Колокола

68

В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 — 431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для них послужили полевые цветы — колокольчики, мелодического шелеста которых заслушался однажды этот епископ. В сочинениях самого Павлина, однако, о К. Вовсе не упоминается. В исторических памятниках Запада впервые говорится об устройстве К. (при церквах Рима и Орлеана) лишь в VII в. Вероятнее предположение, что мысль об употреблении К. При богослужении возникла под влиянием колокольчиков (tintinnabulum), бывших в употреблении у римлян (и раньше — у египтян и евреев) для призыва домашней прислуги и рабов, для подачи сигналов в общественных собраниях и т.

П. Во время гонений на христиан об употреблении К. Не могло быть и речи. Призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков (называвшихся на Востоке лаосинактами — народособирателями). Позже в монастырях призывали в храм возглашением перед дверями каждой келлии аллилуйя, а еще позже вошли в употребление в монастырях и приходских церквах била (см.). После Константина Великого вошли было в употребление для той же цели духовые инструменты — трубы. В VIII в. К. На Западе были при церквах в общем употреблении, благодаря Карлу Великому. Делались они тогда из сплава меди и олова. Позже к этим металлам стали прибавлять железо и даже серебро. Папа Иоанн XIV установил обычай "крещения" К., при котором каждому К.

Давалось имя какого-либо святого, что на Западе существует доселе, причем К. Усвояется сила своим звоном прогонять бесов и даже болезни. На большом К. В Женеве значится надпись. Pestem fugo, pello daemones. На Востоке К. Появились в первый раз лишь в середине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886 г.) венецианский дож Орсо прислал в Константинополь двенадцать К. Для вновь сооруженной церкви. Это нововведение сначала не привилось на Востоке, который долго оставался при своих билах. Только со времени занятия Константинополя крестоносцами (1204) К. Вновь стали в нем появляться. Сначала К. Были очень небольшой величины. Когда, в XI в., при соборной церкви города Гильдесгейма был повешен К. В 100 пудов, то он всем казался чудом.

В Россию К. Перешли не из Византии, а с Запада, на что указывает уже их русское название (от нем. Glocke, древнее Clocke). Первое упоминание о них в летописях относится к 988 г. В Новгороде К. Появились при церквах в самом начале XI в. В домонгольский период существовали уже при Десятинной и Ирининской церквах в Киеве, во Владимире на Клязьме (около 1170 г.), в Новгороде Северском, в Полоцке. К. Русские были также сначала небольшой величины. Когда архиепископ новгородский Макарий, в 1530 г., соорудил для софийской церкви К. В 250 пудов, то летописец замечает, что "такого николиже не бывало". Сами русские стали лить К. Впервые в Киеве, в середине XIII в. После татарского ига они снова привозились из-за границы, по крайней мере, в Русь северо-восточную.

С XVIII столетия К. Стали делаться в России, местными средствами, хотя иногда и иностранными мастерами. От процентного содержания различных металлов зависит степень звучности и его тембр. В недавнее время (в 1889 г.) сооружен в Харькове К. Из чистого серебра (с необходимой лигатурой), единственный, кажется, в целом мире (см. Звон). Прежде, чем быть помещенным на колокольню, каждый К. Освящается архиереем или священником по особому чинопоследованию, помещаемому в "Большом требнике" (См. Звон колокольный).H. Б-в.В настоящее время колокололитейным делом в России занято 25 заводов, с ежегодным производством в 923000 руб. На Западе лучшими колокольными заводами славятся Голландия и Бреславль, а у нас Москва, Ярославль, Воронеж, Валдай, Кострома, и Енисейск.

Московские К. Известны чистотой и силой звука. По форме, различной как в главном контуре, так и в частностях, К. Бывают трех главных типов. Русского, западноевропейского и китайского. Самая главная и общеупотребительная форма нашего К., в котором поперечник основания (или диаметр отверстия) равен высоте его с ушами, составляющими, в свою очередь, седьмую часть высоты и изготовляющимися в зависимости от величины К., с двумя или четырьмя отверстиями. Поперечник верхнего пояса, при начале надписей или украшений, составляет около двух третей поперечника в краях. В западноевропейских К. Поперечник сравнительно больше, чем в наших К., а высота меньше — около 7/8 основания. Резкое отличие их — уши, отливаемые в виде кольца для более удобного раскачивания К.

Звук их резкий и сильный, но короткий, наших же — не резкий, но продолжительный. Форма китайских К., схожих отчасти с индийскими и японскими, отличается большой сжатостью снизу. Поперечник основания немного более поперечника верхнего пояса и почти вдвое меньше высоты. Другое отличие их — полукруглые или острые городки, украшающие края их. Китайские К. Некрасивы, звук их глух и непродолжителен.Замечательные K. России. Уже исстари Россия славилась своими К. До Петра в одной Москве колоколов было так много, что только из лишних в зиму 1700 г. Отлили 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. К. Свыше 1000 пудов находятся при многих монастырях. Древнейший и огромнейший К. В Москве "Царь Колокол", переливавшийся несколько раз, начиная с XVI в., и весящий 12327 пудов.

При Елизавете Петровне, в 1760 г., отлит К. В 3351 пуд, разбившийся в 1812 г. Взамен его в 1817 г. Отлит новый в 4000 пудов (большой успенский). Такого же веса К. Имеется и в Троице-Сергиевой лавре, отлитый в 1748 г. Два К. Замечательны по своему певучему звону. Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Симоновский в Москве. Оба отлиты в XVII в. Совершенно особо от всех русских К. Стоят знаменитые ростовские звоны. Сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных, которые известны всей России и упоминаются во многих исторических и археологических памятниках. Всего К. В ростовской соборной церкви 13, и 9 из них именные. Наиболее старинные и крупные — "Сысой" и "Полиелейный", оба в 2000 пудов. Музыкальным строем колоколов известен у нас священник Израилев (см.

Ниже), о вечевом колоколе см. Вече. Об угличском К. — см. Ссыльный колокол.Второе место по богатству К. Занимает Англия, где звонить в К. — любимое народное увеселение. Там есть даже общества любителей К., общества звонарей. Но благодаря исчезновению монастырей, число К. Стало уменьшаться. Известные по всей Англии К. "Большой Том" на Christ-Church-College в Оксфорде (425 пудов) и "Великий Петр" в йоркском соборе (602 пуда). Во Франции самый старинный и большой К. "Бурдон", в соборе Парижской Богоматери (800 пудов). Италия. Рим имеет лучшие К. В соборе св. Петра (835 пудов), на Капитолии (534 пуда) и др. В Германии сохранились К. От древнейшего времени. Самый древний — 1144 г. В Иггенсбахе, в Нижней Баварии. Затем 2 К. — XIII в., 6 — XIV в., 8 — XV в.

И т. Д. Самый большой К. — в кельнском соборе (Kaiserglocke, 1600 пудов). В Австрии известен своими размерами К. На башне церкви св. Стефана в Вене (989 пудов). В Швеции есть оригинальные по материалу К. Из стекла (в Упсале), издающие превосходный звук. В средневековых легендах Западной Европы рассказы о К. Занимают немалое место — звон К. Является в них молящим, радостным, гневным. Сами К. Любят свои места, неохотно покидают церковь, именем покровителя которой они освящены. Звонят сами без участия людей, что обыкновенно считалось предвестием бедствия.В. Р.Колокола (campana — итал., cloches — фр., Glocke — нем.) средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность.

К. Бывают различных величин и всех строев. Чем К. Больше, тем ниже его строй. Каждый К. Издает только один звук. Партия для К. Средних размеров пишется в басовом ключе, для К. Малых размеров — в скрипичном. К. Средних размеров звучат октавой выше написанных нот. Набор К. Средних размеров имеет следующий объем:Применение К. Более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде, так как для звука до в первой октаве потребовался бы К. Весом в 2862 кг, а для звука на октаву ниже К. Церкви св. Павла в Лондоне, весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского К. (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-К. (350800 кг). В 4-м акте оперы "Гугеноты" Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных К., издающих звуки фа в 1-й октаве и до во 2-й.

К. Применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для К. Числом от 1 до 3 К., строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки К. Средних размеров имеют торжественный характер.Набор К. (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами (carillon — фр., Glockenspiel — нем.). Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне.

Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные К. Существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича. В настоящее время на строй К. Обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному. Гармонически настроенные К. Протоиерея Израилева находятся. На колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. "Журнал Русского Физико-химического Общества", т.

XVI, 1884 г. И стр. 17, "Русского Паломника", 1887 г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов. В настоящее время в театрах стали применять К.-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных К. Объем набора таких К.:Для колоколен изобретен в 1893 г. Англичанином Герингтоном набор цилиндров разной длины из особенного металлического сплава с бьющими по ним молотками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра — сила. Цилиндры поддаются точному строю и не столь массивны, как К. Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в прошлом столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях.

Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере "Волшебная флейта". В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном (см.). Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Объем металлофона:Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.Н. Соловьев..

Значения в других словарях
Колокинт

Иначе горький огурец, колокинтовый огурец (Cucumis colocynthis L. Или Citrullus colocynthis Schrad.) — травянистое многолетнее растение, принадлежащее к семейству тыквенных (Cucurbitaceae). Стебли у него цепляющиеся, листья шероховатые, округло сердцевидные, многократно лопастные, с тупыми лопастями. Плоды шаровидные, гладкие, величиной с кулак, зеленые с желтыми пятнами. Белая губчатая мякоть плода необычайно горька. Родина этого растения северная Африка и Восток. В этих странах это растение вс..

Колокол

(газета) — см. Герцен, А. И.. ..

Колоколов Георгий Евграфович

— криминалист, доктор уголовного права, с 1881 г. Профессор московского университета по кафедре уголовного права. Напечатал "Очерк социального быта германцев во времена Цезаря и Тацита" ("Юридический Вестник", 1883, № 3) и ценные монографии. "О соучастии в преступлении" (М., 1881) и "К учению о покушении" (М., 1884). Исследования эти представляют попытку самостоятельного решения основных вопросов уголовного права. По основным воззрениям, автор — детерминист. В учении о покушении он стоит на субъ..

Колоколов Иван Дмитриевич

— воспитывался в тверской семинарии и петербургской духовной академии, при которой, окончив курс в 1812 г. Магистром, 22 года был бакалавром греческого языка. С 1830 г., в продолжение 30 лет, служил священником при Николо-Богоявленском морском соборе, а с 1860 г. Был протоиереем Исаакиевского собора. Умер в 1869 г. Перевел "Св. Иоанна Златоустого слово о священстве" (СПб., 1836) и участвовал в новом переводе с греческого. " Православного исповедания", переведенного Петром Могилой, и "Правил всел..

Дополнительный поиск Колокола Колокола

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Колокола" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Колокола, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа