, которое выясняет значение труда для всех и каждого. 2) разнообразие работ. 3) непродолжительность труда (maximum 5-6 час. В день). 4) чистота и удобство мастерских. 5) совершенство самого производства (хороший материал и усовершенствованные машины).
6) привлекательность трудового общения с другими. 7) боязнь осуждения со стороны общего мнения. 8) стремление к равенству и братству, которое станет сильным под влиянием эгалитарных условий жизни. Все работают вместе, обедают за общим столом. Привилегий и преимуществ никаких нет. Только дети и старики избавлены от работы. Уничтожению в общине подлежат игорные и публичные дома, трактиры, балаганы, фабрики всякого оружия, все замки и запоры (воровство исчезнет, когда все потребности будут удовлетворены), храмы и церкви, а с ними вместе и все духовное сословие. Докторов тоже не будет, потому что медицину станут изучать все. Полиция и войско окажутся ненужными, налоги — также, ввиду простоты управления. Замкнутый брак сменится свободной любовью, хотя собственно "коммунизма жен" Д.
Не допускает. Самое выражение это он считает оскорбительным для женщин, которым находит нужным дать равноправность с мужчинами. Обучение детей производится без принуждения. Оно должно быть привлекательным для учащихся. Устройство общин с населением приблизительно в 10 тыс. Чел. Должно, по мнению Д., искоренить бедность и повлиять не только на организм человека, который от того усовершенствуется, но и на климат, который станет мягче и ровнее. В противоположность Кабэ Д. Требовал немедленного переворота, насильственной экспроприации частной собственности. В этом отношении он унаследовал традиции Бабефа (см.). Др. Сочин. Д., написанные по разным случайным поводам и отличающиеся по большей части полемическим характером. "Question proposée par l'Académie des Sciences morales et politiques.
Les nations avancent plus en connaissances, en lumières qu'en morale pratique. Rechercher la cause de cette différence et indiquer le remède" (1889). "Conséquences d'embastillement et de la paix à tout prix" (1840. Брошюра, направленная против проекта Тьера окружить Париж укреплениями для защиты от неприятеля). "L'Egalitaire, Journal de l'organisation sociale" (1840 г. — вышло 2 №№). "Patriotes, lisez et rougissez de honte" (1840 — о восточном вопросе, в сотрудничестве с Кабэ). "М. Lamennais réfuté par lui même" (1841). "Calomnies et politique de M. Cabet" (1842). "Le Jésuitisme vaincu par le socialisme" (1845). "Organisation de la liberté et du bienêtre universel" (1846).Сведения о Д., впрочем неполные и неточные, можно найти у Грюна ("Die Sociale Bewegung in Frankreich"), Лоренца Штейна ("Socialismus u.
Commumsmus des heutigen Frankreich") и Щеглова ("История социальных систем", т. II).Н. Воодвозов..
Дополнительный поиск Дезами
На нашем сайте Вы найдете значение "Дезами" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дезами, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа