Крестцы места перекрещивания путей
—(перекрестки, распутия — διεξόδοι, συνόδοι, нем. Kreuzweg, испан. Encruziada, среднев. Латин. Crucichium) — места перекрещивания путей. В жизни народной имеют с давних пор важное религиозное и юридическое значение. В Риме на распутьях ставились изображения Меркурия, Януса и Дианы. Здесь же совершались празднества в честь Ларов, с принесением в жертву маковых и чесночных головок. У большинства древних народов, особенно в городах, на К. Происходили народные сборища. В средние века на перекрестках совершались купчие и дарственные акты. Чехи представляли там в личинах тени усопших, для их успокоения. В Польше и Литве на К. Обыкновенно хоронили ведьм, самоубийц и душегубцев, ставя над могилами кресты, отчего и место называлось krzyźowa droga.
По русским сказаниям, богатырь завещает хоронить себя между трех дорог. Древнерусские К. Служили местом разных суеверных обрядов, волхвований и чародейств. По народному поверью, от встречи ветров с четырех сторон бывает чума и всякие болезни, для избавления от которых путник должен осенять себя крестным знамением и "творить Иисусову молитву". В Костромской губ. До сих пор для избавления от лихорадки ставят на К. Горшок с пирожками и поясом больного. На святках и теперь К. Служат местом "гаданий и слушаний". С древних времен на Руси на перекрестках ставили кресты и даже часовни с изображением св. Параскевы Пятницы, от которой часовни назывались Пятницами. Этим иногда увековечивались достопамятные события. В самой Москве немало на К.
Часовен. На К. Никольском, Ильинском и Варварском в Китае-городе в торговые дни кликали бирючи, объявлялись царские указы, свозились тела безродных преступников для сбора на их погребение, сбирались нищие и калеки, производилась торговля лубочными изделиями, лекарствами, а до 1729 г. — и серебром. Никольский К., часто встречающийся в юридических актах XVII в., имел преимущественно судебно-религиозное значение, Ильинский — торговое, а также с 1685 г. Был местом торговой казни. На Варварском было сходбище знахарей и лекарок. Крестцом называлась также тиунская пошлина, взимавшаяся в тиунскую поповскую избу с священнослужителей, сбиравшихся на К. (преимущественно на Ильинском) для найма к московским священникам "по многим церквам обедни служити".
О злоупотреблениях таким К. Подробно говорит грамота патриарху Иову 1604 г. Духовная власть часто ополчалась против этого обычая, но безуспешно. В Стоглаве читаем. "искони вечная тиунская пошлина ведется, глаголемая крестцом, не вем како уставися, кроме священных правил". Ср. "Описание Москвы" Снегирева, т. I, и его же ст. В "Московских Ведомостях" (1852 г., № 145).В. Р..
Дополнительный поиск Крестцы места перекрещивания путей
На нашем сайте Вы найдете значение "Крестцы места перекрещивания путей" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крестцы места перекрещивания путей, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 34 символа