Климент святой
Отец церкви, по происхождению римлянин, обращенный в христианство апостолом Петром, потом бывший сотрудником апостола Павла в его апостольской проповеди (Филип., IV, 3) и, наконец, епископом римским (с 92 г.), скончался мученически в Херсонесе Таврическом (около 103 г.), куда был сослан императором Траяном. Мощи его взяты оттуда св. Кириллом и Мефодием, во время путешествия их к хозарам, и перенесены в Рим, где и находятся доселе. Его несомненная близость к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви. "правила святых апостолов" и "постановления апостольские". Доказано, однако, что оба эти произведения, в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.
Принадлежность К. Двух окружных "посланий к (христианским) девственницам", по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими. Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. После Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением. Его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними. "Второе послание к коринфянам", в неполном составе в первый раз открытое, с именем К., в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г.
Найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная К. В Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи. К. Приписывается еще сочинение, известное под названием "Клементины", в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников. Автор заметно склоняется на сторону первых.
Одна редакция их носит название. "Беседы (homiliae) К. Римскаго". Здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название "Воспоминаний К." (recognitiones) и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней К. Представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых К. Находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведет с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников (см.
Деяния апостольские). Кроме того, известны. А) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из "бесед" и "воспоминаний". Происхождение "Клементин" относят ко времени не ранее 171 г. И не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что "Клементины" — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века. Это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и И. Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства, "Клементины" не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учеными тюбингенской школы. Из старых изданий сочинений К.
Лучшее — Миня, "Patrologiae cursus" (ser. Lat., т. I). Затем Hilgenfeld, "Novum Testamentum extra canonem receptum". "Recognitiones" издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии — Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам — Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста — митрополита Вриенния (Константинополь, 1875). Русский перевод посланий — в "Памятниках древней христианской письменности" 1861 г. И в издании Преображенского (Москва, 1875). Второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав. Русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова. "История первобытной христианской проповеди" (СПб., 1885). Там же указание всей литературы о К. Новейшее сочинение о нем.
А. Приселков, "Климент Римский и его Послания" (СПб., 1887). Н. Б-в..
Дополнительный поиск Климент святой
На нашем сайте Вы найдете значение "Климент святой" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Климент святой, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 14 символа