Десятословие

84

Или Десять заповедей — десять нравственно-юридических положений, которые легли в основу всего Моисеева законодательства, а через него перешли и в законодательства всех христианских народов. Эти десять положений, записанные в XX главе книги Исход и V гл. Второз., ввиду их особенной важности, были выбиты на двух каменных досках (скрижалях), хранившихся как особая святыня в Кивоте Завета, по пяти положений на каждой (воззрения в этом отношении колеблются. Некоторые относят к первой скрижали 4 или даже 3 первых заповеди, а ко второй — 6 или 7 последующих). По своему содержанию, заповеди обнимают собой всю область нравственно-юридической жизни человека, в его отношении к Богу (первые четыре заповеди) и к ближнему (остальные шесть).

В основе их лежит вечный закон правды, сохраняющий значение на все времена и для всех народов. Но на их внешнем выражении нельзя не заметить отпечатка времени и места. Этот кодекс был дан еврейскому народу, когда он находился еще на переходной ступени от кочевого образа жизни к оседлому и только приготовлялся вступить в правильно организованную жизнь, нуждающуюся в определенных, положительно выраженных постановлениях. Поэтому десятословие ограничивается только самыми общими положениями, и притом такими, которые, не удерживаясь в области строго юридической, переходят в область нравственную ("помни", "чти", "не пожелай"). Самые положения имеют преимущественно запретительный и отрицательный характер, сильнее влияющий на младенческий народ.

Этот кодекс подвергся переработке и преобразованию со стороны основателя новозаветной церкви, Христа, но в своем существе остался неприкосновенным.См. Geffken, "Verschied. Eintheilungen d. Decalogs". Lemme, "D. Religionsgesch. Bedeutung d. Decalogs" (Бресл., 1880). Фаррар, "Голос с Синая" (русский перев. Комарского).А. Л..

Значения в других словарях
Десятовы

Русские дворянские роды. Первый из них происходит от Богдана Сидоровича Д., по прозванию Русина, участвовавшего в обоих московских осадных сиденьях (1610 и 1618) и пожалованного за то вотчинами. Потомки его в XVII в. Служили стряпчими и дворянами московскими. Этот род внесен в VI часть родословной книги Новгородской и Тверской губ. — Другой род Д. Происходит от Юрия Варфоломеевича Д., казачьего атамана в Можайске, пожалованного поместьями в 1636 г. Его потомство внесено в VI часть родословной кн..

Десяток

Счетная единица для льна, упом. В актах 1592 и 1631 годов. По всей вероятности, единица эта не изменялась доселе, теперь же Д. Состоит из 10 кукол, или 120 горстей. — В XVI в. Д. Считали бобровые меха, а также тесьму. По расчету данности 40 аршин на ценность Д. Выходит, что десятком назывались 10 аршин.. ..

Десятские

Ныне нижние чины полиции в селениях, полицейские служители по наряду от обывателей. В страдную пору должность эта исправляется бабами (десятская), а местами, по обычаю, и постоянно, напр. В селении Кимрах.. ..

Десятский

Низший выборный человек, явившийся в области при введении губного института, когда по белоозерской и каргопольской губным грамотам 1539 г. Разрешено было учинить "промеж себя у десяти дворов десятского, у пятидесяти дворов пятидесятского, а у ста дворов сотского" ("Акты археографич. Экспедиции", I, № 187). Тот же термин прилагался к низшим выборным людям, явившимся на посаде и в уезде при введении земских учреждений царя Ивана Грозного (см. Откупную важскую грамоту 1552 г.). Десятских, присутств..

Дополнительный поиск Десятословие Десятословие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Десятословие" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Десятословие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа