Инициатива законодательная

63

Т. Е. Право непосредственно возбуждать вопрос об издании нового закона или об отмене прежнего — составляет самостоятельное политическое право, отличное от права обсуждения законодательных вопросов в общественных собраниях или в печати, равно как от права отдельных лиц, сословий или корпораций ходатайствовать перед правительством о своих нуждах или об удовлетворении общих потребностей страны (т. Наз. Права петиций). В монархиях неограниченных право законодательной И. Прежде всего принадлежит монарху, сосредотачивающему в своих руках всю законодательную власть. В России законодательный почин или, по терминологии закона, "первообразное предначертание законов" принадлежит, во-первых, "высочайшему усмотрению и непосредственному повелению", а затем трем высшим органам исполнительной власти — Сенату, Синоду и министерствам.

Последние, однако, могут осуществлять предоставленное им право почина только с разрешения императора. Законодательное учреждение — Государственный совет — этим правом не пользуется. К ведению его относится лишь рассмотрение уже возбужденных законодательных вопросов. В государствах конституционных право законодательной И. Принадлежит обыкновенно в равной мере парламенту (каждый член которого — притом в обеих камерах, если их две — может предлагать на обсуждение законодательного собрания всякого рода законопроекты) и исполнительной власти. Такое разделение И. Между властями законодательной и исполнительной принято в настоящее время почти всеми конституциями (во Франции, Англии, Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Пруссии, Мексике).

В Соединенных Штатах законодательная И. Составляет монополию конгресса. В португальской конституции содержится ограничение главы государства относительно законодательной И. Принадлежащее теперь повсеместно парламентам право законодательного почина развилось постепенно из прежнего права обращаться к королю с петициями по законодательным вопросам. В Англии право это признано за палатой общин еще в начале XV столетия. До тех пор обращаемые к королю ходатайства нижней палаты предварительно должны были обсуждаться в палате лордов. С воцарением династии Тюдоров право петиций (получивших к этому времени название bills) незаметно превратилось в право регулярной парламентской И. Во Франции вопрос о праве законодательного почина получил теоретически правильное разрешение лишь в недавнее время, после длинного ряда колебаний.

Учредительное собрание 1789 г. Присвоило законодательной власти право исключительной И. Король мог только приглашать собрание войти в обсуждение данного предмета. Конституция III года предоставила И. Исключительно Совету пятисот, предоставив Директории право приглашать совет войти в обсуждение данного вопроса. Конституция VIII года, заботясь об усилении исполнительной власти, присвоила И. Исключительно консулам. То же начало удержано и хартией 1814 г., в силу которой палаты могли только просить короля, чтобы он внес в парламент проект закона, т. Е. Создано было совершенно обратное положение сравнительно с 1789 годом. На деле, впрочем, в период Реставрации право парламента формулировать обращаемую к королю петицию в виде отдельных статей законопроекта выразилось значительным числом законов, обязанных своим происхождением парламентскому почину.

Подобная практика превратилась в право с изданием хартии 1830 г., допустившей разделение И. Между королем и парламентом, тот же принцип был сохранен и конституцией 1848 г. Конституция 1852 г. Вернулась к началу, принятому конституцией VIII года, с тем притом дополнением, что всякое изменение в тексте законопроекта подлежало одобрению государственного совета. После 1871 г. Разделение И. Между обеими властями применялось фактически, как одно из существенных начал парламентского режима. Конституция 1875 г. Только узаконила эту установившуюся практику. Германская конституция признает равноправность союзного совета и рейхстага относительно права законодательной И. В рейхстаге право почина принадлежит каждому члену, с тем чтобы его предложение было подписано не менее чем 15 членами.

В Швейцарии по отношению к пересмотру союзной конституции получила практическое осуществление идея непосредственной народной И. 5 июля 1891 г. Народным голосованием (большинством 181888 голосов, против 120372) принят законопроект, по которому частный пересмотр основных законов допускается и по народной И. (l'initiative populaire). По определению закона 1891 г., народная И. Состоит в заявлении, поданном 50000 швейцарских полноправных граждан и требующем принятия новой конституционной статьи или отмены или изменения тех или других статей действующей конституций. См. Пересмотр конституции, Referendum.С. Л.В Финляндии право И. Принадлежит императору велик. Князю, а с 1886 г. — и сейму, но последнему с некоторыми ограничениями.

По вопросам, относящимся до основных законов, до законов об организации народной обороны и до законодательства по делам печати, право И. Принадлежит исключительно императору великому князю. Последний осуществляет свое право И. Следующим образом. Сенат в общем своем собрании изготовляет законопроект, который и представляется на усмотрение государя, но И., собственно говоря, имеет место лишь тогда, когда государь по рассмотрении проекта решает предложить его сейму. В силу права почина, предоставленного сейму, каждый депутат в течение 15 дней после открытия сейма может делать предложения в среде того сословия, к которому он принадлежит. Затем по докладу одной из комиссий сейм решает, следует ли проект закона, служащий предметом предложения, внести на утверждение государя.

Из указанных положений установлено исключение для церковного законодательства. По всем предметам, относящимся до устройства лютер. Церкви, право законодательной И. Принадлежит исключительно Синоду..

Значения в других словарях
Инициарии

(Initiarii) — секта еретиков, живших в первой половине IV в. Их учение упоминает преп. Августин в сочинении "О ересях". Название И. (от initium — начало) произошло от утверждения еретиков, что Христос вместе с Богом Отцом был прежде века Богом, но Сыном сделался уже впоследствии. Учение И. Считают связанным с ересью Евномия (см.). Ересь существовала недолго. И., называвшиеся и нативитариями, скоро исчезли.. ..

Инициатива

(почин, упреждение)в военном смысле означает всякое быстро соображенное и выполненное действие, которым в данный момент достигается возможность поставить противника в невыгодное положение, упредив исполнение его намерений. Преимущество И. Основывается именно на моменте неожиданности, внезапности, посредством которого она озадачивает и смущает противника. И. Выражается упреждением в объявлении войны, переходе границы, овладении частью неприятельской территории и т. П. Так как сохранение самого се..

Иния

(Inia boliviensis d'Orb.) — речной дельфин, водящийся в больших реках Южн. Америки. См. Дельфины.. ..

Инициатива Законодательная

Право на внесение в законодательные органы проектов нормативно-правовых документов, влекущее за собой обязанность законодательных органов принять по ним определенное решение.. ..

Инициатива Законодательная

См. Законодательная Инициатива.. ..

Инициатива Законодательная

- (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА).. ..

Инициатива Законодательная

См. Законодательная инициатива.. ..

Дополнительный поиск Инициатива законодательная Инициатива законодательная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Инициатива законодательная" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инициатива законодательная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 26 символа