Драма

102

(греч. Δρα˜μα) — "действие" совершающееся (actio, a не совершившееся уже — actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит перед глазами зрителя. В эстетике — поэтический род, подражающий подобному действию. Действие обусловливается известной переменою в известный промежуток времени, первой в Д. Соответствует перипетия (перемена судьбы, радостная в комедии, печальная в трагедии), второй (неопределенного протяжения. Во франц. Классическ. Д. — немного часов, у Шекспира — многие годы) считается в Д. От начала до конца изображаемого действия. На первой основывается эстетически необходимое единство действия, слагающегося из моментов, не только по времени (хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих друг друга как причины и следствия, лишь в последнем случае получается в зрителе полная иллюзия совершающегося на его глазах действия.

Единству действия, важнейшему из эстетических требований в Д., не противоречат введенные в нее эпизоды (напр., история Макса и Теклы в "Валленштейне" Шиллера) или даже параллельное действие, как бы другая вставная Д., в которой должно быть соблюдено свое единство (напр., у Шекспира Д. В доме Глостера рядом с Д. В доме Лира). Д. С одним действием называется простою, с двумя и многими действиями — сложною. К первым принадлежат большею частью античные и "классические" французские, к последним — большинство испанских (особенно в комедии, где действие лакеев копирует господ) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумении (именно на неверно понятой "Поэтике" Аристотеля) основано требование так наз. "единства времени и места" в Д., т.

Е. 1) чтобы действительная продолжительность действия не превышала продолжительности его воспроизведения на сцене или, во всяком случае, была бы не больше суток. 2) чтобы действие, изображаемое на сцене, происходило все время на том же месте. Д. В роде шекспировского "Макбета" (время = 18 годам) или "Короля Лира" (сцены то в Англии, то во Франции) считались по этой теории недозволенными, так как зритель их мысленно должен был переноситься через значительные промежутки времени и громадные пространства. Успех подобных Д. Достаточно доказал, однако, что воображение и в таких случаях легко поддается аллюзии, если только выдержана психологическая мотивировка в поступках действующих лиц, их характера и внешних условиях.

Последние два фактора могут считаться главными рычагами совершающегося действия. В них те причины, которые дают зрителю возможность строить предположения об ожидающейся развязке, поддерживают драматический интерес в нем. Они же, заставляя действующее лицо поступать и говорить так, а не иначе, составляют драматическую судьбу "героя". Если уничтожить причинную связь в отдельных моментах действия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займет прихоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя еще может быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять "безобидную несообразность". Трагедия, в которой уничтожена причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как изображение беспричинной и бессмысленной жестокости.

Таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. Трагедии рока (Schicksalstragödien Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действие идет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. Излагаются первые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положении их (изложение, expositio). Окончательные последствия (развязка) сосредоточены в конце Д. (катастрофа). Средний момент, когда происходит перемена к лучшему или худшему, называется перипетиею. Эти три части, необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов (акты или действия) или стоят рядом, нераздельно (одноактные Д.). Между ними при расширении действия вводятся еще дальнейшие акты (обыкновенно нечетное число, чаще всего 5.

В индийских Д. Больше, в китайских до 21). Действие осложняется элементами замедляющими и ускоряющими его. Для получения полной иллюзии действие должно быть воспроизведено конкретно (в театральном представлении), причем от автора зависит, подчиниться тем или другим требованиям современного ему театрального дела или нет. Когда в Д. Изображаются особые культурные условия — как, напр., в Д. Исторической — необходимо возможно точное воспроизведение обстановки, одежды и т. П.Виды Д. Классифицируются или по форме, или по содержанию (сюжету). В первом случае немецкие теоретики различают Д. Характеров и Д. Положения, смотря по тому, чем объясняются речи и поступки героев. Внутренними ли условиями (характером) или внешними (случаем, роком).

К первой категории принадлежит так наз. Современная Д. (Шекспира и подражателей его), ко второй — так наз. Античная (древних драматургов и подражателей их, французских "классиков", Шиллера в "Мессинской невесте" и т. Д.). По числу участников различают монодрамы, дуодрамы и полидрамы. При распределении по сюжету имеется в виду. 1) характер сюжета, 2) его происхождение. По Аристотелю, характер сюжета может быть серьезный (в трагедии) — тогда в зрителях должно возбуждаться сострадание (к герою Д.) и боязнь (за себя. Nil humani a nobis alienum!), — или же безвредный для героя и смешной для зрителя (в комедии). В обоих случаях происходит перемена к худшему. В первом случае вредная (смерть или тяжкое несчастье главного лица), во втором — безвредная (напр., корыстолюбец не получает ожидаемой прибыли, хвастун терпит посрамление и т.

П.). Если изображается переход от несчастья к счастью, мы, в случае истинной пользы для героя, имеем Д. В тесном смысле этого слова. Если же счастье лишь призрачное (напр., основание воздушного царства в "Птицах" Аристофана), то получается шутка (фарс). По происхождению (источникам) содержания (фабулы) можно различать следующие группы. 1) Д. С содержанием из фантастического мира (поэтическая или сказочная Д., волшебные пьесы). 2) Д. С религиозным сюжетом (мимическая, духовная Д., мистерия). 3) Д. С сюжетом из действительной жизни (реалистическая, светская, бытовая пьеса), причем может изображаться историческое прошлое или современность. Д., изображающие судьбу отдельного лица, называются биографическими, изображающие типы — жанровыми.

И те и другие могут быть историческими или современными.Д. В первоначальном своем виде возникла у всех народов из воспроизведения в лицах действительных фактов жизни (в зачаточном виде она является и в детских играх, воспроизводящих поступки взрослых. Брак, похороны, войну и т. П.). Речи при этом или импровизируются, или уже заранее вымышлены драматическим поэтом, согласно характеру и положению действующих лиц. В Китае актеры странствуют вместе с фокусниками и дают представления в форме диалогов, чаще всего — любовные или уголовные истории без законченного действия и заботливой мотивировки. Родоначальником художественной китайской Д. Считается император Сюань-цзун (около 720 г. По Р. X.). Китайскую пьесу "Сиротка из Чжао" Вольтер переделал для французского театра.

Другая Д., "Скупец", напоминает Мольера. Есть и исторические Д. Египетскую Д. Новейшие египтологи видят в древней "Книге мертвых" (изображение судеб души после смерти). Предполагают, что Д. Эта в древнем Египте разыгрывалась на похоронах жрецами, родными и знакомыми покойника. Зачатки еврейской Д. (с хоровыми партиями) некоторые видят в "Песне Песней" Соломона. Более развилась — по мнению некоторых, под греч. Влиянием, — индийская Д. Индусы различают возвышенную, поучающую Д., в которой серьезное переплетается с шутливым, и низшую комедию для потехи народа (с грубыми остротами и чудесами). Трагедий индусы не признают. Ясно различаются у них изложение, перипетия и катастрофа (обыкновенно — чудо, направляющее все к благополучной развязке), главные и побочные действия.

Воспроизводятся особенности отдельных каст и сословий, употребляются даже разные диалекты. Связь событий в индийской Д. Недостаточна. Зато прекрасны частности, язык и мысли. Расцвет индийской драмы знаменует собою Калидаса (прибл. В III в. По Р. X.). Его "Сакунтала" впервые сделадась известна европейской публике в 1785 г. Между индийскими Д. Есть и пьесы с интригами, жанровые и аллегорические. В Перу испанские конквистадоры нашли у туземцев Д. С фабулою, заимствованной из исторических преданий. Европейская Д. Зародилась в Греции в так назыв. Сродных с египетскою "Книгою мертвых" мистериях (религиозных драматических обрядах) в Элевзине и др. Городах, развилась же, главным образом, благодаря культу Диониса (см. Греческая литература, IX, 668).

Во время Пизистратидов Феспидом было положено начало настоящей Д. Начиная с Эсхила, участь героев ставится в зависимость от их поступков и представлению придается драматический интерес и законченность. Мысль зрителя и слушателя уже не уходила в прошедшее, как в эпосе, и не приковывалась к настоящему, как в лирике, а с надеждою или страхом устремлялась к будущему при виде развивавшегося перед его глазами действия. Хор, главный участник торжества Диониса, был удержан как участник или участливый зритель совершающегося на сцене действия. Присутствие хора должно было повести к некоторым затруднениям для драматических поэтов. Требовалось по возможности не менять места, сокращать продолжительность Д. Многое поэтому на сцене не происходило, а рассказывалось (для этого частые вестники).

Драматический интерес сильно умерен вставками эпическими (речи вестников) и лирическими (хор). Для увеличения его и для большей иллюзии в зрителе изобретательный греческий ум впервые прибег к декорации, не известной ни индусам, ни китайцам. Вследствие краткости Д. Греки ставили их подряд три, связанных каким-нибудь одним общим мифом, причем прибавлялся еще в заключение сатирический фарс (отсюда "тетралогия" = четыре Д.). Античная трагедия процветала в лице Эсхила, Софокла и Еврипида, комедия — в лице Аристофана (древняя) и Менандра (новая). В трагедии Эсхила трагическая судьба тяготеет еще над всем родом героя (потомки платятся за грехи предков). Софокл и Еврипид стремятся уже родовую вину изменить в индивидуальную и приближаются к точке зрения новейшей Д.

Древняя комедия исходит из серьезных нравственных вопросов и приближается к карающей сатире и памфлету. Часто в ней сам автор с так назыв. "парабазами" обращается к зрителям. Более поздняя комедия главное внимание обращает на чисто комический элемент, не затрагивая нравственных вопросов. В так назыв. Средней комедии удержан сатирический тон древней, но осмеиваются уже не общественные неустройства, а пороки частных лиц.В римской драматической литературе переделывались греческие темы (от трагедий Ливия Андроника до так называемой трагедии Сенеки. Новейшие комедии — в перелицовках грубого Плавта и изящного Теренция). Оригинальнее была местная шутка и импровизированная комедия (удержавшаяся в романизированной Испании) с постоянными характерными масками.

Действие их обыкновенно переносилось в Ателлу (вроде русского Пошехонья), и поэтому (по Моммзену) они назывались ателланами (см. Т. II, 416) и удержались и после падения классической языческой культуры в течение всех средних веков. Античная же трагедия после появления христианства заменилась трагедиею страстей Господних, изображавшеюся в мистериях и духовных церемониях. Сценою служила сначала церковь, потом появились особые открытые сцены. Язык представлений первоначально был латинский, затем стали прибегать к народному говору. Введение аллегорических фигур, олицетворение пороков и добродетелей вызвало так называемые моралитеты, мало-помалу перешедшие в руки особых обществ (Базош, Confrérie de la Passion).

Из Франции эти представления перешли в Германию (в настоящее время мистерии в Обераммергау и нек. Местах Тироля). Сходство с моралитетами имеют английские миракли (пьесы с чудесами). В комическом жанре в средневек. Италии процветала comedia dell'arte, с постоянными типами (Арлекино, Панталоне, Тарталья, Грациано, Коломбина и т. Д.). В Германии подражанием ей явился Hanswurst, до начала XVIII в. Господствовавший в театрах. В имперских городах в ходу были другие игры на маскарадах и в святочных обрядах. С эпохой возрождения в Италии явилась художественная драма, с реформациею у новейших романских и германских народностей — национальная драма. Первая в трагедии ограничивалась воспроизведением классических черт, в комедии рисовала фривольные и часто безнравственные картины (Макиавелли, Дж.

Бруно). Национальная драма в Испании (католич. Направл.) и в Англии (протест. Направл.) развивала средневековые драматические зачатки, Франция же и Германия порвала с последними, чтобы воспринять и воспроизвести по-своему первая — римскую, вторая — эллинскую идеи.Как в античной Д. Центр тяжести лежит во внешних силах (в положении), так в новейшей — во внутреннем мире героя (в его характере). Классики немецкой Д. (Гете и Шиллер) старались сблизить оба эти принципа. Новейшую Д. Отличают более широкий ход действия, разнообразие и индивидуальные черты характеров, больший реализм в изображении внешней жизни. Отброшены стеснения античного хора. Мотивы речей и поступков действующих лиц более оттенены. Пластичное древней Д.

Заменено живописным, прекрасное соединено с интересным, трагизм — с комизмом и наоборот. Разница между английской и испанской Д. Та, что в последней наряду с поступками героя играет роль шаловливый случай в комедии и милость или гнев божества в трагедии, в первой же участь героя целиком вытекает из его характера и поступков. Испанская народная Д. Высшего расцвета достигла в Лопе де Веге, художественная — в Кальдероне. Кульминационный пункт английской Д. — Шекспир. Через Бен Джонсона и его учеников в Англию проникли влияния испанское и французское. Во Франции испанские образцы боролись с античными. Благодаря основанной Ришельё академии последние одержали верх, и создалась французская (псевдо) классическая трагедия на правилах дурно понятого Корнелем Аристотеля.

Лучшею стороною этой Д. Были единство и законченность действия, ясная мотивировка и наглядность внутреннего конфликта действующих лиц. Но из-за недостатка внешнего действия развился в ней риторизм, и стремление к правильности стеснило естественность и свободу выражения. Выше всех стоят в классич. Трагедии французов Корнель, Расин и Вольтер, в комедии — Мольер. Философия XVIII в. Произвела перелом во французской Д. И вызвала т. Н. Мещанскую трагедию в прозе (Дидро), занявшуюся изображением трагизма обыденной жизни, и жанровую (бытовую) комедию (Бомарше), в которой осмеивался современный общественный строй. Это направление перешло и в немецкую Д., где до тех пор господствовал французский классицизм (Готшед в Лейпциге, Зонненфельс в Вене).

Лессинг своею "Гамбургскою драматургиею" положил конец ложному классицизму и создал немецкую драму (трагедию и комедию) по примеру Дидро. Указав в то же время на древних и на Шекспира как примеры для подражания, он продожил путь нем. Классической Д., расцветом которой было время Гёте (испытавшего на себе сначала влияние Шекспира, потом древних, наконец, в Фаусте — средневековых мистерий) и национальнейшего немецкого драматурга Шиллера. Новых оригинальных направлений после этого в Д. Не возникало, но зато появлялись художественные образцы всех родов др. Поэзии. Наиболе заметно у немецких романтиков подражание Шекспиру (Г. Клейст, Граббе и др.). Благодаря подражанию Шекспиру и испанскому театру произошел переворот и во французской Д., новую жизнь в которую внесла и разработка социальных проблем (В.

Гюго, А. Дюма, А. Де-Виньи). Образцы салонных пьес дал Скриб. Моральные комедии Бомарше возродились в драматических картинах нравов А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду, Пальерона и др.О драме вообще см. "Гамбургскую драматургию" Лессинга (пер. Рассадина). A. W. Schlegel, "Vorlesungen über dramatische Kunst und Literatur" (Гейдельберг, 2 изд. 1817), Freytag, "Technik des Dramas" (4 изд. Лейпциг, 1881). Carrière, "Die Kunst in Zusammenhange der Kulturentwickelung" (3 изд. 1877, русский перевод E. Корша — "Искусство в связи с общим развитием культуры", М. 1870—75). Klein, "Geschichte des Dramas" (Лейпциг, 1865—76). Ал. Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М. 1870). Alph. Roger, "Histoire universelle du théâtre" (II., 1869). П. Полевой, "Исторические очерки средневековой Д." (СПб.

1865). Аверкиев, "О драме. Критическое рассуждение" с приложением статьи "Три письма о Пушкине" (СПб. 1893). О драме в России см. Русская драма..

Значения в других словарях
Драма

IДра́ма (греч. Dráma, буквально — действие) 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой. См. Род литературный). Д. Принадлежит одновременно Театру и литературе (См. Литература). Являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. Сформировалась на основе эволюции театрального искусства. Выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму (См. Пантомима) с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы. Его специфику слагают. ..

Драма

ДРАМА (греч. Drama - букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам. Театру и литературе. Его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентиров..

Драма

ДРАМА (греческое drama, буквально - действие), 1) род литературный>, принадлежащий одновременно двум искусствам. Театру и литературе. Его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поступках героев, их диалогах и монологах, жестах и мимике. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание. О..

Дракул

(Wlad Dracul, † 1446) — князь валахский. Захватил власть в 1430 г., лишив престола Раду III, и признал себя вассалом венгерского короля Сигизмунда. Позже Д. Признал над собою верховную власть султана Амурата I, но и ему изменил, во время похода против венгерцев. Позже Д. Был захвачен Гуниадом и убит вместе с своим сыном. Д. Отличался жестокостью. О нем сохранилась древняя русская сказка под заглавием. "Сказание о мутьянском воеводе Дракуле", изд. А. Н. Пыпиным в "Очерке литературной истории стар..

Драм-даг

Местное название хребта Антитавр, от верховьев р. Шариан до горы Тандурек. В русско-турецкую войну 1877—78 гг. Эриванский отряд ген.-л. Тергукасова, подойдя 3 июня к южн. Склону Д., обнаружил неприятеля, расположенного на сильной позиции, и атаковал его на другой день, несмотря на значительное превосходство турецких сил. После весьма упорного боя гора Аджимак на правом фланге неприятельской позиции была взята ставропольским полком, и турки под начальством Мегемета-паши должны были отступить.. ..

Драма единица веса

(Бессарабия) — единица веса при продаже шелка, равная 0,873 зол. = 3,724 гр. (110 драм составляют фунт).. ..

Драма, единица веса

(Бессарабия) — единица веса при продаже шелка, равная 0,873 зд. = 3,724 гр. (110 драм. Составляют фунт).. ..

Драма

(гр., drama, от drao - действую). 1) род литературных произведений, которые представляют события и лица в действии и, вследствие того, излагаются в диалогической, разговорной форме такие произведения предназначаются преимущественно для сцены. Драма, как вид драмат. Поэзии, отличается от других родов - трагедии и комедии - тем, что в ней заключаются элементы трагический и комический. 2) в переносном значение событие, происшествие, сопровождающееся борьбой действующих лиц и оканчивающееся для них ..

Драма

• настоящая драма. ..

Драма

См. Зрелище, случай.... ..

Драма

Ж. Театральное сочиненье. Сочинение для сцены, для представленья в лицах. Она подразделяется на трагедию, собств. Драму, комедию и пр. Драматический, к драме относящ. Драматургия ж. Искусство сочинять драмы и ставить их. Драматург м. Писатель драм. Драматургический, к драматургии относящийся.. ..

Драма

1. Ж.1) Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.2) а) Один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с самим собой.б) Произведение такого жанра, предназначенное для постановки на театральной сцене. Пьеса.2. Ж.Несчастье, тяжелое событи..

Драма

ДРА́МА -ы. Ж. [от греч. Drama - действие, сценическое представление].. ..

Драма

-ы, ж. 1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. 2. Литературное произведение такого рода с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода. Драмы Чехова. 3. Тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания. Пережить драму. Семейная д. II прил. Драматический, -ая,-ое.. ..

Драма

Драмы, ж. (греч. Drama - действие) (книжн.). 1. Только ед. Род литературных произведений, написанных в страдания. Семейная драма. Драма этого писателя в том, что его диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит., театр.). Основные роды литературы - эпос, лирика и драма. 2. Литературное произведение такого рода с серьезным, но не героическим содержанием (в отличие от комедии и трагедии. Лит., театр.). Драмы Островского. 3. Кинематографическая фильма больших размеров с рядо..

Драма

Дра́ма через нем. Drama или лат. Drama из греч. Δρᾶμα "зрелище, действие". См. Горяев, ЭС 96. Драмати́ческий через нем. Dramatisch или франц. Dramatique.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Драма

Д. Как поэтический родПроисхождение Д.Восточная Д.Античная Д.Средневековая Д.Д. РенессансаОт Возрождения к классицизмуЕлизаветинская Д.Испанская Д.Классическая Д.Буржуазная Д.Романтическая Д.Реалистическая Д.Натуралистическая Д.Импрессионистская Д.Символистская Д.Экспрессионистская Д.Современная русская Д.БиблиографияД. КАК ПОЭТИЧЕСКИЙ РОД. - В отличие от других основных поэтических родов (эпического и лирического) полное и всестороннее раскрытие Д. Мыслимо лишь в сценическом овеществлении. При..

Драма

- (от греч. Drama - действие). ..

Дополнительный поиск Драма Драма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Драма" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Драма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа