Ипостась

147

Слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог" троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (πρόσωπον, persona). Другие говорили, что в Боге три ипостаси (ύπόστασις = ύπάρξις, τρόπος ύπάρξεως). Третьи понятие "лица" выражали словом ουσία, φύσίς = substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. Отцами церкви и церковными писателями повело в IV в. К продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело было разномыслие между восточной и западной церквами.

Вост. Богословы говорили так. В Боге при единстве существа три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савелия (см.), который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида, или лица (πρόσωπον) и иногда являлся в виде Отца, иногда — Сына, иногда — в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух суть только три имени или действования (ενέργειαι). Зап. Богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности. Сущность Отца — Божескую, сущность Сына — сотворенную и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г.

В Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. Богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. В смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятие ουσία = существо. Первый образ выражения с IV в. Сделался господствующим. Его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. То в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица.

"един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты, или модалисты, повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге суть или имена, или проявления силы (Бог-Сын, или ипостасное слово — Божий разум, Бог-Дух св. — Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики — Готшальк, Росцелин, Абеляр — и затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIII в. Учили, что Божеские И. Имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. Или лица в Боге суть три бога, а не один Бог. Подр. См. В "Догматич. Богословии" Сильвестра (т. II).Н. Б..

Значения в других словарях
Ипостась

(от греч. Hypóstasis — лицо, сущность) первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее». Заимствованный христианскими богословами, разрабатывавшими христианскую догматику (в Новом завете понятие И. Отсутствует), соответствовал вплоть до 4 в. Понятию сущность. В дальнейшем в христианском вероучении о троице (См. Троица) приобрёл новый смысл, будучи применен для обозначения каждого лица троицы (согласно христианскому догма..

Ипостась

ИПОСТАСЬ (от греч. Hypostasis - сущность - основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. До н. Э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).. ..

Ипостась

В Православии Лицо Пресвятой Троицы. 1-я Ипостась — Отец, 2-я — Сын, 3-я — Святой Дух.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Ипостась

ИПОСТАСЬ (от греческого hypostasis - сущность, основание), термин> древнегреческой философии, субстанция>, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. До нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин> "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (смотри Троица>).. ..

Ипомея

(Ipomaea L.) — род двудольных растений из сем. Вьюнковых (Convolvulaceae Vent.) группы Convolvuleae. Большинство видов этого рода — многолетние травы, и только немногие кустарники. Стебли стелющиеся по земле, ползучие или вьющиеся. Листья очередные, цельные или лопастные, пальчато— или перисто-надрезанные. Цветки или одиночные, или собранные в соцветия. У немногих видов они метельчатые, появляющиеся на верхушке ветвей. Прицветники то большие, то мелкие, иногда опадающие. Цветок правильный, обоеп..

Ипор

(Yport) — морские купанья во Франции, в дпт. Нижней Сены, в расстоянии 5 час. От Парижа. Превосходно защищены, с песчаным дном, обставлены всеми удобствами. Жизнь сравнительно недорога.. ..

Ипотека

— в историческом процессе развития института залога (см.) И. Представляет третью, наиболее совершенную его форму, отвечающую насущным потребностям поземельного кредита и экономического быта. Само слово И. Указывает на греческое его происхождение. Оно введено впервые Солоном, в начале VI в. До Р. Х. До этого времени в Афинах обязательства обеспечивались личностью должника, которому в случае неисправности грозило рабство. Для обращения личной ответственности в имущественную Солон придумал такое ср..

Ипотека как институт залога

В историческом процессе развития института залога (см.) И. Представляет третью, наиболее совершенную его форму, отвечающую насущным потребностям поземельного кредита и экономического быта. Само слово И. Указывает на греческое его происхождение. Оно введено впервые Солоном, в начале VI в. До Р. Хр. До этого времени в Афинах обязательства обеспечивались личностью должника, которому в случае неисправности грозило рабство. Для обращения личной ответственности в имущественную Солон придумал такое сре..

Ипостась

[гр. Hypostasis - лицо, сущность] - 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО). Название каждого лица Троицы. Единый Бог выступает в трех и. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. 2) форма существования.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)греч. Hypostasis, лицо, особа. В богословии. Каждое лицо Святой Троицы.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)каждое из лиц Святой Троицы, отсюда "триипостасны..

Ипостась

Субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль. ..

Ипостась

Ж. Церк. Греч. Лицо, особа. Принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный, к ипостаси относящ.. ..

Ипостась

Ж.1) Одно из лиц христианской троицы.2) перен. Одна из форм проявления, воплощения кого-л., чего-л.. ..

Ипостась

ИПОСТА́СЬ -и. Ж. [греч. Hypostasis - сущность, основание]. ..

Ипостась

-и, ж. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек-рых сочетаниях. Проявление чьей-н. Сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. Роль, качество. Странная, неожиданная и. Кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Фашизм в любой его ипостаси. * В испо-стаси кого, в зная. Предлога с род. N. — в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.. ..

Ипостась

Ипостаси, ж. (греч. Hypostasis - сущность) (церк.). По богословской терминологии - одно из лиц христианской троицы (см. Троица в 1 знач.).. ..

Ипостась

Ипоста́сь ж. "существо, сущность", диал. Поста́сь "лицо", поста́сный "видный, с длинной бородой" (у раскольников), русск.-цслав. Ϋпостась (Мин. 1095 г. И др.). Из греч. Ὑπόστασις. См. Фасмер, Гр.-сл. Эт. 69.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Ипостась

— понятие, характеризующее особенности каждого из 3 лиц троицы. Изначально — термин греческой философии, означающий субстанцию, сущность. Способ бытия.. ..

Ипостась

ИПОСТАСЬ. ..

Ипостась

(греч. Hypostasis – основание) – субстанция. Также (оправданная или неоправданная) субстанциализация, овеществление какого-либо свойства, понятия, вообще чего-либо абстрактного или просто идеи. Термин впервые введен Посидонием в 1 в. До Р. X. В христианстве, начиная с патристики понятие ипостаси примерно равнозначно форме проявления или способу бытия и часто используется для толкования триединства. Отец, Сын и Дух Святой суть ипостаси триединства, которые (в греч. Патристике) отождествляются с к..

Дополнительный поиск Ипостась Ипостась

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ипостась" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ипостась, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа