Календарь (библиогр.)

81

(библиогр.) — роспись дням известного года, с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам месяца соответствуют дни недель того года, и с присовокуплением разных сведений астрономических, статистических и др., характера вообще справочного. Росписи дням года с указанием праздников и т. П. Составлялись уже древними египтянами, у которых они носили название almenichiaka — коптск. Слово, через исп. Арабов перешедшее в Европу в форме альманах (см.). Это последнее слово, которому ошибочно приписывалось арабское происхождение, поныне употребляется для обозначения К. В языках англ., голл., датск., исп., итал., нем. И французском. У древних римлян также были росписи дней года с подразделением их (dies fasti, nefasti, intercisi, comitiales), перечислением празднеств, игр, жертвоприношений и т.

П. И с присовокуплением заметок об исторических событиях, а также с обозначением восхода и захода созвездий. Первоначально такие росписи велись понтифексами, а с 304 г. До Р. Хр. Составлялись и издавались также и частными лицами. Назывались они fasti (поэтический праздничный К. Под этим названием принадлежит Овидию). Под К. (calendarium) римляне первоначально разумели книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ. Впоследствии К. И греч. Словом έφημερίς стали называться книги, в которых no месяцам и дням года означались празднества богам, дни рождения императоров, дни собрания сената, разного рода предсказания и т. П. До нас дошел подобный К. Времен императора Констанция, 354 г. По Р. Хр. Замечателен и др.

К., написанный в 448 г. И составляющий переход от языческих К. К христианским (оба эти К. Изданы в "Acta Sanctorum", июнь, т. VII). С того времени в христианском мире постоянно составлялись списки и сборники более или менее пространных сказаний о святых и праздниках, приуроченных к известным дням, которые по различным своим особенностям назыв. К., Святцами, мартирологом, прологом, синаксарем, минеями (см.). У русских и южных православных славян вместо К. Употреблялся термин месяцеслов, что есть дословный перевод греч. Слова μηνολόγιον. Термин минолог поныне сохраняется в К., издаваемых духовным ведомством. У протестантов вовсе нет святцев, а есть только календарь с поминальными днями, в который, наряду с именами некоторых ветхозаветных праотцев и апостолов, а также праздниками Господними, вносятся имена разных исторических лиц и богословов и названия событий, почитаемых важными для протестантов.

В средние века К. (приложимые ко всем годам) помещались во главе молитвенников и богослужебных книг. Но уже в XIV в. Появляются К. Светского содержания. Едва ли не древнейшим печатным К. Следует считать немецкий К., изданный Иоанном де-Гамундия (Hans von Schwäbisch-Gmünd) в 1439 г., на двух деревянных досках in folio (хранится в королевской библиотеке в Берлине). Затем К. Напечатаны были в Аугсбурге в 1470, 1481 и 1483 г. В середине XV ст. Издал альманах "pro annis pluribus" венский астроном Георг Пейербах. Затем Региомонтан (см.) в 1476 г. (или 1473) издал в Нюрнберге на латинском яз. Первые астрономические эфемериды (см.) на 30 лет. Он же напеч. В 1473 г. Нем. К. Под именем альманахов К. Ежегодно стали выходить в Вене с 1491 г. Около того же времени появились и другого рода К., в которых, наряду с предсказаниями о погоде и прорицаниями астрономическими, сообщались сведения о временах, наиболее благоприятных для разных земледельческих работ, для кровопусканий и др.

Предприятий. Впервые такой практический К. Издан был на немецком яз. Иоанном Блаубиром (Blaubier) в 1481 г. В 1493 г. Вышел в Париже такой народный К. Под заглавием. "Le grand Compost de bergers". С 1550 г. Издавал подобного рода К. Известный Нострадамус. Из его произведений черпали полною рукою следовавшие за ним составители К., Иосиф Мульт и Матье Ленсберг, присоединяя к метеорологическим предсказаниям Нострадамуса рассказы о явлении драконов, звезд и комет, прорицания политические и разные забавные анекдоты. Особенно славился своими предсказаниями люттихский К. Ленсберга. Такого рода К. Или альманах, представлявший собою целую энциклопедию, считался предметом первой необходимости в каждом крестьянском доме. С 1700 г. Стал издаваться столетний К., который впервые обработан был аббатом Кнауером и в котором за каждый месяц сообщались сведения о состоянии погоды 100 лет тому назад.

В то время господствовало убеждение, что перемены погоды повторяются через каждые 100 лет. В XVIII в. К. Придано было просветительное значение. На них стали смотреть как на орудие к распространению общеполезных знаний в народной массе. Одним из первых таких К. Был "Nationalkalender" Христ. Андре (Брюнн, с 1810). Современная литература К., общих и специальных, издающихся в Зап. Европе, до того многочисленна, что не поддается никакому обозрению. Особенно замечателен готский альманах (см.). Впервые генеалогические и политические сведения введены были в "Status particularis regiminis Ferdinandi II" (Вена, 1637), но образцом для дальнейших послужил парижский "Almanach Royal", который стал издаваться в 1679 г., а с 1699 г.

Стал давать генеалогию царствующих в Европе домов, перечисление высших лиц управления и т. П. Ему стали подражать в1700 г. В Пруссии, в 1728 г. — в Саксонии, а в 1730 г. — "Royal Calendar" в Англии. В Древней Руси сведения, входившие в состав старинных зап. К.-альманахов, были разбросаны по разным рукописям. Святцы составляли отдельную книгу. Наставления о том, что делать и чего не делать в известные дни, содержались уже в Святославовом изборнике 1075 г., где, напр., под 30 апреля указано. "репы не яждь". Впоследствии появились и отдельные рукописи о часах и днях добрых и злых, о днях лунных, громник, молнияник и др., принадлежавшие к числу отреченных книг. Начиная с XVI века, западные альманахи начинают проникать в Россию через Польшу [В Польше К.

Носили название "минуций". Древний или польский К.", известный только в отрывках, относится к 1516 г. Особенно славились К. С астрологическими предсказаниями, издавшиеся Краковской академией] и Швецию. Первый полный рукописный К.-альманах появился у нас в 1664 г. За ним следует "годовой разпись или месечило" на 1670 г., посвященный царю Алексею Михайловичу. Позже в посольском приказе переводились. С немецкого — К. "королевства свейского математика" Иоанна-Генриха Фохта на 1691, 1695 и 1696 г., а с польского — К. Станислава Словаковича на 1696 г. Были и другие рукописные К. Западные К.-альманахи осуждаются "Домостроем", как непозволительная ересь и чародейство. Дьякон Федор, раскольничий писатель XVII в., упрекает царя, что он "Альмонашник любит".

Первым печатным русским К. Считается "Святцы или К", изд. Копиевским в Амстердаме в 1702 г. Имеются, однако, сведения о карманном "К. Или месяцеслове", напечатанном славянским шрифтом, по-видимому, в Киеве, в 1700 г. ("Российская библиография", 1881 г., № 79, стр. 63). Настоящая серия ежегодных печатных К., но тоже переводных, началась московским К. На 1709 г. И петербургским на 1713 г. В печатных К. Петровского времени помещались. Краткая хронология событий, знаки месячные, имена 7 планет и знаки зодиака. В каждом месяце означались Евангелия и апостолы, святцы, фазисы луны, предсказания погоды. После месяцеслова шли разные витиеватые пророчества, иногда в стихах, о войне, мире, болезнях. Определялось время, когда пускать кровь.

В петербургском К. На 1714 г. Впервые указано, что в нем время исчислено по меридиану и широте СПб., и в первый раз помещены восход и заход солнца, долгота дня и ночи. Церковным шрифтом К. Печатались при Петре в Киево-Печерской лавре. Один из них, на 1721 г., составлен Квасовским из Корвена, "присяжным транслатором его королевского прусского величества", который позднее издавал на славянском языке К. В Кенигсберге и, между прочим, напечатал "К. На сто лет. По штилю иулианскому..." (1730-1830), получивший большое распространение в зап. Губерниях. Первый из рус. Народных К. — стенной вечный К. Фосбейна, напеч. В Москве в 1705 г. Сонные листовые народные К., иногда с родословием русских царей или другими отрывочными сведениями, печатались в течение всего XVIII и первой половины XIX ст., несмотря на привилегию, предоставленную Акд.

Наук. Самый полный из всех стенных К., доселе известных, — так назыв. Брюсов К. (см.), свод всего астрологического материала и суеверий, содержавшихся в древнерусских отреченных книгах (ср. Ф. Керенский, "Древнерусские отреченные верования и Брюсов К.", в "Ж. М. Н. Пр.", 1874, т. 172 и 173). Знания по астрономии распространял рукописный К., составленный на 1720 г. Алексеем Изволовым. Предсказаний о погоде в нем вовсе нет. При самом основании Акд. Наук (1724) ей предоставлено было исключительное право издавать К. Впервые право это Акд. Наук осуществила в 1727 г., издав К. На 1728 г., после чего академические К. Выходили ежегодно до 1869 г. С 1770 г. Они носили название месяцесловов. Содержание первого академического К. Было вполне научное.

В нем имелась даже статья, направленная против астрологии. Но уже в следующем выпуске появилось приложение о состоянии здоровья на целый год с астрологическими заметками — правда, с оговоркою, что эти заметки делаются только для любителей, при чем рассказан анекдот, иллюстрирующий их нелепость. Лишь в К. На 1766 г. Исчезли знаки дней, в которые надобно рубить лес, стричь волосы, принимать слабительное, пускать рожечную и жильную кровь. Предсказания о погоде оставались до 1804 г. В приложениях помещались иногда научные статьи по астрономии, метеорологии и физике, а также статьи содержания географического, исторического, позднее статистического, наконец, хронологический обзор современных событий. В К. На 1755 г.

В первый раз явился "реестр губерниям, провинциям и городам в Росс. Империи находящимся", а в месяцеслове на 1779 г. — "росписание городов, с показанием их расстояний от СПб., Москвы и от губернских городов". В месяцеслове на 1831 г. Впервые присоединены. "росписание городов и местечек в Царстве Польском и в Финляндии", "таблица народонаселения городов и др. Примечательных местечек в Росс. Империи", а в современной хронологии стали отмечать смерть замечательных лиц. В следующем году некрология таких лиц была выделена из современной хронологии. С 1837 г. Прилагались гравированные на стали портреты царствующих особ и изображения воздвигнутых в России памятников. Академические месяцесловы имели преимущественно просветительное значение, особенно в прошлом столетии.

Справочная же часть их совершенствовалась довольно медленно. Еще большее просветительное значение имели частные месяцесловы, издававшиеся академией. Таковы ежегодные "Месяцесловы с наставлениями" на 1768-1785 годы, в которых помещались небольшие статейки по астрономии, физике, метеорологии, истории открытий, хозяйству, гигиене и проч. К. И месяцесловы "географические", "исторические", "исторические и географические", "К. В пользу домостроительства и экономические". Издавала акад. В прошлом столетии и другие специальные, наприм. "К. На 1762 г. С описанием почтовых станов в Росс. Государстве". Наконец, на обязанности академии лежало и составление адрес-К., т. Е. Росписи должностных, лиц, и придворного К. Первый адрес-К. Изд. Был в 1775 г.

И с тех пор появлялся ежегодно, под разными заглавиями. В 1868 г. Составление адрес-К. Перешло от академии к департаменту герольдии Правит. Сената, а в 1894 г. Возложено на вновь образованную инспекторскую часть гражданского ведомства. Начало издания придворного К. Неизвестно. Сохранился "Придворный К. На 1735 г.", но непрерывная серия их начинается лишь с 1745 г. С 1868 г. Придв. К. Издается министерством двора. В нем, кроме общекалендарных сведений, помещается придворный штат и сведения, необходимые для лиц, имеющих приезд ко двору (до 1825 г. Печатался и список кавалеров всех росс. Орденов). Академия наук ревниво охраняла свою привилегию на издание К. Тем не менее, издавались в России К. И помимо акд. Так, целый ряд месяцесловов издал в прошлом столетии Вас.

Рубан. При Киево-Печерской лавре выходили на 1797-1800 гг. Ежегодные "Киевские месяцесловы", которые, по словам Филарета, составлялись Иринеем Фальковским. На 1814-1855 гг. Выходил "Морской Месяцеслов" и т. П. К. Иногда входил еще в состав литературных альманахов (см.), но вообще он не считался у нас необходимой принадлежностью изданий этого рода. В 1800 г. Академические месяцесловы расходились в количестве не более 16-17 тыс. Экз. В отдаленных городах они совсем не продавались или продавались по несоразмерно высоким ценам. В это время, помимо акд., издавались в России, между прочим, следующие К. 1) Directorium — в Полоцке иезуитами. 2) два К. В Вильне, один "Астрономический", другой "Политический", служивший адресным К. Для бывшей Польши.

3) два К. В Киеве, один церковный, другой "Астрономо-Политический". 4) маленький немецкий К. В Риге, для Лифляндии и Курляндии. Указ 10 дек. 1800 г. Запретил издание всех этих К., кроме Directorium'a и святцев, выходивших в Вильне. Вскоре за тем обнаружилось, что в России издавались еще немецкие альманахи и К. Латышский, финский и еврейские. Указом 27 июля 1801 г. Все они были разрешены, "как не политические, адресные или астрономические, но простонародные", а 19 дек. 1801 г. Состоялся именной указ, разрешивший вообще печатать провинциальные К. Во всех тех местах, где они прежде издаваемы были. В 1855 г. Привилегия акд. Наук была ослаблена тем, что губернским начальствам, сначала в Воронеже, а затем и в других местах, разрешено было издавать "Памятные книжки" (см).

Наконец, в 1865 г. Предоставлено было всем желающим издавать К. Первыми частными издателями К. Выступили Г. Гоппе и А. Гатцук. Последний издал в Москве "Крестный К." на 1866 г., ценою в 10 к. В составлении плана этого К. И обработке помещенных в нем сведений принимали участие, между прочим, проф. Погодин и Бодянский. В этом К. Охвачены были почти все сферы церковных и гражданских интересов, по которым русскому человеку всего чаще приходится справляться. Громадный успех "Крестного К.", который стал расходиться в сотнях тысяч экземпляров, привлек к делу издания К. Других предпринимателей, для которых К. Гатцук послужил образцом, хотя многие из них (К. Ступин, А. Суворин) значительно усовершенствовали календарное дело. В настоящее время число К.умножилось у нас до чрезвычайности.

Они бывают общие и специальные. Общие К. Могут быть распределены по 3-м группам, сообразно продажной цене, которая в календарном деле имеет очень большое значение. Главными представителями общедоступных К. Ценою в 10-20 к., являются "Крестный К." Гатцука, "Современный К." К. Ступина (М., с 1889), "Домашний иллюстрированный К." В. Губинского (М., с 1884), "Всеобщий Русский К." И. Сытина (М., с 1884). Все это К. Не только для справок, но и для чтения. Представителем второй группы К. Может служить "Царь-Колокол. Иллюстрированный К.-альманах" Дашкевича, ценою в 60 коп. К третьей группе принадлежат К. Сравнительно дорогие, ценою в 1 р. И более, напр. "Всеобщий К." Г. Гоппе (СПб., с 1867) и "Русский К." А. Суворина (СПб., с 1872). Умножились за последнее время и специальные календари, предназначенные для людей известной профессии или класса или же сообщающие сведения об отдельных местностях.

Важнейшие из специальных К. Первого рода. "Карманный военный К." Добржинского (с 1874 г., один для нижних чинов, другой для офицеров). "К. И справочная книжка русского сельского хозяина" О. Баталина (с 1875). "Лесной К.", изд. При содействии В. Собичевского и Н. Шафранова (с 1875 по 1882 г.). "К. Пчеловода на 1893 г." В. Изергина. "Карманный охотничий К. На 1893 г." Н. Анофриева. "Юридический К." М. Острогорского (с 1877). "К. Для юристов" Д. Чичинадзе (с 1893). "К. Для врачей всх вдомств" В. Анрепа и Н. Воронихина. "Медицинский К." Г. Герценштейна. "К. Для учителей" Ф. Гельбке. "К. И настольная книжка для матерей и хозяек" М. Кауфмана. К. Этого рода по цене своей в большинстве случаев не могут быть отнесены к числу общедоступных. В 1887 г. Я. В. Абрамов начал было издавать "Сельский календарь", приноровленный к нуждам крестьянства.

Специальные К., относящиеся к отдельным местностям, ничем, в сущности, не отличаются от "Памятных книжек" (см.). В "Русско-славянском К.", изданном СПб. Славянским благотворительным обществом на 1890 и 1891 гг., предполагалось собирать возможно точные сведения о России и друг. Славянских землях, но издание дальше двух выпусков не пошло. Литература о К. В ст. Библиография (см.).А. Я..

Значения в других словарях
Календарио

Филиппо (Calendario, род. В первых годах XIV ст., ум. В 1355) — венецианский архитектор и скульптор, предполагаемый строитель Дворца дожей в Венеции. В действительности же им были исполнены лишь фасад этого дворца, выходящий на набережную Невольников, и шесть первых арок — на площадь. К. Получил должность строителя дворца в 1340 г. И пользовался большим авторитетом. Замешанный в заговоре Марино Фальери, К. Был казнен.. ..

Календарь

(от Calendae — название первых дней каждого месяца у римлян) — система времяисчисления. Основанием К. Служат астрономические явления смены дня и ночи, фазы луны и времена года (см. Времяисчисление, Год, День, Месяц и Неделя), но так как ни тропический год, ни время оборота луны не заключают в себе полного числа дней, то в разные времена и у разных народов явились разные системы времяисчисления, имеющие целью согласовать астрономические периоды с удобствами повседневного обихода. У нас в России у..

Календеры

Нищенствующие дервиши. Орден их был основан Юсуфом Андалузским.. ..

Календы

(Kalendae, от лат. Calare, т. Е. Звать) — в Риме название первого дня каждого месяца. Когда помощник понтифекса, обязанный наблюдать за лунными фазами, в первый раз видел серп луны, он созывал народ в Капитолий, чтобы торжественно возвестить наступление нового месяца и вместе с тем объявить изменявшееся сообразно месяцу число дней до нон (см. Календарь). Обычай этот сохранился и после введения в 304 г. До Р. Хр. Письменного календаря. В торговом мире К. Служили днями расплаты. См. Ad calendas gr..

Дополнительный поиск Календарь (библиогр.) Календарь (библиогр.)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Календарь (библиогр.)" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Календарь (библиогр.), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 21 символа