Иерусалим *

170

(лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI-Kuds, т. Е. Святой) — главн. Г. Древней Палестины, ныне областной г. Дамасского вилайета (генерал-губернаторства) в Сирии (в Турецкой империи), у ручья Кедрона, на склонах трех отрогов иудейских гор. Акра, Сион и Мориа. Долины, разделявшие эти отроги, были ранее довольно глубоки, но теперь они засыпаны, застроены и малозаметны. За долинами — пустынная местность, бесплодные голые скалы. С С к Ю город перерезан оврагом. Высшая точка И. — 784 м над у р. Моря. Современный И. Окружен зубчатой каменной стеной, в 12 м высоты, с 34 бастионами и башнями и 7 воротами (Яффские на З, Сионские — или Давидовы — и Грязные на Ю, Золотые и Гефсиманские на В, Иродовы и Дамасские на С).

Город делится на половины зап. (на холме Сионском) и восточную (с высотами Мориа, Акра и Везефа), и состоит из 4 кварталов. 1) христианского — на СЗ, с церковью Св. Гроба. 2) армянского — на ЮЗ, где Сион, с цитаделью, и протестантская церковь. 3) еврейского — на ЮВ, между Сионом и Морией, и 4) магометанского — на СВ, со старой площадью храма, скорбным крестным путем, мечетью Омара и домом паши, с 1840 г. Имеющего постоянное местопребывание в И. Улицы узкие, грязные, дурно мощенные. Многие из них глухие. Движение по ним возможно только пешком или верхом. Местами улицы затемнены перекинутыми поперек арками и сводами (базары). Из 170 улиц нет ни одной совершенно прямой или вполне удобной для экипажной езды. Главная улица — Дамасская или Базарная, идущая с С к Ю, отделяет сначала христианский квартал от магометанского, потом еврейский от армянского.

Другая главная улица, ведущая с З от Яффских ворот на В к Хараму, отделяет сперва христианский квартал от армянского, затем мусульманский от еврейского. Площадей всего 3. Дома массивные, некрасивой архитектуры и небольших размеров, каменные или глиняные, с куполообразными крышами и квадратными двориками, где имеются цистерны для собирания дождевой воды. Речной и родниковой воды нет, но с древних времен сохранилось два общественных водохранилища, довольно значительных размеров. За последние 10 лет за городской стеной, по Яффской дороге, возникает новый город. Уже застроена зданиями европейского типа длинная, широкая улица, с бульваром. Сюда перенесли свою резиденцию европейские консулы. Проектирован и застраивается ряд других улиц.

Здесь вокзал железной дороги, соединяющей И. С Яффой. Население по народностям весьма пестрое. Точное число его неизвестно. По наиболее достоверным сведениям, в 1893 г. В И. Было 41335 жит. Об. П., в том числе 11013 христ., 25322 евр. И 5000 мусульман. Среди христиан преобладают православные (до 5000), у которых 20 церквей и монастырей, много школ для туземцев и богоугодных заведений. Православная церковь имеет здесь патриарха. Римские католики (до 2000) и армяне (до 1000) имеют также своих патриархов, а иаковиты, копты и абиссинцы — епископов. Протестантов до 1300. С 1841 по 1887 г. В И. Существовало евангелическое епископство, которое содержалось на счет Пруссии и Англии. Теперь Англия одна назначает сюда епископа. В 1889 г. Прусский король Вильгельм II основал в И.

Учреждение для охраны интересов евангелической церкви, устройства школ и покровительства пребывающим в И. Лютеранам. Капитал ero — 1180000 марок. Русское Императорское православное палестинское общество, основанное 12 лет тому назад, содержит в Палестине до 15 учебных заведений, в которых к 1 янв. 1893 г. Насчитывалось 1200 детей. Кроме того общество оказывает пособие 3 школам, в которых до 200 детей. Им же устроено на СЗ от И., в 1/2 в. От Яффских ворот, на так называемой Мейданской площади (принадлежащей русскому правительству. Посреди ее пятиглавый собор во имя св. Троицы. Тут же дом русского генер. Консула), русское подворье для паломников, с 44 отдельными комнатами и 80 общими палатами, рассчитанными на 951 чел.

Прибывающие на поклонение святыням русские богомольцы простого звания пользуются бесплатным помещением и столом. При подворье больница на 54 кровати (в том числе 10 для заразных больных). Из инославных странноприимных домов наиболее замечательные. Казанова, Австрийский и дом францисканского монастыря (все три в центре города). Население, в общем, бедное. Общественной жизни нет. Торговля и промышленность на весьма низкой ступени. Главное занятие жителей — выделка предметов религиозного культа. Четок, образков, крестиков, распятий и пр., большей частью из перламутра, масличного дерева и кипариса. И. Весьма богат святынями и историческими памятниками. Из первых наиболее замечателен Храм Св. Гроба Господня. С левой стороны храма стоит полуразрушенная башня, а прямо перед входной дверью — 2 ряда арок, поставленных одна над другой.

Над ними возвышается небольшой купол. На дверных перемычках изображены барельефно. На лев. Ст. — воскрешение Лазаря, на прав. — ветви с листьями и разными плодами, среди которых видны группы людей, птиц и четвероногих животных. При самом входе в храм — возвышение для всегда присутствующей здесь турецкой стражи. Прямо против входных дверей плита розовато-желтого мрамора, прикрывающая собою ту плиту, на которую Иосиф Аримафейский и Никодим положили Тело Спасителя, по снятии Его со креста, для помазания миром. Этот камень (длин. Около 3 и шир. 1 арш.) составляет общую принадлежность православных, армян и католиков. Первая часть храма довольно мрачная, так как она отделена от остальной высокою стеною. Свет проникает сюда из ротонды часовни Св.

Гроба, имеющей 10 саж. В диам. И освещаемой из окон верхнего купола. Часовня Св. Гроба (Кубуклия) разделяется на два отделения. Первое — придел св. Ангела, вход в который через мраморное широкое крыльцо, с мраморными перилами. Над дверью — мраморное мозаичное изображение Воскресения Христова. Придел имеет вид квадрата, до 5 арш. В обе стороны. Посередине придела, в высокой мраморной вазе, часть камня, который был отвален от Гроба. Над вазой висят лампады, принадлежащие разным исповеданиям. Внутренность придела обложена белым и серым мрамором. По обеим сторонам от входа, в стенах, два небольших овальных отверстия, через которые в страстную Субботу патриарх раздает народу священный огонь. Над низкой дверью, ведущей во второе.

Значения в других словарях
Иерузалем Иоганн-Фридр.-Вильгельм

(Jerusalem, 1709—1789) — немецкий богослов и проповедник эпохи просвещения. Был воспитателем наследного принца брауншвейгского. Ему обязано своим возникновением и расцветом брауншвейгское Collegium Carolinum. Его "Размышление о важнейших истинах религии" изд. В перев. На русский яз. (1806, 1817 и 1831). Сын его, Карл-Вильгельм, изучавший в Вецларе юриспруденцию, застрелился в 1772 г., в припадке меланхолии — трагический случай, послуживший материалом для Гетевского "Вертера". См. Koldewey, в "Ze..

Иерусалим

(лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI-Kuds, т. Е. Святой) — главн. Г. Древней Палестины, ныне областной г. Дамасского вилайета (генерал-губернаторства) в Сирии (в Турецкой империи), у ручья Кедрона, на склонах трех отрогов иудейских гор. Акра, Сион и Мориа. Долины, разделявшие эти отроги, были ранее довольно глубоки, но теперь они засыпаны, застроены и малозаметны. За долинами — пустынная м..

Иерусалимская верба

EIaeagnus hortentis М. В., var. A angustifolia — см. Лох.. ..

Иерусалимская церковь

Одна из древнейших апостольских кафедр, получивших впоследствии название патриархий. Первым ее епископом был ап. Иаков, брат Господень. Тут впервые установились отношения между христианами из иудеев и язычников, хотя иудейская тенденция продолжала преобладать до самого разрушения храма и самого города. Перед началом Иудейской войны (66) христиане оставили Иерусалим и поселились в Пелле, за Иорданом, откуда мало-помалу распространились и по окрестным городам. В Пелле епископом был избран Симеон, ..

Дополнительный поиск Иерусалим * Иерусалим *

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иерусалим *" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иерусалим *, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 11 символа