Квиpитская собственность

65

— древнейшая римская собственность "по праву квиритов" (ex jure Quiritium), характеризуемая особым способом приобретения (манципация) и особым иском для защиты (actio auctoritatis, древнейшая виндикация). Первоначальным объектом ее были главные предметы древнейшего гражданского оборота, нуждавшиеся в особой охране (так называемые res mancip i, к которым на первых порах принадлежали рабы и прирученный рабочий и вьючный скот), в противоположность другим предметам этого оборота, переходившим из рук в руки более свободно и защищавшимся лишь путем actio furti в случае их похищения (так назыв. Res n ес mancipi, pecunia — остальной скот и движимое имущество). Позднее входит в состав res mancipi и земля. Сперва участки городской земли, розданные гражданам при основании Рима в heredium, а затем вся италийская земля и сельские сервитуты.

Происхождение квиритской земельной собственности — один из наиболее трудных вопросов в истории древнейшего римского права. Была ли на первых порах сельская (загородная) римская земля в частном (семейном) обладании или эксплуатировалась совместно родичами, распределенными по куриям, — до сих пор точно не выяснено. Попытка Моммзена основать существование общинно-родовой собственности на прямых свидетельствах источников обстоятельно опровергнута Фюстель де Куланжем. Косвенные свидетельства дают противоречивые результаты. Небольшой объем первоначального heredium римского гражданина-квирита, название его hortus в XII табл. И эксплуатация ager publicus по преимуществу как места пастбища скота, составлявшего главное богатство древнего римлянина, указывают на то, что heredium было только усадьбой, а не хозяйственным участком земли, и позволяют предполагать, что остальная земля эксплуатировалась в иной форме обладания.

С другой стороны, связь патрициев с клиентами, основанная, по-видимому, на земельной основе (см. Клиенты), заставляет видеть в патрициях привилегированных и крупных собственников [В русской литературе недавно высказано предположение, что К. Собственность есть собственность, захваченная из общинного владения трибой тациев-сабинян, отождествляемых автором с квиритами. См. Энман, "Легенда о римских царях" ("Ж. М. Н. Пр.", за 1894 г., № 12).]. То обстоятельство, что земельная собственность стала подлежать манципации позднее остальных вещей, указывает лишь на первоначальную неотчуждаемость собственности ввиду ее семейного характера, а не на общинно-родовое владение. Характер неотчуждаемости в римских нравах земельная К.

Собственность долго сохраняла и потом, когда юридически к такому отчуждению не было препятствия. С течением времени, и сравнительно быстро (около времени издания XII табл.), все земельное обладание римских граждан обращается в К. Собственность вследствие раздачи части завоеванных земель (при царях) плебеям в частную собственность, расширению способов приобретения и развитию виндикационного иска. Путем in jure ce s sio стали приобретать в К. Собственность и остальные движимые вещи (res nес mancipi). Таким образом, постепенно понятие К. Собственности становится понятием собственности римских граждан в противоположность негражданам и приобретает тот строгий характер, который привыкли соединять с понятием римской собственности вообще.

Дальнейшее развитие К. Собственности состоит в постепенном слитии ее с собственностью, приобретаемой способом juris gentium (традицией) — так назыв. Бонитарной собственностью (см.). Ср. Mo mmsen, "Rö m. Staatsrecht" (III). Fustel de-Coulanges, "Questions historiques" (83 cл., П. 1893). Cuq, "Les institutions juridiques des Romains" (74 сл. И 244 сл., П. 1891). Karlowa, "R ö m. Rechtsg." (II, § 26). Муромцев, "Гражданское право древнего Рима" (гл. II). В. Н..

Значения в других словарях
Кветцакоатль

Или Кветцалькогуатль. 1) древнемексиканское божество торговли и войны, которому в г. Мексике был построен храм со стенами, покрытыми человеческими черепами. Ему приносились человеческие жертвы. 2) законодатель толтеков и других среднеамериканских народов, по преданию, живший в половине IX в. И принесший в страну культуру и правильный государственный строй из далекой страны за океаном на В. См. Brasseur, "Histoire des nations civilisées du Mexique".. ..

Квиетизм

(от лат. Quies — покой), или молиносизм — мистически-религиозное направление, вызванное в XVII в. Испан. Проповедником Михаилом Молиносом и долженствовавшее служить противовесом механическому богопочитанию, обрядности и культу добрых дел, в которых иезуиты и доминиканцы видели сущность благочестия и богобоязни. Молинос в своей книге "Guida spirituale" (Рим, 1675) требовал полнейшего пассивного покоя души, в котором она отдавалась бы божественному действию и как бы прекращала свое существование, ..

Квилецкие

Польский дворянский и графский род герба Сренява, восходящий к началу XV в. Франц К. Был польским посланником при дворе Фридриха Вел. Его внук Иосиф получил в 1816 г. Графский титул в Пруссии. Род графов К. Внесен в списки дворян Царства Польского.. ..

Дополнительный поиск Квиpитская собственность Квиpитская собственность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Квиpитская собственность" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Квиpитская собственность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 24 символа