Зара-Якоб абиссинский царь

97

("Семя Иакова", 1434—1468) — знаменитый царь и писатель абиссинский. Царское имя его — Константин. Время его совпадает с периодом упорной борьбы с мусульманами, осевшими в восточных, приморских областях Абиссинии и отрезавшими ее от моря. З.-Якоб одержал решительные победы над ними, особенно над султаном Бадлаем, и над собственными непокорными вассалами, опиравшимися на них. В его царствование мусульмане сидели спокойно, и З.-Якоб имел возможность посвятить себя внутренним реформам, в которых сильно нуждалась одичавшая Абиссиния. Эта сторона его деятельности была продолжением и завершением попыток его предшественников и коснулась как светской, так и особенно церковной жизни. О последней идет речь в написанной самим З.-Якобом замечательной "Книге Света", свидетельствующей о богословских познаниях ее автора и проливающей немало света на культуру Абиссинии XV в.

Сущность реформ в области государственной сводится к возвеличению особы монарха. Она делается совершенно недоступной и даже невидимой. Феодальные владения сосредоточиваются в руках членов царской фамилии, главным образом царских дочерей, а когда это оказывается неудачным, вместо вассальных князей посылаются наместники. Духовная сторона. Реформы состояла. А) в попытках искоренения рецидивов язычества, б) в противодействии ересям, из которых иные были как будто протестантского направления (напр. Стефаниты), в) в борьбе с суевериями, и г) в стремлении поставить высшим авторитетом Св. Писание. Последнее, однако, привело к результатам далеко не тем, каких ожидал З.-Якоб. Недостаток культуры вызвал веру в "81 писание", куда наряду с Библией входили апокрифы и книга "Синодос", соответствующая нашей "Кормчей".

З.-Якоб придавал этой книге, прошедшей через монофизитские руки, большое значение и вводил ее усиленно во все области своего царства, даже послал в абиссинское иерусалимское подворье. Результатом этих реформ было узаконение почитания субботы наряду с воскресеньем, введение ежемесячных праздников, введение елеосвящения, усиление строгости великого поста, обращение внимания на частое чтение Библии и поучение народа духовенством и т. П., до запрещения брить бороду и совета писать на лбу имя Св. Троицы. Таким образом, царь оказался единомышленником евстафиан (см.), которые действовал по той же программе. Вследствие этого при З.-Якобе состоялось их примирение с официальной церковью. Церковные иерархи действовали в согласии с З.-Якобом, и он оказался фактически главой церкви.

В этом отношении он завершил стремления своих предшественников, и вообще его царствование докончило сложение той Абиссинии, какая в общих чертах дошла до наших дней. — Будучи сам выдающимся писателем и церковным поэтом (кроме "Книги Света" ему приписываются еще редакция гимнология "Господь воцарися" и несколько трактатов богословского содержания), З.-Якоб покровительствовал литературе. При нем переведены с арабского всемирная история Эль-Макина и книга "Чудеса Богородицы", которую он также усиленно распространял и которая наделила эфиопскую церковь 33 новыми праздниками. Один из его современников написал хронику его царствования. Любил З.-Якоб строить церкви и снабжать их утварью и книгами. В Императорской Публичной Библиотеке есть четвероевангелие из иерусалимского подворья.

В конце его имеется приписка о щедротах З.-Якоба. При всем своем ортодоксальном благочестии и недюжинном уме, З.-Якоб был узким, малообразованным начетчиком, буквоедом и формалистом, и притом сыном своего грубого и жестокого века. Реформы его, проведенные деспотически, содействовали не обновлению, а закостенению церковной жизни. Он предал мучительным пыткам и казни своих сыновей, на которых донесли, что они симпатизируют языческим культам, стефанитов побивал камнями и т. П. Свое местопребывание он устроил в мрачном замке в области Шоа, "Дабра-Берхане" ("Гора света"), где жил в недоступности, среди ежедневных служб и ежедневных казней. Б. В. Болотов правильно сопоставил З.-Якоба с Филиппом II, а Дабра-Берхан — с Эскуриалом.

Незадолго до своей смерти З.-Якоб замучил одну из своих жен (его реформы не коснулись полигамии царей), по подозрению в заговоре, и чуть не казнил ее сына и своего будущего преемника, Баэда-Марьяма, за то, что он заказал по матери заупокойную обедню.См. Dillmann, "Ueber die Regierung, insbesondere die Kirchenordnung des K önigs Zar'a-Jacob" (Берл., 1881). Perruchon, "Les chroniques de Zara-Yacqob" (П., 1893). В. В. Болотов, "Из церковной история Эфиопии" ("Христ. Чтение", 1888, II, 30—61). Б. Т.

Значения в других словарях
Зара-Якоб (царь)

("Семя Иакова", 1434—1468) — знаменитый царь и писатель абиссинский. Царское имя его — Константин. Время его совпадает с периодом упорной борьбы с мусульманами, осевшими в восточных, приморских областях Абиссинии и отрезавшими ее от моря. З.-Якоб одержал решительные победы над ними, особенно над султаном Бадлаем, и над собственными непокорными вассалами, опиравшимися на них. В его царствование мусульмане сидели спокойно, и З.-Якоб имел возможность посвятить себя внутренним реформам, в которых си..

Зара-Якоб абиссинский мыслитель

— абиссинский свободный мыслитель. Род. В 1600 г. В Аксуме, где получил обычное образование абиссинского начетчика и мог сделаться духовным, но любознательность заставила его послушать португальских миссионеров, при Сисиннии (1607—32) временно подчинивших страну папскому авторитету. Столкновение двух миросозерцаний, а еще более зрелище двух ненавидевших друг друга христианских вероисповеданий, нарушили духовное равновесие З.-Я. Сделавшись законоучителем, он не мог примкнуть ни к одной из партий ..

Заработная плата

Теория З. Платы. З. Плата есть определенная историческая форма трудового дохода, тесно связанная со всем современным экономическим строем и представляющая одну из трех характеризующих этот строй основных категорий распределения (поземельная рента, предпринимательский доход, З. Плата). Не всякий трудовой доход и даже не всякое вознаграждение за пользование чужим трудом подходит под понятие З. Платы. Для З. Платы в отличие от жалованья (см.) и гонорара (см.) характерно, прежде всего, то, что она я..

Заработные деньги

См. Вольные работы.. ..

Дополнительный поиск Зара-Якоб абиссинский царь Зара-Якоб абиссинский царь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зара-Якоб абиссинский царь" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зара-Якоб абиссинский царь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 26 символа