Ефрем Сирин

125

Один из великих учителей церкви IV в. Родился в Низибии, в первых годах IV в. Скончался, вероятно, в начале V в. По сказанию его сирского жизнеописания, Е. Был сын языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома. Сам Е. Называет себя человеком "неученым и малосмысленным". Но это сказано им лишь по смирению. Его учености "удивлялся", по выражению Феодорита, Василий Великий. В сочинениях самого Е. Видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинской мудростью", с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Е. Нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства". Сочинения Е.

Еще при его жизни переведены были на греческий язык. По словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана. Русский перевод творений Е. (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий). Первое место между сочинениями Е. Занимают его толкования на Св. Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви Е.

Занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины. Гораздо ниже по достоинству догматствование Е. По умственному развитию церкви сирской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование. К тому же сам Е. По складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинской мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Е.

Составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев. Лучшую часть сочинений Е. Составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере. Он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики. Проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию.

Бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями. Изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную.

Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией. Уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов. Другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. Е. Настоящей беседы — диалога учителя с учениками. Третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. Е. Последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями. Четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Е.

Семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.См. Ассемани, "Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syriace, latine" (Рим, 1732-1746, с приложением древних биографий Е. — Метафраста, Амфилохия, Палладия, неизвестного автора). Перечень позднейших исследований см. В статье профессора Н. Барсова в "Христианском Чтении" за 1886 г. "Ефрем, как проповедник". Издания сочинений Е. Фосса (Рим, 1589-1597), в трех томах. Упомянутое выше — Ассемани (критическая оценка этого издания у Филарета, "Историческое учение об отцах церкви", § 130), Aucher, "Ephremi commentarii in epistol. Pauli" (Венеция, 1833).Н. Барсов..

Значения в других словарях
Ефрем Сирин

ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373) - сирийский христианский писатель, диакон. "пророк сирийцев". Возглавлял школу в г. Нисибине. Когда в 363 город отошел к персидской империи Сасанидов, переселился в Эдессу, положив начало знаменитой Эдесской школе. Автор многочисленных церковных гимнов (мадраша, "песен"), дидактико-проповеднического и экзегетического характера, в т. Ч. "Слова о Страшном Суде", влияние которого сказалось в русских духовных стихах. Память в Православной церкви 28 января (10 февраля), в Ка..

Ефрем Сирин

Едесский, иеродиакон (ск. Ок. 373-379), великий и Богоносный учитель покаяния, внутреннего очищения, обретения подлинного духовного состояния. Сын земледельца из г. Низибии в Месопотамии, в юности он был вспыльчив, легко шел на ссоры, мог и богохульствовать. Однажды был даже посажен в темницу, обвиненный в краже овец. И вот тут-то с прп. Ефремом произошло духовное преображение. Господь призвал юношу к покаянию, и оно было настолько глубоким, что переродило все его духовное существо. Прп. Ефрем п..

Ефрем Сирин

ЕФРЕМ СИРИН> преподобный (Афрем) (умер в 373), христианский проповедник, богослов и поэт. Уделял особое внимание темам покаяния, Страшного суда и свободной воли. Классик христианской сирийской поэзии (сочинения его были рано переведены на греческий язык), оказал широкое влияние на литературы восточно-христианского круга, в частности на русские> духовные стихи>.. ..

Ефрейторский караул

Так называются караулы, которые выставляют только по одному часовому и в которых караульные начальники сами исполняют обязанности разводящих.. ..

Ефрем

Младший сын Иосифа, родившийся в Египте. При благословении дедом Иаковом, Е. Получил преимущество перед своим старшим братом, Манассией. Колено Ефремово играло намного более важную роль, чем Манассиино. После занятия Палестины оно получило в удел самый центр страны — богатую и плодородную полосу земли от горы Гевала на севере до Вефиля на юге и от Иордана до Средиземного моря. Проникнутое духом самобытности и чувствуя свою силу, оно вступило в соперничество с коленом Иудиным. Несмотря на то что ..

Ефремов Данило

— атаман донских казаков, своим удальством приобретший любовь и доверие казаков. Склонил калмыцкого хана Дондука-Омбу, откочевавшего за Кубань, возвратиться на прежнее кочевье в пределы России, за что в 1738 г. Императрицей Анной Иоанновной и пожалован войсковым атаманом. Во время гонений за раскол, Е. Сумел удержать в повиновении своих подчиненных, готовых отдаться под покровительство Турции. Умер в 1755 г.. ..

Ефремов Петр Александрович

— библиограф. Род. В Москве в 1830 г. Окончил курс в московском университете. Долго занимал должность директора спб. Сберегательной кассы. Библиофил страстный, но разборчивый, Е. Мало-помалу составил себе единственную в своем роде библиотеку, в состав которой вошла и библиотека его отца (профессора географии в московском университете), также завзятого библиофила, и которая заключает в себе, между прочим, как отдельные сочинения, так и все полные собрания (сколько бы их ни выходило) сочинений поч..

Ефрем Сирин

СВ. (ок. 306 - ок. 378), учитель церкви, родился в Нисивине (Месопотамия), предположительно в языческой семье. Приняв крещение в возрасте 18 (или 28) лет, Ефрем стал помощником св. Иакова, епископа Нисивинского. Был рукоположен во диакона, но, по всей видимости, так и не стал пресвитером. Проповеди Ефрема Сирина во время трех осад Нисивина, предпринятых персами, воодушевляли защитников города. После захвата города в 363 Ефрем бежал в Эдессу, посвятив остаток жизни проповеди и покаянию. На Восток..

Ефрем Сирин

ЕФРЕМ СИРИН - выдающийся церковный писатель. Р. В начале IV в. В окрестностях Низибии, умер в начале V в. Сочинения его, написанные на сирийском языке, очень многочисленны (свыше 1 000). Однако большая часть их известна только в переводах на армянский и греческий яз. Сочинения эти обнаруживают в Е. С. Незаурядное поэтическое дарование. Он часто пользуется формой стихотворных песен, прибегая большей частью к семисложному стиху, отчего этот размер и получил название «ефремова стиха». О рифме, отд..

Ефрем Сирин

Едесский, иеродиакон (ск. Ок. 373-379), великий и Богоносный учитель покаяния, внутреннего очищения, обретения подлинного духовного состояния. Сын земледельца из г. Низибии в Месопотамии, в юности он был вспыльчив, легко шел на ссоры, мог и богохульствовать. Однажды был даже посажен в темницу, обвиненный в краже овец. И вот тут-то с прп. Ефремом произошло духовное преображение. Господь призвал юношу к покаянию, и оно было настолько глубоким, что переродило все его духовное существо. Прп. Ефрем п..

Ефрем Сирин

(Efra?m Р SЪroj), Афрем, прп. (ок. 306-73), сир. Подвижник, отец Церкви, экзегет, гимнотворец. В эпоху расцвета святоотеч. Письменности едва ли кто-либо, кроме блж. *Иеронима, смог написать столько экзегетич. Трудов, как прп. Е.С. Они и поныне остаются высоким образцом духовного созерцания и являются источником ценнейших сведений по историч. Толкованию Библии. Сирия, родина Е.С., хотя и была окраиной антич. Мира, но, подобно Александрии, испытала на себе влияние различных культурных традиций. С ..

Дополнительный поиск Ефрем Сирин Ефрем Сирин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ефрем Сирин" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ефрем Сирин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 11 символа