Клир

93

(κλήρος, clerus) — причт, духовенство. К. В обширном смысле называется состав духовных лиц, по правилам христианской церкви посвященных на служение в ней, в менее обширном — совокупность всех духовных лиц церкви, за исключением архиереев, также — состав священно— и церковнослужителей при определенном церковном учреждении (при церкви приходской, соборной, домовой).Название κλήρος в применении к духовенству и в отличие от λαός — совокупности мирян, усвоено от упоминаемого в Св. Писании (Деян., I, 23-26) способа избрания на апостольское служение, посредством жребия, апостола Матфея. Состав К., способы принятия в К., условия посвящения, права, обязанности, положение и отношения клириков слагались в первоначальной церкви согласно учению, примерам и указаниям апостолов, практикой или обычаями и затем правилами церкви.

На основании апостольского учения и предания и правил вселенской церкви установились общие начала канонического положения К., соблюдавшиеся, развивавшиеся и сохранившиеся до настоящего времени не в одинаковом виде, в церквях православной, римско-католической, армяно-григорианской и в других древних восточных, а отчасти и в некоторых церквях позднейшего происхождения (англиканской, шведской, финляндской и до некоторой степени лютеранско-немецкой). Различные стороны правового положения К. И клириков к истории различных стран, поместных и вероисповедных церквей, сверх общих правил, сложившихся во время образования законодательства вселенской церкви, определялись еще местными обычаями и узаконениями, как церковными, так и государственными.

Различными соотношениями факторов, действовавших на историческое развитие К. В разные времена и в разных странах и церквях — вероучение, правила вселенской, поместных и вероисповедных церквей и государственных законодательств, — объясняются разности в составе и конструкции К. В различных странах и церквях, как в истории, так и в действующем праве современных церквей православной и римско-католической. По правилам православной вселенской церкви, в состав К. Входят два класса лиц. Церковнослужители (ύπηρεταί, κλήρίκοι в тесном смысле) и священнослужители (ίερωμένοι, ίερατίκοί). Первые поставляются на служение церкви через обряд χειροθέσια или определяются и причисляются в К. Распоряжениями церковной власти, на основании местного законодательства церковного и государственного.

В древней церкви в их состав в разных местностях включались иподиаконы, певцы, чтецы, аколуфы, экзорцисты, остиари, труждающиеся (κοπιάται), екдики, нотарии, defensores и т. П. Большая часть этих видов К. Не удержалась в истории православных поместных церквей. В древней России к клирикам причислялись дьяки, поддьяки, дьячки, пономари и другие "церковнии людие". Назывались они общим именем "причетников", которое удерживается и доселе. В XVIII и XIX вв. К разряду причетников, кроме дьячков и пономарей, принадлежали, по законодательству государственному, служители при различных церковных учреждениях (соборных церквях), положенные по штатам под разными именованиями (певчих, свещеносцев, звонарей, сторожей и др.).

В 1869 г. Узаконено признавать в К. Один вид церковнослужителей, а именно псаломщиков.В современном праве всех поместных православных церквей клириками в тесном смысле называются лица, "получившие посвящение на служение церкви вне алтаря" — иподиаконы, чтецы и певцы. В некоторых церквях к ним причисляются приготовляющиеся к поступлению в священные должности, состоящие под руководством епископов или допущенные к участию в богослужении церковном (в румынской церкви). В других церквях клириками считаются те, которые носят церковные звания и должности — как духовные, так и светские лица. В состав церковнослужителей или клириков, через религиозный обряд посвящения (χειροθέσια), совершаемый епископом, по правилам вселенской церкви не могут быть принимаемы.

Не принадлежащие к церкви, судившиеся и обвиненные в преступлениях против христианской нравственности, правил церкви и государственных законов, самооскопители, состоявшие или состоящие в незаконном браке, находящиеся в браке с иноверными, не обладающие правами гражданской свободы (рабы, состоящие под заключением, и т. П.), одержимые болезнями душевными (бесноватые) и телесными, препятствующими исполнению обязанностей в служении церкви, не приготовившиеся к сему служению и не испытанные епископом в поведении и в подготовке к церковному служению. Положительные условия, требуемые от кандидата на звание клирика, следующие. Узаконенный правилами местной церкви возраст, принадлежность к православному вероисповеданию, безукоризненное нравственное поведение, установленная правилами или обычаями местной церкви степень образования, подготовленность и расположение к церковной службе, телесное здоровье и душевное состояние, необходимое для исполнения обязанностей клирика.

К особенностям положения клириков в церкви относятся. Подсудность их церковному суду по церковным делам, правам и отношениям, подчиненность и послушание церковной власти по должности, содержание от должности и преимущественное перед мирянами, при равных условиях, право на посвящение в священный сан диакона. Гражданские, государственные и общественные права определяются законодательством государства. Церковные права клириков прекращаются увольнением от должности по собственному желанию или по распоряжению церковной власти, по приговору церковного суда и в случае осуждения по уголовному преступлению.Священнослужителями называются такие духовные лица православной церкви, которые посвящены на служение церкви через таинство священства посредством рукоположения — χειροτόνια — и имеют своим назначением распространять и утверждать в людях учение христианской веры и начала христианской нравственности, совершать богослужение и таинства и участвовать в устройстве и управлении церковном.

К классу священнослужителей, по различию трех степеней священства, принадлежат диаконы, пресвитеры и епископы (см.). В степень диакона не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть приняты в клирики (церковнослужители), а также не достигшие 25-ти лет, не отличающиеся безупречной жизнью, не обладающие степенью знаний, определенными правилами поместных церквей, двоеженцы, женившиеся на вдове или на разведенной от брака или на порочной девице, вступившие в брак, подлежащий признанию недействительным, предполагающие вступить в брак после посвящения, имеющие в своей семье членов неправославной веры и не подготовленные к посвящению предварительной службой в клире или соответственным ей служением церкви (в учительской должности), или воспитанием и хиротезией.

К степени дьяконской в некоторых поместных церквях причисляются и иподиаконы (см.), которые, в таком случае, посвящаются на условиях, равных с диаконами. В пресвитерскую степень не могут быть посвящены такие лица, которые не могут быть диаконами, но, сверх того, от кандидатов в пресвитеры требуются. Возраст не ниже 30 лет (VI всел., прав. 14), образовательный богословский ценз, установленный обычаями или правилами поместных церквей, предварительное служение в церкви, состояние в степени диакона и твердость в вере и в беспорочной жизни, засвидетельствованная испытанием на исповеди. Особенные условия, требуемые от кандидата в епископы, сверх установленных для посвящаемых в пресвитерский сан, суть следующие.

Испытанная не менее как в течение 4 лет верность православию, степень знаний в Священном Писании и в канонах церкви, достаточная для разъяснения их другим людам, состояние в сане пресвитерском, свобода от супружества, отсутствие телесных недостатков (глухота, недостатки в речи), могущих препятствовать исполнению епископских обязанностей, и, по распространенной во многих поместных церквях практике, предварительное, прежде посвящения, пострижение в монашество (особенные церковные права и обязанности каждого вида священнослужителей — см. Диаконы, Пресвитеры, Епископы). Особенности правового положения всех священнослужителей, по правилам вселенской церкви, следующие. 1) они не могут принимать на себя мирских попечений и вдаваться в народное управление, т.

Е. Занимать должностей в государстве, земстве, обществе и в заведовании имениями частных лиц. 2) не могут вступать в брак, быть поручителями за других, поверенными и ходатаями в чужих делах, за исключением дел церкви и малолетних, под их опекой состоящих. 3) они состоят по всем церковным делам, правам и отношениям в повиновении, подчиненности и подсудности церковной власти, также и по обвинению в таких уголовных преступлениях, которые несовместимы с саном священнослужительским. На основании этих принципов регулируется юридическое положение священнослужителей православной церкви в поместных церквях и разных странах законодательством государственным и местно-церковным. Права священнослужителей теряются. Добровольным сложением сана с разрешения церковной власти, по приговорам церковных и государственных судов, вследствие обвинения в преступлениях, а права епископские, сверх того, — принятием пострижения в схиму.Источники и литература.

"Книга правил свв. Апостол, вселенских и поместных соборов и св. Отец" (изд. 1862). "Прибавление к Духовному Регламенту о правилах причта церковного" (М., 1856, стр. 95 и сл.). "О должностях пресвитеров приходских" (25 изд., М., 1853). Шагуна, "Краткое изложение канонического права" (СПб., 1872, стр. 218-237, 257-262). Бердников, "Краткий курс церковного права" (Казань, 1888, стр. 40-48). Д-р Милаш, "Православно-церковное право" (Задар, 1890, стр. 233-278).Римско-католическая церковь с XII века присвоила себе исключительную власть, независимо от государства, определять и узаконять в церкви и государстве положение и права К., как особого состояния церковного (Status ecclesiasticus). Но в новейшие времена государственное законодательство всех стран ограничивает многие привилегии К., усвояемые ему римско-католической иерархией.

По каноническому праву римско-католической церкви, К. Предназначается к исключительному управлению в церкви и разделяется на clerus saecularis и regularis (см. Монашество). Способами вступления и принятия в К. Служат tonsura (пострижение) и ordinatio (посвящение). Эти способы столь же необходимы для приобретения прав клирика, как крещение — для вступления в состав членов церкви. Церковью принято семь степеней посвящения. По различию степеней клирики носят разные названия, приобретают различные права и разделяются на ordines minores — низших клириков, к которым принадлежат ostiarii, lectores, exorcistae, acolythae, принимаемые через tonsura, и на ordines majores, к которым относятся subdiaconi, diaconi et presbyteri.

Выше пресвитерского сана стоит ordo episcoporum, члены которого получают сан посредством consecratio episcopalis. Для принятия в К. Установлены условия со стороны принимаемого (ordinandus) и принимающего (ordinarius) и основания (tituli ordinationis). Для вступления в К. Требуется со стороны вступающего абсолютная способность быть клириком и наличность определенных качеств. Неспособными к вступлению в К. Признаются не крещенные и женщины. Препятствиями к принятию в К. Служат личные недостатки кандидатов, называемые irregularitates. Irregularitates — двоякого рода. Ex defectu и ex delicto. Irregularitates ex defectu. A) def. Natalium — происхождение от незаконного брака. B) def. Libertatis, по которому не могут быть приняты в клир рабы, крепостные, супруги без согласия жен, обязанные отчетностью по управлению общественными кассами или чужими имениями.

С) def. Aetatis — недостаток возраста, который определен для принятия в ordines majores в 21, 22 и 24 года, а для посвящения в епископы — в 30 лет. D) def. Corporis, препятствующий исполнению важнейших обязанностей клирского звания или несовместный с его достоинством. E) def. Scientiae — недостаток образовательного ценза, установленного на Триентском соборе. F) def. Animi — т. Е. Болезнь душевная. G) def. Sacramenti, по которому не принимаются лица, бывшие в двух последовательных браках, женатые на вдовах и т. П. H) def. Perfectae lenitatis — недостаток мягкосердечия, предполагаемый в лицах, участвовавших в постановлении или исполнении смертного приговора, в убийцах, военных людях, бывших на войне, хирургах. I) def. Fidei, по которому исключаются из кандидатов в К.

Новообращенные, не конфирмованные, крещенные в тяжкой болезни (clinici). Некоторые из перечисленных irregularitates (например, def. Natalium legitimorum) могут быть устранены диспенсацией папы. К irregularilates ex delicto относятся все вообще преступления и проступки, которые, по законам государства и правилам церкви, соединены с infamia.Посвящать в К. Может лишь иерарх, обладающий ordinaria jurisdictione в отношении к посвящаемому или получивший на то дозволение. Основаниями для посвящения в К. Новых лиц служат. A) titulus beneficii — наличность должности, обеспеченной достаточным материальным содержанием. B) tit. Patrimonii vel pensionis — по которому посвящаемое лицо может получать содержание или из собственного имущества, или из стипендии, назначенной ему каким-либо учреждением или частным лицом.

С) tit. Mensae, по которому епископ или иное лицо обязывается доставлять посвящаемому достаточное содержание. D) tit. Religiosae professionis — назначение посвящаемого для совершения церковной службы в монастырях и е) tit. Missionis — посвящение для отправления на миссионерскую деятельность.Клирики, по правилам церкви, пользуются особыми преимуществами, которые называются privilegia cleri. Виды этих привилегий следующие. A) privilegia canonis, к которым относятся особое место в церкви, право на уважение от мирян, особая одежда и участие в управлении церковными учреждениями по назначению ordinarii. B) priv. Fori — исключительная подсудность церковной юрисдикции во всех делах, церковных, гражданских и уголовных.

Но эта привилегия законами современных государств ограничена в различных странах в различной степени. С) priv. Immunitatis — свобода от личных податей и повинностей, государственных, земских и общественных. Она также ограничивается законодательствами отдельных государств, и d) beneficium competentiae — право на приличное содержание при всех обстоятельствах жизни. В особенные обязанности клирикам вменены. Безбрачие, ежедневное прочтение положенных молитв, полное послушание церковной власти, удаление от мирских занятий и увеселений.Ср. Hinsetius, "Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten" (Берлин, 1869). Schulte, "Lehrbuch des Kath. Und evangelischen Kirchenrechts" (4 изд., Гиссен). Об истории клира на западе — см.

Церковь в России. См. Также Духовенство.М. Горчаков..

Значения в других словарях
Клиппер

Поморское судно, плавающее на Белом море и мало отличающееся по конструкции от шхуны. Различие их названий происходит от неодинаковости оснастки. В 1881-90 гг. Безденежно отпущено из казенных дач Архангельской губернии леса на постройку 91 такого судна.См. "Лесной Журнал" (1893, кн. 6). Ср. Также Корабль.. ..

Клипштейн

(Филипп Энгел von Klipstein, 1777-1866) — ученый немецкий лесовод. Изучив лесное хозяйство в Гингене, под руководством Гартига, поступил в 1799 г. На службу к князю Сольм-Лихтенштейну и вскоре основал в Гогенсольме частный лесной институт. В 1816 г. Перешел на государственную службу в Гессен-Дармштадт. Автор сочинений. "Versuch einer Anweisung zur Farst-Betriebs-Regulirung nach neueren Ansichten bearbeitet" (1823), "Der Waldfeldbau mit besonderer Rücksicht auf das Grossherzogthum Hessen" (1850) ..

Клиринг-Гоуз

(Clearing-House) — см. Расчетные палаты.. ..

Дополнительный поиск Клир Клир

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клир" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клир, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа