Каста

99

(от португальского casta, выражающего понятие санскр. Термина jâtè = рождение, род, сословие) — общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племен или рас), на которые распадается туземное население Ост-Индии с глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. И резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о "кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что помянутая обособленность индийских К. Была не всегда так неумолима и строга, как ее изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью довольно позднего периода.

В ведийском древнейшем периоде (см.) К. Несомненно еще не существовали и начали возникать только во второй его половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на Ю.В. В долину Ганга (см.). При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили и покорили черное туземное население, принадлежавшее к низшей (в культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к побежденным и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В древнейшем ведийском периоде при однородности этнографического состава (вероятно — еще небольшого) арийского народа ведийских индусов не было никаких внешних поводов к развитию К.

Не было в К. Необходимости и в то время, когда арийцы и неарийцы находились в положении воюющих сторон. На поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена и победители, вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей, покоренной. Таким образом, в основе К. Лежит этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему приписывается божественное происхождение.

Так, в позднейшей индийской мифологии высшая К. — брахманы — выводится из уст Брахмы, воины — Кшатрии — из его рук, купцы — Вайшья — из бедер, а ремесленная К. — Шудры — из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных народностей мог быть строго проведен на практике даже в древнейшие времена арийского господства в Сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) все-таки были неизбежны. По закону Ману индус может брать себе в жены женщин из своей и из любой низшей касты, но в его К. Остаются только дети первой жены из одинаковой с ним К., а дети жен из других низших К. Попадают в презренные смешанные К. Таким образом, арийская кровь все-таки проникала в жилы неарийского населения, возвышая и облагораживая его.

С другой стороны, арийцы, белые пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать, уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше текло неарийской крови. В результате современное индусское население Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух (точнее, трех) рас, которое не могло быть задержано никакими законодательными и социальными учреждениями вроде замкнутых, обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время большинство высших, "дважды рожденных" К. — брахманов, раджпутов (прежних кшатриев) и вайшья — не отличается ничем особенным в цвете кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не претендующей на арийское происхождение.

С другой стороны, среди низших К., напр. Земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы, приближающиеся по красоте черт лица, форме тела и светлому цвету кожи к арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. Оказались бессильны остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной линии между белой и черной расой превратились в установление, стремившееся помешать примеси черной крови к белой (кастовый строй средневековой Индии милостивее к детям, рожденным от высшего отца и низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в еще более поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер замкнутых корпораций или цехов с строго определенным родом занятий. Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось только в ослаблении чрезмерного преобладания К.

Брахманов. Ислам, утвердившийся в Сев. Индии, в свою очередь расшатал и ослабил перегородки К., но не мог уничтожить их. В мусульманской Индии К. Все-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди христиан-туземцев К. Доселе продолжают существовать. Разнообразие занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение общества на отдельные классы по роду занятий. Наследственность какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других странах, сначала узаконенная государством и освященная затем обычным правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К.

Но число К. И их членов среди ремесленников сравнительно с высокими цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.) гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего кастового устройства с его четырьмя главными К. Сохранилась в известной чистоте только одна главная К. — брахманов. К. Кшатриев, заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thâkur) и раджпутами, часто подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице самых низших К., члены которых на вопрос о происхождении всегда уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении.

Две другие К., по-видимому, также очень рано распались, дав начало массе отдельных новых К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских названий. Кастовое устройство в древней Индии — см. Индия, история, общий очерк современных отношений. К литературе предмета, указанной в помянутой статье, следует прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта "Ostindische Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. D. Deut. Morgenländ. Gesellsch.", XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. Еще прекрасные статьи Сенара в "Revue des deux Mondes" (1894). Risley, "Tribes and Castes of Bengal". Sherring, "Hindu tribes and Castes" (Кальк., 1880).

Hopkins, "The mutual relation of the 4 castes according to the Mânavadharmaçâstram" (Лпц., 1881). W. Hunter, "Orissa &" (Лонд., 1872). Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872). Ochs, "Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860). Dubois, "Manners and Customs of People of India" (Л., 1817). Kitts, "A compendium of the castes and tribes found in India" (Бомбей, 1885. Много нового). J. Muir, "Relations of the priests to the other classes of Indian society in the Vedic age" ("Journ. Of Asiat. Soc.", 1867). Weber, "Collectanea über die Kastenverhältnisse in den Brâhmana und Sûtra" ("Indische Studien", т. X, 1868). Туземные известия о происхождении К. Собрал и разобрал Muir. "Original Sanscrit Texts on the Origin and History of the People of India" (Л., т.

I, 1869, 2 изд.)C. Б-ч..

Значения в других словарях
Кассы разные

Вдовьи (см. Соотв. Ст.). — Вспомогательные (см. Соотв. Ст.). — Пенсионный (см. Соотв. Ст.). — Похоронные (см. Соотв. Ст.). — Сберегательные (см. Соотв. Ст.). — Ссудные(см. Соотв. Ст.). — Ссудосберегательные — см. Кооперация и ссудосберегательные товарищества.. ..

Кассы, кас

Кас (по-чувашски — выселок, околодок) — отдельно не встречается, но часто входит в состав названий чуваш. Селений. Напр. Анат-кас — нижний выселок, Яна-кас — новый выселок и т. Д.. ..

Касталиды

(Κασταλίδες) — эпитет муз, обитавших на Парнасе, по источнику Касталии.. ..

Касталия

(Κασταλία) — обильный источник на южном склоне Парнаса, в Дельфах, близ храма Аполлона. Его водою должны были омываться перед обращением к богу прибегавшие к нему за советом. Свое название источник получил, по некоторым, от К., дочери Ахелоя, жены Дельфа. Другие считали его даром Кефиса — реки, получающей свое начало на сев. Склоне Парнаса, и утверждали, что К. Имеет с Кефисом подземное сообщение. Было предание, что дельфийская девушка К., чтобы избежать преследований Аполлона, бросилась в свяще..

Дополнительный поиск Каста Каста

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каста" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каста, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа