Загадка

239

Метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное, сходство. На основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древнейших З. Отражалась первобытная мифическая символизация. Поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей обстановки. С течением времени это значение З. Утратилось. Осталась лишь ее иносказательная аллегорическая форма, уцелел ее сильный, образный язык, и народ стал смотреть на З., как на простое упражнение ума. В древности З. Приписывалось особое таинственное значение. В народном эпосе она является одним из видов так назыв. "Божьего суда".

Отгадывание З. Ведет к исполнению желаний, освобождает от опасности (напр. При встрече с русалками). Загадывание и отгадывание З., состязание в З. Составляет весьма распространенный мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература "вопросов и ответов" обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в "Эдде", и в "Калевале" встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с З. В общем примыкают к циклу сказаний о "мудрой девице" и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха (ср. А. Потебня, "Объяснение малорусских и сродных народных песен", т. II, XLVIII и L, 1887). Несравненно меньше известно сказок с З.

Некоторые недавно записаны Манжурой ("Сборник Харьковского историко-филологического общества", т. III, 1890). Есть и З. В чисто сказочной форме. Этих еще меньше (у Афанасьева № 185). По своей форме народные З. Примыкают к пословицам. Та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку. Пример. "Сидит на овчине, а бьет соболей" (промышленник). В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где З. Местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат "мудрые вопросы" о предметах библейских или о происхождении всего существующего.

Из герм. Поэзии сюда относится Вартбургская война (см.) и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в З. Между много странствовавшим путником и хозяином. На русской почве — стих о Голубиной книге (см.), Беседа трех святителей (см.), Пчела, Даниил Заточник.У греков З. В древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и большею частью излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к З. В дидактических целях. Особенно много З. Оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме З. (ср. Ohlert, "Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen", Б., 1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума. Однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением З.

В XVII в. Вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических З. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З. Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и др. Нем. Поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени" (Москва). Превосходная поэтическая З. Составлена В. А. Жуковским ("На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. Д.), в основу ее положена одна из наиболее характерных народных З. С мифологическим содержанием — малорусская. "Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый", или великорусская. "поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский" (т.

Е. Месяц, пасущий звездное стадо). Научное собирание народных З. Началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. Народа", 1837). Затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских З. Г. Илькевич, "Галицкие приповедки и загадки" (В., 1841). А. Сементовский, "Малороссийские и галицкие З." (Киев, 1851, и СПб., 1872). Худяков, "Великорусские З." (М., 1861). В. Даль, "Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок,. З., поверий и проч." (М., 1862, и СПб., 1879). Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские губ. Ведом.", 1864, № 35-39, 44 и 45 и 1865, № 2-5. Преимущественно книжные З.). Номис (М. Т. Симонов), "Украiиньскi приказки, прислiвья и таке инше" (СПб., 1864 — до 500 З.). "Труды этнографическо-статистической экспедиции в Зап.-Русский край.

Материалы, собранные Чубинским" (т. I, СПб., 1872). Д. Садовников, "З. Русск. Народа" (СПб., 1875, 2504 З.). Романов, "Белорусский сборник" (т. I, Киев, 1886), М. Комаров, "Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлян" (Од., 1890). П. Шейн, "Материалы для изучения быта и языка русск. Населения Сев.-Зап. Края" (т. II, СПб., 1893). З., относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике" (вып. 3, 1889). В Зап. Европе первый нем. Сборник З. Вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во Франции аббат Cotin изд. "Recueil des énigmes de ce temps" (1646), a Ménétrier составил "Traité des énigmes" (1694). Старинные нем. З. Издал Simrock, "Deutsches Rätselbuch" (3 изд., 1874).

Из новейших сборн. Ohnesorg, "Sphinx" (Б., 1833-35) и Hoffmann, "Grosser deutscher Rätselscbatz" (Штутг., 1874). З. Встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. См., напр., якутские З. О "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк., 1890). Ср. Friedreich, "Geschichte des Rätsels" (Дрезд., 1860)..

Значения в других словарях
Загадка

жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира. Поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже З. Приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. З. Отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, зву..

Загадка

ЗАГАДКА - жанр народно-поэтического творчества. Иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.. ..

Загадка

ЗАГАДКА, жанр народно-поэтического творчества. Краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. По форме (мерная речь, созвучие> слов и рифма>) народная> загадка примыкает к пословице ("В воде родится, воды боится").. ..

Завьялов Федор Семенович

(1810-56) — исторический живописец и портретист, поступил в СПб. Акад. Худож. В 1821 г. И имел своим главным наставником по части живописи А. Егорова. В 1833 г. Получил мал. Зол. Медаль за картину "Гектор упрекает Париса в бездействии" и звание неклассного художника. Получив в 1836 г. Большую зол. Мед. За картину "Самсон разрушает храм филистимлян", отправлен в Италию, где пробыл до 1843 г. За привезенные оттуда картины "Аббадонна" и "Сошествие Христа во ад" признан академиком, в 1844 г. В том ж..

Завязь

(germen, ovarium) — нижняя, вздутая часть пестика семенных растений, содержащая в себе семяпочки (см. Гинецей).. ..

Загадочный канон

См. Канон.. ..

Загаецкий монастырь

Загаецкий мужской 3 классный монастырь — в с. Загайцах, Кременецкого уезда Волынской губ., основан в 1626 г., в 1714 г. Стал униатским, возвращен православной церкви в 1794 г. И сделан заштатным, с 1842 г. — третьеклассный. В библиотеке монастырской много книг на польском и латинском языках и до 70 книг униатских. Наиболее драгоценна, как редкость, славянская библия, напечатанная в 1581 г. В г. Остроге.. ..

Загадка

Загадка сфинкса. Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что-л. Непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195.. ..

Загадка

-и, род. Мн. -док, дат. -дкам, ж.. ..

Загадка

• большая загадка. ..

Загадка

Задача, шарада, ребус.. ..

Загадка

Беспокойная, вечная, влекущая, головоломная, заманчивая, замысловатая, измышленная, легкая, мудрая, мудреная, мучительная, необъяснимая, непонятная, неразгаданная, неразрешимая, нераскрытая, неясная, простая, пустая, сложная, странная, сфинксова, трудная, умная, умозрительная, хитрая, хитроумная. Мучительно-старинная, суровая, черная.. ..

Загадка

Жанр народно-поэтического творчества. Иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.. ..

Загадка

Ж.1) Краткое иносказательное описание какого-л. Предмета или явления, которые нужно разгадать.2) То, что непонятно и требует решения или разъяснения.. ..

Загадка

ЗАГА́ДКА -и. Мн. Род. -док, дат. -дкам. Ж.. ..

Загадка

-и, ж. 1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намёками, чего-то недо говаривая). 2. Перен. Нечто необъяснимое, непонятное. Где он пропадает — это з. Загадки природы (её необъяснённые явления). Этот человек для меня з. ..

Загадка

Загадки, ж. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, к-рые нужно угадать. Выражение, требующее разгадки. В загадке. Не огонь, а жжется - разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Наша страна всё еще загадка для Европы. Левин старался понимать и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него. Л. Толстой. Говорить загадками - говорить намеками, обиняками, недоговаривать.. ..

Загадка

ЗАГАДКА - может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. По Аристотелю, З. - «хорошо составленная метафора». Веселовский рассматривает З. В связи с формулами параллелизма и склонен видеть в ней одночленный параллелизм , с переносом некоторых черт из умолчанной части параллели. Пример. «Что в избе за бычий глаз» (окно) или «Красная девица по небу ходит» (солнце). Однако метафоричность З. Не является обязательной. Встречаются З. В виде прямого вопроса, без пере..

Загадка

- жанр устного народного творчества. Иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать, например. "Не лает, не кусает, а в дом не пускает" (замо́к).. ..

Загадка

Загадка (евр. Хида, "сокрытое", "сплетенное"). Как и большинство жителей Востока, израильтяне любили загадывать и отгадывать З. В значении "З." слово хада встречается в Суд 14:12-19. 3Цар 10:1. 2Пар 9:1. В Иез 17:2 приводится подобная З.-притча (Притч 1:6), в Пс 48:5 имеется в виду назидат. Стихотворение, а в Авв 2:6 насмешливая песня содержит в себе скрытые намеки. В Чис 12:8 сказано, что Господь говорил с Моисеем ясно, а не З. (в Синод. Пер. - "явно, а не в гаданиях"). Павел говорит о том, что..

Загадка

(Суд.14:12 ,18) - древнейший пример загадки, в общем значении этого слова, мы видим в загадке, предложенной во время пиршества своим гостям Самсоном, именно в следующих словах. Из "ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое (·ст. 14). В Еврейском языке слово загадка употребляется в смысле притчи сравнения, аллегории и иносказания. Приточная мудрость и пророческие иносказания большею частью выражаются в форме загадок. (Иез.17:2 ,10 и ·др. ). Загадки вообще пользовались большою популярностью..

Дополнительный поиск Загадка Загадка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Загадка" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Загадка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 7 символа