Деметра
(Δημήτηρ) — δочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греч. Мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так назыв. Гомеровских гимнов. Аид с согласия Зевса похищает Персефону. Д. После тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп. Земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Д., посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Д. Делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам.
В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа. Елевзин был главным местом культа Д. Миф о Д. И Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств (см.). В культе Д. Было и другое символическое значение. Женское плодородие, рожание и воспитание детей, и Д. Как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории (см). Культ Д. Очень древний. По Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Д.
Его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Д. Стала предметом почитания во всей Греции, на о-вах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты. Ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. П. В древнейшее время Д. Слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве. Так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери.
Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове. В руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Д. Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Ср. Preller, "D. U. Persephone, ein Cyclus mythologischer Untersuchungen" (1837). Förster, "Der Raub u. Die Rückkehr der Persephone" (1874)..
Дополнительный поиск Деметра
На нашем сайте Вы найдете значение "Деметра" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деметра, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа