Климент Александрийский

117

(Тит Флавий) — один из знаменитейших христианских ученых первых веков (умер около 217 г.). Он родился в Афинах, хорошо изучил философию Платона и стоиков. До обращения в христианство (в зрелых годах) был посвящен в языческие мистерии. Из любви к знанию он стал изучать еврейство и христианство и, убедясь в превосходстве последнего, крестился, слушал в разных местах лучших христианских учителей и, встретив в Александрии Пантена, остался при нем, а когда Пантен отправился с миссионерской целью в Индию, был избран вместо него, в 190 г., на должность главного наставника и начальника александрийского огласительного училища, с возведением в сан пресвитера. В 202 г., во время гонения Септимия Севера, он удалился в Каппадокию, и неизвестно, возвратился ли в Александрию.В трех сочинениях, образующих как бы трилогию, — в "Увещании язычникам" (λογος προτρεπτικός), "Строматах" (στρωματεΐς — ковры) и "Педагоге" (παιδάγωγυς), К.

Рассматривает язычество, с его наукой и образованностью ("Увещание"), христианство, в его отношениях к язычеству и философии ("Строматы") и само в себе ("Педагог"), создавая таким образом теорию взаимного соглашения веры и знания, религии и науки. Вопреки учению Тертуллиана, Лактанция и др., которые провозглашали науку, как имеющую происхождение в язычестве, произведением дьявола, К. Учит, что нет веры без знания, как и знания без веры. Гармония веры и знания (γνωστική πίστις) есть высшая ступень духовного развития, совершеннейшая философия. Вера есть начаток знания (даже философы языческие начинали верой в свои теоремы, которые потом развивали в полные системы). В своем начале она не основывается на доказательствах, но должна превратиться в разумное знание.

На вере, как на основании, должно воздвигнуться здание ведения, которое имеет несколько степеней, но содержание которого — одно и то же у простого верующего и у ученого. Средства к достижению полной гармонии веры и знания заключаются в изучении всего круга наук, преподававшихся и в язычестве — грамматики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и особенно диалектики, которая есть ограда и для самих догматов веры (мысль буквально повторяющаяся и у Василия Великого). Все эти науки служат лишь ступенями к высшему знанию, которое есть философия, а она, в свою очередь, есть вспомогательное средство для веры, приближающее ее к разумению. Истинный философ возвращается туда же, откуда вышел. Выше открытого верой он не может подняться, она есть критерий всякой философии.

Основная идея этой схемы христианского образования тожественна с учением Филона, стремившегося слить в одно целое ветхозаветный иудейский супранатурализм и языческий идеализм. Но она развита К. В применении к христианству вполне своеобразно. Лучшая часть в сочинениях К. — его полемика и апологетика. Его опровержение иудейства и особенно язычества настолько сильно и основательно, что последующим учителям церкви в этом отношении приходилось лишь варьировать доказательства К.Сочинения К. Составляют доселе во многих частях один из первоисточников для изучения античной мифологии и философии, так как только в них имеются многие сведения о первой и многие отрывки из второй. О языческих мифах и философских учениях Климент судит не иначе, как на основании первоисточников и подлинных слов философов, своеобразно систематизируя мифологию (он делит развитие ее на семь периодов) и обнаруживая особенные симпатии к некоторым философским системам (к Платону и стоикам, что дает повод многим историкам считать его, и не без некоторого основания, не столько христианским богословом, сколько стоическим или платоническим философом), в которых К.

Видит следы сохранившегося первобытного божественного откровения и даже прямых заимствований из Св. Писания. Часть истин христианского учения, по мнению К., содержалась в язычестве, как плод в скорлупе. Между философией и Евангелием нет полной противоположности — это как бы "две ветви одного древа". Доказывая превосходство христианства перед язычеством, К. Незаметно для себя пришел, таким образом, к сглаживанию различия между ними, руководимый непреодолимым стремлением объединить религию и науку в одно нераздельное целое. Дальше, однако, К. Не пошел и спас для себя веру в церковный догмат, как догмат. Догматическое учение церкви у К. Изложено в размерах почти катехизических, но и оно имело большое значение для его времени, когда церковная догматика почти вовсе не была разработана.Особенно сильно сказалось влияние платонизма и стоицизма в нравственном учении К.

Самый принцип его морали есть принцип Платона и стоиков. Нравственное совершенство человека находится в прямой зависимости от его разумности. Всякое действие хорошо или худо настолько, насколько оно есть продукт знания или незнания. "Жизнь истинно христианская есть система действий разумных". Климент казуистически регламентирует весь внешний быт и поведение христианина в его обыденной жизни. Его "Педагог" представляет в этом отношении драгоценный первоисточник для культурной и бытовой истории греко-римского мира его времени. Критикуя жизнь язычников и полуязыческую внешнюю жизнь самих христиан своего времени, К. Подробно говорит о домашней мебели, пище, одежде, посуде, приборах, о том, как вести себя в собрании, чем развлекаться, о деторождении, об употреблении украшений и драгоценностей, об убранстве волос у женщин и бороды у мужчин, об истинной красоте лиц обоего пола, о банях и т.

Д., одним словом — дает первый христианский "Домострой". Одежда христианам рекомендуется белая, что означает чистоту нрава и непорочность жизни. Цветная одежда неприлична. Древние лакедемоняне хорошо делали, что позволяли их носить только публичным женщинам. Многие живут для того только, чтобы есть, а не для того едят, чтобы жить, как указывает природа. Поваренное искусство — самое вредное. Для истории социологических идей христианства весьма важно сочинение К. "о том, какой богач спасется" (Τίς ό σωζόμενος πλούσιος), составляющее толкование двух мест из Евангелия (Марк., X, 17-31 и Лук., Х, 30-37). Поставленный вопрос автор решает в том смысле, что от богатых людей христианство вовсе не требует безусловного отречения от богатства, особенно унаследованного, а лишь целесообразного, общеполезного его употребления.

Оно требует отречения лишь от пристрастия к нему, составляющего духовный недуг. В этом же сочинении находится яркая картина нравов того времени — очерк клиента-тунеядца и льстеца. Общий недостаток всех сочинений К. — непомерный аллегоризм в толковании Св. Писания, являющийся у него не как случайность, но как плод особой его теории, по которой он устанавливает деление христиан на две категории — несовершенных (простых) и совершенных. Простой, буквальный смысл Св. Писания может удовлетворять лишь "простых". Совершенным же христианам открывается высшее ведение, через аллегорическое толкование Писания.Сведения о Клименте Александрийском сообщаются у Евсевия, Иеронима, Епифания, Кирилла Александрийского и Фотия.

Более подробные исследования о нем — Тильемона, Фабриция, Селлье, также в "Патрологии" Мелера. Изложение и критика его доктрин — у Фреппеля ("Cours de l'éloquence Chrétienne", П., 1865), B. Ф. Певницкаго ("Труды Киевской духовной академии"), Дмитревского ("Александрийская школа", Казань, 1884), Ливанова, "Климент Александрийский и его сочинения" (в "Православном Обозрении", 1867). Из многочисленных изд. Его сочинений (они все исчислены в "Истории первобытной христианской проповеди" профессора Н. И. Барсова) лучшее — Гиллера и Неймана (Лейпциг, 1885).Н. Б-в..

Значения в других словарях
Клименков, Степан Иванович

(1805-1858) — медик, отец Ивана Степановича К. Окончив в 1827 г. Курс московского университета лекарем с отличием, был оставлен при университете для подготовки к докторскому экзамену. В 1828 г. Назначен там же субинспектором. В 1838 г. Получил степень доктора медицины за диссертацию "De haemorrhoidibus" (M., 1838). С 1852 г. Стал читать, в качестве адъюнкта, лекции государственного врачебноведения, гигиены и диететики. В 1852 г. — утвержден профессором. Кроме статей в специальных журналах, К. Пе..

Климент

Митрополит тырновский. Ум. В 1901 г.. ..

Климент митрополит тырновский

— митрополит тырновский, в миру Василий Друмев. Род. В 1839 г. Учился в Киеве. Большой известностью пользуются его исторический роман из времен восстания кирджалиев. "Нещастна фамилия, българска народна повесть" (1860. Новое изд., 1873) и историческая драма. "Иванку, убоецъть на Асеня I" (1872). В 1874 г. Он был сделан епископом (в Тырнове), потом митрополитом. В качестве епископа он был членом тырновского великого народного собрания (1879) и участвовал в выработке конституции, причем выражал вз..

Климент римские папы и антипапы

— имя 14 пап и 3 антипап. Климент I — см. Климент святой. Климент II (1046—1047, Суидгар, епископ бременский) — возведен на престол Генрихом III с целью реформировать папство, находившееся тогда в крайнем упадке, но успел только короновать императора. Климент III (1080—1100, Гиберт, архиепископ равенский) — антипапа, выставленный Генрихом IV против Григория VII, держался при двух преемниках этого последнего и был изгнан из Рима крестоносцами. Климент III (1187—1191, Паолино Сколари, из Рима) — п..

Дополнительный поиск Климент Александрийский Климент Александрийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Климент Александрийский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Климент Александрийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 23 символа