Киники

119

(от κύων — собака или от места Cynosarges) — считали себя истинными выразителями сократовской философии, хотя в действительности представляли собой сочетание сократических элементов с софистическими и элеатскими. Основатель кинической школы, Антисфен, был первоначально учеником софистов и лишь в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Самый известный ученик Антисфена — Диоген из Синопа. Кинизм существовал до конца третьего века (приверженцами его были, например, Менедем и Менипп), когда он слился со стоицизмом. В учении К. Замечается двойственное отношение как к науке, так к этике и религии. Они с пренебрежением относились к науке и утверждали, что истина в познании не выражает сущности вещей (Диоген Лаэртский говорит об Антисфене, что он даже грамотность считал излишней), но в то же время желали быть просветителями толпы и в знании видели сущность добродетели.

В этике, наряду с индивидуалистическими тенденциями, встречаются космополитические. В религии К. Повторяют элеатское учение о единобожии, которое трудно согласить с их взглядами на истину и познание. Противоположность принципов, защищаемых К., неизбежно должна была привести к смерти этой школы. Лучшие ее тенденции перешли в стоицизм. Стоик Зенон является преемником К. Кратеса. Поводом к возникновению кинизма, т. Е. Одностороннего понимания Сократа, послужила двойственность в учения Сократа о добродетели. Видя в свободе человеческого духа высший принцип этики, а в добродетели — средство к достижению свободы, Сократ свободу понимал, с одной стороны, как освобождение от страстей, с другой — как подчинение страстей разуму.

Поэтому он вовсе не отрицал момента наслаждения и требовал лишь αυταρκέιαν, самообладания. К. Настаивают исключительно на первом моменте учения Сократа, утверждая, что только добродетель есть благо, а все остальное — зло. Вследствие этого К. Не могли ценить, как Сократ, знание. Они считали вредными не только науки, не имеющие отношение к добродетели (например, логику и физику), но даже и искусство и вообще знание, ибо занятие ими отвлекает от важнейшего — от работы над самим собой. Пренебрежение к науке К. Обосновывали номиналистической теорией познания, на которой очевидно влияние софиста Горгия. Необходимо, говорит Антисфен, определить понятие вещи. Но каждая вещь, в отличие от всякой другой, имеет лишь ей одной свойственные предикаты.

Поэтому нельзя ее определять общими понятиями и ни одно определение не достигает цели. Предмет может быть обозначен только именем, субъектом, который не способен стать предикатом. Все реальное — индивидуально. Общие понятия выражают не сущность вещей, а мысли людей о них. "Людей, — говорит Антисфен, — я вижу, а человечества не вижу". Из этой теории об именах и понятиях К. Заключают, что "нельзя себе противоречить". Отказавшись, таким образом, от всякой теории, К. Ограничивают область знания практикой. Знание имеет целью сделать человека добродетельным и вместе с тем счастливым. Счастье и добродетель суть тожественные понятия, ибо не может быть счастья без добродетели, а добродетель всегда ведет к счастью. Единственное зло — порочность.

Что не относится ни к добродетели, ни к порочности, то для человека безразлично. Внешние блага — богатство, почести и т. Д. — дело случая и не имеет значения. Для счастья они не нужны, а без добродетели они даже вредны. Самое вредное и тщетное — это наслаждение, считаемое обыкновенно людьми за нечто особенно ценное. Антисфен говорит, что он "охотнее сумасшествовал бы, чем наслаждался". Труд и бедствия — блага, ибо они освобождают человека от подчинения внешним условиям и от страстей. Только тот вид наслаждения, который проистекает от работы и не сопряжен с угрызениями совести, признается Антисфеном. Итак, счастлив только тот, кто равнодушен к бедности и богатству, к почестям или позору, к работе или наслаждению, к жизни или смерти.

По своему существу добродетель состоит в знании — не теоретическом, а жизненном, т. Е. Понимании. Добродетель едина. Она может быть приобретена путем обучения и не может быть утрачена. Приобрети знание, т. Е. Достигнуть добродетели, значит сделаться мудрецом. Противоположность мудреца и бессмысленной толпы служит неиссякаемым источником рассуждений и описаний К., в чем стоики им усердно подражали. К. Считали своей обязанностью служить поучительным примером для толпы, причем образ жизни их, наряду с удивительными чертами бескорыстия и свободы духа, представлял отвратительные черты бесстыдства и отсутствия эстетики. Из числа их правил, определявших образ жизни, достаточно привести одно. "можно употреблять в пищу все съедобное, не исключая и человеческого мяса".

Семью К. Должны были отрицать, как налагающую узы на свободу мудреца. Так как мудрец не может стать рабом, даже будучи проданным в рабство, то разницы между свободным и рабом для К. Не существует. Тем не менее им должно быть поставлено в заслугу, что они первые признали рабство неестественным состоянием (стоики в этом отношении лишь развили дальше учение К.). К государству К. Также относились, как к чему-то безразличному. Мудрец-киник выше государственных ограничений. Они не признавали и уз отечества. Космополитизм К. Проистекал из их индивидуализма и основывался не столько на идее равенства всех, сколько на самодовлении мудреца. В этом отношении стоики представляют действительный шаг вперед. К народной религии, с ее многобожием и человекообразностью богов, К.

Относились отрицательно, являясь в этом преемниками элеатского монотеизма. Единственный род служения Божеству, признаваемый К., это — добродетель. Молитва не имеет разумного основания. Мудрец не станет просить ничего противного добродетели, а обладая добродетелью, он обладает и всем, необходимым для него. Над мистериями греков К. Смеялись, но в то же время старались аллегорически истолковать мифы, влагая в них нравственный смысл. В противоречии с учением К. Стоит их стремление к образованию толпы (слова Антисфена, что он, подобно врачу, необходим для больных, а не для здоровых).См. Delaunay, "De cynismo ас praecipue de Antisthene, Diogene et Cratete" (П., 1831). Сохранившиеся отрывки собраны у Муллаха в "Fragmenta phil.

Graec." (II, ст. 261-395).Э. Радлов..

Значения в других словарях
Кинжал

Оружие вроде ножа или короткого меча, с прямым или изогнутым клинком, простым или двойным лезвием и рукояткой. Восточный "киджар", по изгибу своего клинка, есть, очевидно, подражание коровьему рогу, только в плоской форме (встречаются, впрочем, и круглые) и из стали. Это заставляет думать, что первобытный К. Был не что иное, как настоящий рог — предположение, подкрепляемое еще тем, что в отложениях палеолитической эпохи (во Франции) были находимы ветви оленьих рогов, обделанные в виде кинжала. Р..

Кинжал посадочный

Орудие, применяемое при посадке однолетней сосны в щель, подобно колу Бутлара (см.). Состоит из деревянной трехгранной пирамиды, длиной 60 см, оконечность которой окована железом.. ..

Кинир

(Κινύρας) — мифический первый царь Кипра, основатель кипрского культа и первый жрец Афродиты. Он принадлежит еще финикийской эпохе Кипра, но поселившимися впоследствии на острове греками включен в греческие мифы. Считался сыном (а по другим — любимцем) Аполлона. Раньше он был царем города Библа в Финикии, где особенно процветал культ Адониса. Прибыв в Кипр, он основал город Паф, в котором до позднейшего времени находилось общее святилище киприотов. Жрецы и прорицатели этого святилища Афродиты, а..

Кинит

Взрывчатый состав, предложенный в 1896 г. Cocking'ом, директором общества производства взрывчатых веществ "Kynoch", Ltd., в Англии, и допущенный к употреблению в угольных копях в присутствии рудничного газа и угольной пыли. Состав его следующий. Нитроглицерина 25—27 %, азотнобариевой соли 30—36 %, древесной муки 40—43 %, соды 0,5 %. Патент, кроме того, еще оговаривает прибавку 0,5—10 % щавелевоаммиачной соли. К. Употребляется в патронах из пергаментной бумаги и требует для детонации не менее 1 г..

Дополнительный поиск Киники Киники

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киники" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киники, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа