Духовный суд

70

Церкви от Основателя ее, Иисуса Христа, дана власть судить и наказывать нарушителей ее законов (Мф., 18, 18. Иоан., 20, 23). Задача церк. Суда — не карательная только, но исправительная. Поэтому и наказание, налагаемое церковью, может быть отменено в виду исправления преступника. Только лишение духовного сана налагается безусловно и имеет характер карательный. Суд церкви проявляется различно — по отношению ко всем верующим вообще и по отношению к служителям церкви в частности. Общему суду церковному подлежат проступки и преступления членов церкви против веры, нравственности и уставов церкви. Легкие проступки, как и нечистые мысли и пожелания, имеют свой суд в исповеди перед священником. Тяжкие преступления подлежат открытому суду и влекут за собой отлучение от церкви.

Оно имеет три степени. Лишение причащения на определенное время, лишение при этом участия в молитвах церковных, совершенное отлучение от общества и верующих. Отпадшие от веры добровольно и после раскаяния подвергаются покаянию на всю жизнь. Если отпадение было вызвано мучительством, покаяние сокращается на 9 лет и даже на 4 года. Убийца вольный подвергается покаянию на 20 лет, невольный — на 10 и т. Д. Указанные сроки могут быть сокращаемы. В случае смертной опасности искренно кающийся допускается до причастия и ранее истечения срока наказания, с обязательством по выздоровлении продолжать покаяние. Клирики лишаются сана за то, за что миряне отлучаются. В некоторых случаях клириков постигает двойное наказание. И отлучение, и извержение из сана (о других, менее тяжких наказаниях см.

Духовенство).В древней церкви Д. Суд имел две инстанции. Суд у епископа и суд на поместном соборе. Соборный суд разбирал дела епископов и такие важные дела мирян, которые не ограничивались пределами епархии, напр. Дела о ересях. Суду епископа подлежали клирики и миряне по всем делам религиозным, а также и по мирским, если на то соглашались тяжущиеся. Вследствие деления государства и церкви на диоцезы при Константине Вел. Явилась новая инстанция, где судились дела митрополитов. Недовольный решением низшей инстанции мог апеллировать к высшей. Судебный процесс имел характер обвинительный, но церковная власть не была связана инициативою частного обвинителя. Приговор епископа по делу тяжущихся, добровольно к нему обратившихся, не подлежал апелляции и приводился в исполнение судом гражданским.

Имп. Маркианом в 450 г. Предоставлено было епископам выдать все тяжебные дела между клириками. Но в тяжбах с мирянами клирики судились в светских судах, если миряне того хотели. Импер. Юстиниан постановил, чтобы миряне в исках своих на клириков обращались к суду духовному. Если тяжущийся изъявлял неудовольствие решением Д. Суда, дело разбиралось в светском суде. В случае согласия светского судьи с приговором епископа решение приводилось в исполнение без апелляции. Если же светский судья решал дело иначе, его решение не было окончательным и подвергалось пересмотру. Д. Суды в решении тяжебных дел руководились общими государственными законами. За легкие преступления клирики судились в духовных судах, за тяжкие — судом светским при участии депутата с духовной стороны.

По постановлению Юстиниана, для обвинения клирика в угол. Преступлении требовалось участие светского судьи и епископа. Светский судья, решив дело, доносил о том епископу. Если епископ соглашался с определением светского суда, он лишал клирика сана и передавал его светскому суду для наказания. В случае несогласия епископа с светским судом относительно виновности клирика дело переходило на суд императора. Епископ мог быть предан уголовному суду лишь с разрешения императора. Импер. Гераклий предоставил епископам ведать все уголовные преступления клириков и монахов. О Д. Суде в России см. Духовенство и Духовная консистория. В 70-х годах возбужден был вопрос о коренной реформе Д. Суда, но он остался без разрешения. См. Бердников, "Краткий курс церк.

Права". Там и литература вопроса.П. В..

Значения в других словарях
Духовный Дневник

Журнал, издававшийся при харьковской духовной семинарии в 1864—65 гг.. ..

Духовный регламент

Главный акт петровского законодательства относительно церкви, заключающий в себе важнейшие начала реформы и целый ряд отдельных мер, из которых самое видное место занимает замена единоличной патриаршеской власти коллегиальным управлением синода. В 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу выработать план преобразования церковного управления по образцу гражданских коллегий. 11 февраля 1720 г. Проект, составленный Феофаном, был исправлен Петром, а 23 февраля внесен на обсуждение сената, в заседание..

Духовое

Горько-соленое озеро на юго-восточн. Бер. Байкала, близ Баргузинской губы, в 3 в. От берега, Баргузинского округа Забайкальской области. Озеро длиною 5, шириною 3 в. И обнимает площадь в 15 кв. В. Вода в озере теплая, вкус неприятный, гнилой, запах сильно серноводородистый. При всем том озеро довольно богато рыбою. В нем водятся щуки, окуни и сороги (Salmo erythraeus). По берегам озера, заросшим камышом, водятся во множестве крохали (Mergus serrator). Озеро лежит на 150 фут. Выше уровня Байкала...

Духовое ружье

В нем сила пороха заменена действием предварительно сжатого воздуха. Для последней цели в прикладе ружья устроена камера, в которую помощью воздушного насоса накачивается воздух, освобождающийся при выстреле и приводящий в движение пулю. Д. Ружья вследствие сложности их устройства и малой действительности стрельбы не имеют применения ни для войск, ни для охоты (см. Духовая трубка).. ..

Дополнительный поиск Духовный суд Духовный суд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Духовный суд" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовный суд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа